Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПрежде чем перейти к определению экстенсивного чтения стоит упомянуть о принципе классификации чтения по способу решения определенных речевых задач: skimming (используется для выявления основной идеи текста, его тематики); scanning (ориентация на поиск конкретной информации в тексте) и reading for detail (более полное понимания текста на уровне содержания и смысла).
Следует проследить связь интенсивного и экстенсивного чтения (далее ЭЧ) со смысловым чтением, которое рассматривается как «качество чтения», при котором достигается активизация познавательной активности учащихся, связанной с поиском информации, ее пониманием, интерпретацией и оценкой. Смысловое (изучающее) чтение направлено на понимание не только информационной и идейной, но и семантической стороны произведения. Цель такого чтения – наравне с максимально точным и полным пониманием содержания текста «учесть все детали и практически осмыслить всю извлеченную из текста информацию», включая не только сведения и факты в нем представленные, но и лексический, грамматический и стилистический его аспекты.
По мнению отечественных исследователей, экстенсивное (или расширенное) чтение стоит между изучающим (смысловым) и ознакомительным чтением, если брать в качестве ключевого критерия оценку полноты понимания содержания текста.
Среди западных авторов ЭЧ рассматривается как способ «научения чтению посредством чтения». Дж. Бэмфорд и Р. Дэй предлагают следующие основные принципы ЭЧ: легкость материала, высокая скорость чтения, индивидуальность, самостоятельный выбор учащихся того, что они хотят читать среди разнообразия доступных тем и материалов. Цель такого чтения – получение удовольствия, информации и общего понимания содержания, «чтение ради чтения».
Отечественные авторы считают, что основная характеристика экстенсивного (расширенного) вида чтения – это «чтение больших по объему текстов с достаточно высокой скоростью, с общим охватом содержания и в основном самостоятельно». Синтез информации при таком чтении превалирует над её анализом, а антиципация содержания становится способом преодоления различных языковых трудностей.
Важным выступает способность ЭЧ как актуального элемента процесса обучения иностранным языкам, к обеспечению формирования всех видов коммуникативных компетенций (лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, социокультурной).
По мнению О. П. Жирковой, основу ЭЧ составляет совокупность четырех основных критериев – темп, степень полноты понимания, степень легкости понимания и увлеченность содержанием. Данным «комплексом определяется естественная коммуникация процесса чтения иноязычной литературы».
Использование ЭЧ в методике преподавания иностранных языков рассматривается в качестве способа развития навыков и умений, если акцент в нем ставится на целостном понимании текста. ЭЧ направлено и находится под контролем учителя с помощью специальных упражнений, охватывающих большие отрезки текста, т.е. учащийся при таком чтении концентрирует свое внимание главным образом на содержательной стороне текста на иностранном языке.
ЭЧ – это чтение с целью накопления читательского опыта, повышения беглости чтения и развития основных читательских навыков. Поскольку при таком чтении внимание не сосредоточено на деталях текста, сопроводительные упражнения и задания будут отличаться большей простой, чем при интенсивном чтении, побуждать к оценке и интерпретации прочитанного, использования полученной и осмысленной информации в устно-речевом общении (дискуссиях, устных выступлениях перед группой) и в создании письменных речевых произведений.
ЭЧ оказывает положительное влияние на овладение умениями устной речи, если для чтения выбран художественный текст с содержанием диалогов. Проведение многочисленных исследований показало, что после курса ЭЧ учащиеся отмечают большую уверенность в использовании идиом и устойчивых словосочетаний изучаемого иностранного языка в своей устной (и письменной речи), демонстрируют понимание прагматических аспектов коммуникации. Данный факт делает домашнее экстенсивное чтение «подлинно коммуникативным».
ЭЧ отличается от остальных видов чтения наличием условия того, что учащиеся получают удовольствие от прочитанного, по причине чего подбор литературы необходимо осуществлять с учётом предпочтений учащихся, их психологических и возрастных особенностей и уровня владения иностранным языком. Выбор текстов для ЭЧ обычно падает на художественную литературу. Аутентичный художественный текст содержит в себе лингвистическую, содержательную и культурно-страноведческую информацию, а значит, обладает наибольшим потенциалом для активизации речемыслительной деятельности. Вследствие этого такой текст позволяет развивать иноязычную коммуникативную компетенцию студентов, так как он способен заинтересовать обучающихся описываемыми событиями, действующими лицами и реалиями повседневной жизни.
Стоит отметить, что в отечественной практике обучения иностранным языкам домашнее чтение уже является обязательной частью учебного процесса и встречается в учебно-методических пособиях. Расширенное чтение можно отнести к области домашнего чтения, но лишь при условии учета особенностей и отличий в понимании терминов. Факт того, что экстенсивный вид чтения, как мы уже определили ранее при анализе литературы, это чтение, в первую очередь, для удовольствия, определяет критерии и факторы выбора литературы (материала для чтения) и разработки упражнений по ней. Это обуславливает иной подход к организации процесса такого чтения, иной формы его контроля и оценивания, нежели традиционное домашнее чтение.
Компетенции и планируемые результаты образовательных программ и государственного стандарта определили ряд основных и наиболее важных условий и критериев, которых необходимо придерживаться при подборе адекватного материала для ЭЧ с целью его внедрения в процесс реализации дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» с группой студентов.
Во-первых, как уже было отмечено выше при анализе имеющихся исследований и научной литературы, в нашем исследовании исходный текст для ЭЧ и разработки системы упражнений на формирование коммуникативной компетенции по нему должен быть художественным текстом на английском языке.
Во-вторых, данный текст должен содержательно и тематически соответствовать профессиональным интересам, языковым способностям, потребностям, желаниям и возможностям выбранной группы студентов. Целью чтения через задания на послетекстовом этапе станет получение информации, пополнение лексического словаря и развитие прочих языковых навыков и умений, расширение социокультурных и фоновых знаний, формирование навыков аналитического чтения, эстетическое и культурное обогащение.
Художественная литература имеет и развлекательный, и познавательный характер, а потому является традиционным выбором для самостоятельного чтения. Художественный вид литературы выступает наиболее подходящим материалом для расширенного чтения, но необходимо подобрать такой оригинальный текст, который соответствует разным уровням владения иностранным языком у студентов и их успеваемости по дисциплине.
Самостоятельная работа по внеаудиторному чтению текста с последующим выполнением коммуникативных упражнений на его основе предоставляет преподавателю развивать навыки и умения студентов как компетентных читателей на иностранном языке, которые используют разнообразие таких операций критического мышления, как антиципация текста, актуализация знаний, построение логичных умозаключений и рассуждений с соответствующей аргументацией на основе прочитанного.
Цель: разработка системы коммуникативных упражнений для экстенсивного чтения рассказа Маргарет Джонсон «Different Worlds» на занятиях со студентами педагогических специальностей, выявляется языковой уровень группы студентов младших курсов педагогических специальностей и условия учебного процесса, анализируется разработка материала для чтения, приводится опыт реализации разработанного материала и анализируется обратная связь студентов.
Для примера возьмем задания к первой главе.
Answer the questions.
Find the right answer.
True or False
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование технологии экстенсивного чтения адаптированного художественного текста на английском языке для формирования коммуникативной компетенции у студентов младших курсов педагогических специальностей
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.