Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессиональное воспитание личности и успешности будущего медицинского работника

13.11.2024 30 34
Седельникова Валентина Евгеньевна
Седельникова Валентина Евгеньевна, преподаватель

Сахалинский базовый медицинский колледж

Профессиональное воспитание является основной частью системы воспитания в медицинском колледже и играет первостепенную роль в развитии профессиональных компетенций и профессиональной культуры личности будущего специалиста.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

В Сахалинском базовом медицинском колледже профессиональное воспитание выступает как целенаправленный, организованный процесс формирования личности, в результате которого – обретение будущими медицинскими работниками системы профессиональных ценностей и идеалов, расширение важных аспектов духовно-нравственного становления и освоение профессиональных умений, навыков, соблюдение медицинской этики, деонтологии, понимание значимости своего профессионального труда, как сознательного и творческого отношения к профессиональной деятельности, которая во многом предопределяет меру их успешности и востребованности на рынке труда.

При подготовке будущих медицинских работников педагогический коллектив колледжа ставит перед собой одну из главных задач – формирование специалистов, обладающих профессионально-нравственными качествами. Формирование такого специалиста осуществляется в ходе образовательного процесса: во время проведения учебных занятий и на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания, стратегической целью которой является формирование личности обучающегося как профессионала в своей будущей профессии, обладающего широким мировоззрением, гражданской ответственностью, стремлением к профессиональному, интеллектуальному и социальному развитию через создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации будущего медицинского работника.

Фактором положительного отношения к будущей профессиональной деятельности на этапе приобретения образования является не только освоение основного вида деятельности, но и развитие необходимых компетенций и профессионально важных качеств обучающегося медицинского колледжа.

Для совершенствования и развития профессионального воспитания в условиях обновленных федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в колледже созданы все условия для формирования профессиональных, духовно-нравственных, гражданско-патриотических качеств будущего медицинского работника. Здесь важны и содержание учебной дисциплины (модуля), и технологии, и методы, и формы, и средства обучения.  Применение практико-ориентированного обучения является главным условием подготовки специалистов среднего звена. Большое значение в формировании практико-ориентированных технологий имеет факт участия обучающихся колледжа в чемпионате профессионального мастерства «Профессионалы» -проверка возможностей будущего специалиста, направленных на самостоятельное приобретение ими новых знаний, развитие творческого потенциала. Участие в таком движении дает возможность быть востребованным специалистом, способствует повышению конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников колледжа.

В медицине усиливается значение морально-этических норм и принципов медицинского работника.     Медицинский работник – это призвание, требующее определенных качеств личности, требуемой духовно-нравственной культуры, поэтому на практических занятиях, преподаватель помимо учебных целей ставит и воспитательные – повышение уровня культуры будущих медицинских работников и развитие нравственных качеств.

В ходе освоения образовательных программ среднего профессионального образования по специальностям 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело учитываются и достижения обучающимися личностных результатов. В комплекс критериев оценки личностных результатов обучающихся входят:

  • демонстрация интереса к будущей профессии;
  • оценка собственного продвижения, личностного развития;
  • положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов;
  • ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности;
  • проявление высокопрофессиональной трудовой активности;
  • участие в исследовательской и проектной работе;
  • участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях;
  • соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями и руководителями практики;
  • конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде;
  • демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа;
  • готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах;
  • сформированность гражданской позиции;
  • участие в волонтерском движении;
  • проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества;
  • проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону;
  • добровольческие инициативы по поддержки инвалидов и престарелых граждан;
  • проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
  • демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся;
  • проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической действительности.

Большое значение имеет и воспитание профессионально-информационной культуры как источника профессиональных знаний. Это и умение использовать специальную, медицинскую литературу, справочники по специальности, и информационно-коммуникационные технологии, проявлять интерес к периодическим изданиям профессиональной направленности.

Нельзя не отметить и такую важную составляющую профессионального воспитания, как внеаудиторную деятельность. Внеаудиторная деятельность – неотъемлемая часть процесса формирования общих и профессиональных компетенций, что является основой реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Участие обучающихся во внеаудиторных мероприятиях на протяжении всего обучения, способствует не только развитию личности, но и повышает интерес к избранной профессии, приводит к осознанию значимости будущей профессии, гордости, любви к своей профессии, позволяет овладеть основами этики медицинского работника, сознательного отношения к профессиональному долгу. Эффективность проводимых мероприятий нацелено на профессионально-личностное развитие обучающихся, формирование компетентных специалистов, готовых к самостоятельной профессиональной деятельности.

Сотрудничество преподавателей и обучающихся в сфере их совместной учебной и внеаудиторной деятельности направлены на формирование таких качеств, как трудолюбие, целеустремленность, способность принимать ответственное решение, умение работать в коллективе. 

Благодаря совместной работе кураторов учебных групп, педагога-организатора, музыкального руководителя при проведении таких мероприятий, как «Посвящение в студенты», профессиональные конкурсы «Профессия добрых сердец», «Молодые медики – светлые умы», «Лучший по профессии», на которых обучающимся дается и возможность продемонстрировать творческие способности, лидерские качества, достижения которых способствуют решению задач по формированию личности обучающегося и осуществлению комплексного подхода к профессиональному воспитанию и социальной значимости своей будущей профессии.

Важным фактором формирования общих компетенций являются проведение бесед на профессиональные темы: «Мы выбрали медицину!», «Моя профессия - фельдшер», «Моя профессия – медицинская сестра», «Люди в белых халатах», «Профессией горжусь»; диспуты и обсуждения «Правовая ответственность медицинского работника», «Первые шаги при устройстве на работу», «Я – волонтер-медик!»; круглые столы; экскурсии в медицинские организации; встречи с работодателями, специалистами; конкурсы профессионального мастерства; профилактические акции; тематические вечера и др.

Большую роль в подготовке специалистов играет учебно-исследовательская работа, ориентированная на проблемы, связанные со здоровьем населения, профилактикой наиболее распространенных патологий в Сахалинской области. Студенты занимаются учебно-исследовательской работой при создании курсовых и дипломных работ, которые рецензируются специалистами практического здравоохранения.

В рамках гражданско-патриотического направления в профессиональном воспитании обучающихся реализуется комплекс мероприятий, направленных на формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, развития общественной профессиональной активности обучающихся. Ежегодно проводятся литературно-музыкальные композиции, литературные гостиные, вечера-встречи на тему: «Живая память», «Огонь войны души не сжег»,  «Медики в годы Великой Отечественной войны», «С чего начинается Родина», «Бессмертный полк моей семьи»; час памяти «Беслан: прерванный урок», «Потомки гордятся славой героев» и др.

Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства осуществляется через профилактику асоциальных явлений, пропаганду здорового образа жизни и физической культуры, организацию досуговой деятельности.  По формированию здорового образа жизни и развитию творчества обучающихся, преподаватели совместно со студентами выпускают санитарные бюллетени, проводят профилактические акции, принимают участие в конференциях, лекториях, посвященных Всемирному дню безопасности пациентов, Всемирному дню борьбы со СПИДом, Всемирному дню здоровья, Всемирному дню борьбы против диабета, Всемирному дню борьбы с туберкулезом и др.

Большое внимание профилактической работе по здоровьесбережению обучающихся уделяется во время прохождения производственной практики в медицинских организациях: студенты проводят беседы с пациентами, обучают их приемам и методам самопомощи при различных состояниях, приобретают умения вести санитарно-просветительскую работу среди  населения и проводят исследовательскую работу.

Традиционно в колледже проводятся мероприятия по воспитанию здорового образа жизни, культуры здоровья, это:

  • проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • проведение информационно-познавательных часов по пропаганде здорового образа жизни;
  • лекции на темы: «Просто скажи НЕТ» к Международному дню борьбы с наркоманией; «За жизнь без табака», «Сделай выбор», «Выбираем жизнь без табачного дыма», посвященные Международному дню отказа от курения;
  • беседы по профилактике употребления алкоголя в молодежной среде;
  • видеолектории: «Токсикомания в молодежной среде», «Личность и алкоголь», «Осторожно – это СПИД», «Толерантность – залог добра и мира», «Родной язык – духовное наследие народа», «Воспитание у молодежи неприятия идеологии терроризма», «Мировое сообщество и экстремизм, терроризм» и др.

Студенты колледжа постоянно участвуют в ярмарках-инсталляциях профессий, в проведении профилактических и реабилитационных мероприятий совместно со специалистами медицинских организаций, владеют профессиональными и коммуникативными навыками, которые нужны для эффективной работы в команде.

По итогам, проведенных мероприятий по направлениям профессионального воспитания, предполагается достижение следующих результатов – успешная социализация личности будущего медицинского работника в профессиональном образовании; поддержание положительного имиджа образовательной организации; решаются задачи по формированию профессиональной компетентности, развитию мотивации к профессиональному саморазвитию и повышению своей квалификации.  Результатом профессионального воспитания выступают не только знания, умения обучающегося, полученные в ходе обучения и производственной практики, но и складывается система профессиональных ценностей и идеалов, духовных потребностей, мотиваций, которые должным образом способствуют формированию личности будущего специалиста.

Профессиональное воспитание будущего медицинского работника во многом определяется обеспечением условий для проявления и закрепления личностных качеств, мерой реальной включенности обучающихся в общественно полезную деятельность, в реальные профессионально-трудовые отношения, в профессиональную среду медицинских работников. В связи с этим, в колледже разработана Программа профессионального воспитания и социализации обучающихся, в которой представлена стратегия и тактика развития работы колледжа по вопросам профессионального воспитания и социализации обучающихся.

В данном аспекте активно развивается социальное партнерство и взаимодействие партнеров-участников с целью формирования у обучающихся граждан­ской позиции, сохранения и приумножения нравственных и культурных ценностей, расширения возможностей для организации видов практик, трудоустройства выпускников колледжа, инициирование совместных научных, учебных и творческих проектов и мероприятий.

Создание комплексной системы профессионального воспитания обеспечивает и развитие социально-психологической адаптации обучающихся. В основные задачи Программы включены:

  • Создание интерактивной образовательной среды через формирование общей культуры личности обучающихся, их нравственного сознания, социальной активности, лидерских качеств, толерантности, постоянный личностный рост обучающихся, преподавателей, сотрудников и выпускников, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.
  • Развитие системы студенческого самоуправления и системы мотивации и поощрения обучающихся.
  • Развитие системы социально-педагогической и психологической поддержки обучающихся.
  • Реализация личностного и профессионального потенциала обучающихся, заинтересованных в добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере здравоохранения.
  • Формирование ответственности за собственное благосостояние, и за состояние общества, ценностного отношения к здоровью, привитие культуры здорового образа жизни.
  • Гуманизация межличностных отношений преподавателей и обучающихся, принятие преподавателями и обучающимися колледжа этических стандартов поведения, норм корпоративной культуры.

Применение широкого спектра форм добровольческого волонтерского движения позволяет нашим студентам активно участвовать в различных мероприятиях социально значимого характера. Особое внимание уделяется развитию добровольчества в сфере здравоохранения, престижу медицинских профессий, широкому медицинскому просвещению населения. Волонтеры-медики принимают активное участие в федеральном проекте «Добро в село».  Волонтерская деятельность курируется координатором Сахалинского регионального отделения всероссийского общественного движения добровольцев «Волонтеры-медики». 

На базе колледжа созданы студенческие медицинские отряды: «Panacea», «Encephalon», «Ангелы в белых халатах», с целью общественного воспитания, формирования гражданственности, патриотизма у молодежи, реализации социальных и трудовых инициатив студенчества, приобретения молодыми людьми навыков профессиональной трудовой и управленческой деятельности, содействия личностному развитию, а также процессам трудовой и социальной адаптации молодежи. Студенческие медицинские отряды – это динамично развивающее направление, которое приобретают большую значимость в становлении будущего специалиста, формируя не только профессиональные компетенции, но и воспитывая в нем упорство, трудолюбие, любовь к профессии, умение созидать, быть полезным обществу и, конечно, же быть социально активным гражданином своей страны.

В повышении профессионально-личностных качеств молодых специалистов, готовящихся к трудовой деятельности в системе здравоохранения, развитии коммуникативных навыков и умений, особую роль играют современные технологии успешного трудоустройства – опыт работы во время прохождения производственной практики; составление индивидуальных перспективных планов профессионального развития выпускника; грамотное составление резюме, портфолио. Службой профориентации и содействия трудоустройству выпускников проводится консультационная работа с выпускниками по вопросам делового общения в процессе трудоустройства, обеспечивается координация трудоустройства.

Для того, чтобы выпускник медицинского колледжа был профессионально мобилен, самостоятелен и востребован, его должны отличать коммуникабельность, толерантность, эмпатия, умение критически мыслить, анализировать поступки и факты, отстаивать собственную точку зрения, направленные на развитие профессионально-личностных качеств, умений ориентироваться на рынке труда, устанавливать профессиональное взаимодействие, что обеспечивает успешное трудоустройство.

Таким образом, профессиональное воспитание является важным звеном подготовки современного специалиста, погружения обучающегося в мир той деятельности, что избрал для себя. Важно предусмотреть в целях профессионального воспитания системный подход, который охватывает все стороны образовательной деятельности и обеспечивает все условия для дальнейшего самосовершенствования и самопознания и достижения успеха в своей профессиональной деятельности.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»// https://rg.ru/documents/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html
  2. Программа профессионального воспитания и социализации обучающихся ГБПОУ «Сахалинский базовый медицинский колледж» на 2021-2025 гг.», утв. 31 августа 2020// СБМК [Сайт].- https://sbmk.sakhalin.gov.ru/
  3. Волкова, Л.А., Соколова, Н.В. Формирование у студентов медицинского колледжа профессиональных компетенций методами активного обучения//СПО. – Приложение. – 2024. - № 3. – С. 62-67.
  4. Каташев, В.Г. Становление личностей в процессе обучения и воспитания //СПО. – Приложение. – 2021. - № 3. – С. 102-110.
  5. Хахлова, Н.Н. Воспитательный процесс в формировании профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа // СПО. – Приложение. – 2018. - № 1. – С. 139-146.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профессиональное воспитание личности и успешности будущего медицинского работника




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*