Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПрофессиональное воспитание является основной частью системы воспитания в медицинском колледже и играет первостепенную роль в развитии профессиональных компетенций и профессиональной культуры личности будущего специалиста.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
В Сахалинском базовом медицинском колледже профессиональное воспитание выступает как целенаправленный, организованный процесс формирования личности, в результате которого – обретение будущими медицинскими работниками системы профессиональных ценностей и идеалов, расширение важных аспектов духовно-нравственного становления и освоение профессиональных умений, навыков, соблюдение медицинской этики, деонтологии, понимание значимости своего профессионального труда, как сознательного и творческого отношения к профессиональной деятельности, которая во многом предопределяет меру их успешности и востребованности на рынке труда.
При подготовке будущих медицинских работников педагогический коллектив колледжа ставит перед собой одну из главных задач – формирование специалистов, обладающих профессионально-нравственными качествами. Формирование такого специалиста осуществляется в ходе образовательного процесса: во время проведения учебных занятий и на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания, стратегической целью которой является формирование личности обучающегося как профессионала в своей будущей профессии, обладающего широким мировоззрением, гражданской ответственностью, стремлением к профессиональному, интеллектуальному и социальному развитию через создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации будущего медицинского работника.
Фактором положительного отношения к будущей профессиональной деятельности на этапе приобретения образования является не только освоение основного вида деятельности, но и развитие необходимых компетенций и профессионально важных качеств обучающегося медицинского колледжа.
Для совершенствования и развития профессионального воспитания в условиях обновленных федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в колледже созданы все условия для формирования профессиональных, духовно-нравственных, гражданско-патриотических качеств будущего медицинского работника. Здесь важны и содержание учебной дисциплины (модуля), и технологии, и методы, и формы, и средства обучения. Применение практико-ориентированного обучения является главным условием подготовки специалистов среднего звена. Большое значение в формировании практико-ориентированных технологий имеет факт участия обучающихся колледжа в чемпионате профессионального мастерства «Профессионалы» -проверка возможностей будущего специалиста, направленных на самостоятельное приобретение ими новых знаний, развитие творческого потенциала. Участие в таком движении дает возможность быть востребованным специалистом, способствует повышению конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников колледжа.
В медицине усиливается значение морально-этических норм и принципов медицинского работника. Медицинский работник – это призвание, требующее определенных качеств личности, требуемой духовно-нравственной культуры, поэтому на практических занятиях, преподаватель помимо учебных целей ставит и воспитательные – повышение уровня культуры будущих медицинских работников и развитие нравственных качеств.
В ходе освоения образовательных программ среднего профессионального образования по специальностям 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело учитываются и достижения обучающимися личностных результатов. В комплекс критериев оценки личностных результатов обучающихся входят:
Большое значение имеет и воспитание профессионально-информационной культуры как источника профессиональных знаний. Это и умение использовать специальную, медицинскую литературу, справочники по специальности, и информационно-коммуникационные технологии, проявлять интерес к периодическим изданиям профессиональной направленности.
Нельзя не отметить и такую важную составляющую профессионального воспитания, как внеаудиторную деятельность. Внеаудиторная деятельность – неотъемлемая часть процесса формирования общих и профессиональных компетенций, что является основой реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Участие обучающихся во внеаудиторных мероприятиях на протяжении всего обучения, способствует не только развитию личности, но и повышает интерес к избранной профессии, приводит к осознанию значимости будущей профессии, гордости, любви к своей профессии, позволяет овладеть основами этики медицинского работника, сознательного отношения к профессиональному долгу. Эффективность проводимых мероприятий нацелено на профессионально-личностное развитие обучающихся, формирование компетентных специалистов, готовых к самостоятельной профессиональной деятельности.
Сотрудничество преподавателей и обучающихся в сфере их совместной учебной и внеаудиторной деятельности направлены на формирование таких качеств, как трудолюбие, целеустремленность, способность принимать ответственное решение, умение работать в коллективе.
Благодаря совместной работе кураторов учебных групп, педагога-организатора, музыкального руководителя при проведении таких мероприятий, как «Посвящение в студенты», профессиональные конкурсы «Профессия добрых сердец», «Молодые медики – светлые умы», «Лучший по профессии», на которых обучающимся дается и возможность продемонстрировать творческие способности, лидерские качества, достижения которых способствуют решению задач по формированию личности обучающегося и осуществлению комплексного подхода к профессиональному воспитанию и социальной значимости своей будущей профессии.
Важным фактором формирования общих компетенций являются проведение бесед на профессиональные темы: «Мы выбрали медицину!», «Моя профессия - фельдшер», «Моя профессия – медицинская сестра», «Люди в белых халатах», «Профессией горжусь»; диспуты и обсуждения «Правовая ответственность медицинского работника», «Первые шаги при устройстве на работу», «Я – волонтер-медик!»; круглые столы; экскурсии в медицинские организации; встречи с работодателями, специалистами; конкурсы профессионального мастерства; профилактические акции; тематические вечера и др.
Большую роль в подготовке специалистов играет учебно-исследовательская работа, ориентированная на проблемы, связанные со здоровьем населения, профилактикой наиболее распространенных патологий в Сахалинской области. Студенты занимаются учебно-исследовательской работой при создании курсовых и дипломных работ, которые рецензируются специалистами практического здравоохранения.
В рамках гражданско-патриотического направления в профессиональном воспитании обучающихся реализуется комплекс мероприятий, направленных на формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, развития общественной профессиональной активности обучающихся. Ежегодно проводятся литературно-музыкальные композиции, литературные гостиные, вечера-встречи на тему: «Живая память», «Огонь войны души не сжег», «Медики в годы Великой Отечественной войны», «С чего начинается Родина», «Бессмертный полк моей семьи»; час памяти «Беслан: прерванный урок», «Потомки гордятся славой героев» и др.
Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства осуществляется через профилактику асоциальных явлений, пропаганду здорового образа жизни и физической культуры, организацию досуговой деятельности. По формированию здорового образа жизни и развитию творчества обучающихся, преподаватели совместно со студентами выпускают санитарные бюллетени, проводят профилактические акции, принимают участие в конференциях, лекториях, посвященных Всемирному дню безопасности пациентов, Всемирному дню борьбы со СПИДом, Всемирному дню здоровья, Всемирному дню борьбы против диабета, Всемирному дню борьбы с туберкулезом и др.
Большое внимание профилактической работе по здоровьесбережению обучающихся уделяется во время прохождения производственной практики в медицинских организациях: студенты проводят беседы с пациентами, обучают их приемам и методам самопомощи при различных состояниях, приобретают умения вести санитарно-просветительскую работу среди населения и проводят исследовательскую работу.
Традиционно в колледже проводятся мероприятия по воспитанию здорового образа жизни, культуры здоровья, это:
Студенты колледжа постоянно участвуют в ярмарках-инсталляциях профессий, в проведении профилактических и реабилитационных мероприятий совместно со специалистами медицинских организаций, владеют профессиональными и коммуникативными навыками, которые нужны для эффективной работы в команде.
По итогам, проведенных мероприятий по направлениям профессионального воспитания, предполагается достижение следующих результатов – успешная социализация личности будущего медицинского работника в профессиональном образовании; поддержание положительного имиджа образовательной организации; решаются задачи по формированию профессиональной компетентности, развитию мотивации к профессиональному саморазвитию и повышению своей квалификации. Результатом профессионального воспитания выступают не только знания, умения обучающегося, полученные в ходе обучения и производственной практики, но и складывается система профессиональных ценностей и идеалов, духовных потребностей, мотиваций, которые должным образом способствуют формированию личности будущего специалиста.
Профессиональное воспитание будущего медицинского работника во многом определяется обеспечением условий для проявления и закрепления личностных качеств, мерой реальной включенности обучающихся в общественно полезную деятельность, в реальные профессионально-трудовые отношения, в профессиональную среду медицинских работников. В связи с этим, в колледже разработана Программа профессионального воспитания и социализации обучающихся, в которой представлена стратегия и тактика развития работы колледжа по вопросам профессионального воспитания и социализации обучающихся.
В данном аспекте активно развивается социальное партнерство и взаимодействие партнеров-участников с целью формирования у обучающихся гражданской позиции, сохранения и приумножения нравственных и культурных ценностей, расширения возможностей для организации видов практик, трудоустройства выпускников колледжа, инициирование совместных научных, учебных и творческих проектов и мероприятий.
Создание комплексной системы профессионального воспитания обеспечивает и развитие социально-психологической адаптации обучающихся. В основные задачи Программы включены:
Применение широкого спектра форм добровольческого волонтерского движения позволяет нашим студентам активно участвовать в различных мероприятиях социально значимого характера. Особое внимание уделяется развитию добровольчества в сфере здравоохранения, престижу медицинских профессий, широкому медицинскому просвещению населения. Волонтеры-медики принимают активное участие в федеральном проекте «Добро в село». Волонтерская деятельность курируется координатором Сахалинского регионального отделения всероссийского общественного движения добровольцев «Волонтеры-медики».
На базе колледжа созданы студенческие медицинские отряды: «Panacea», «Encephalon», «Ангелы в белых халатах», с целью общественного воспитания, формирования гражданственности, патриотизма у молодежи, реализации социальных и трудовых инициатив студенчества, приобретения молодыми людьми навыков профессиональной трудовой и управленческой деятельности, содействия личностному развитию, а также процессам трудовой и социальной адаптации молодежи. Студенческие медицинские отряды – это динамично развивающее направление, которое приобретают большую значимость в становлении будущего специалиста, формируя не только профессиональные компетенции, но и воспитывая в нем упорство, трудолюбие, любовь к профессии, умение созидать, быть полезным обществу и, конечно, же быть социально активным гражданином своей страны.
В повышении профессионально-личностных качеств молодых специалистов, готовящихся к трудовой деятельности в системе здравоохранения, развитии коммуникативных навыков и умений, особую роль играют современные технологии успешного трудоустройства – опыт работы во время прохождения производственной практики; составление индивидуальных перспективных планов профессионального развития выпускника; грамотное составление резюме, портфолио. Службой профориентации и содействия трудоустройству выпускников проводится консультационная работа с выпускниками по вопросам делового общения в процессе трудоустройства, обеспечивается координация трудоустройства.
Для того, чтобы выпускник медицинского колледжа был профессионально мобилен, самостоятелен и востребован, его должны отличать коммуникабельность, толерантность, эмпатия, умение критически мыслить, анализировать поступки и факты, отстаивать собственную точку зрения, направленные на развитие профессионально-личностных качеств, умений ориентироваться на рынке труда, устанавливать профессиональное взаимодействие, что обеспечивает успешное трудоустройство.
Таким образом, профессиональное воспитание является важным звеном подготовки современного специалиста, погружения обучающегося в мир той деятельности, что избрал для себя. Важно предусмотреть в целях профессионального воспитания системный подход, который охватывает все стороны образовательной деятельности и обеспечивает все условия для дальнейшего самосовершенствования и самопознания и достижения успеха в своей профессиональной деятельности.
Список литературы
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профессиональное воспитание личности и успешности будущего медицинского работника
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.