Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование проектного метода, как средства развития личного потенциала студента СПО

23.10.2024 109 137
Авдоченко Юрий Петрович
Авдоченко Юрий Петрович, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Сегодня потенциальные работодатели проявляют особый интерес к таким сотрудникам, которые умеют думать самостоятельно, находить решение разнообразных проблем, обладают критическим и творческим мышлением, владеют богатым словарным запасом и т.д.

Именно поэтому, в связи с изменяющимися требованиями рынка труда, вызванными появлением новых производственных технологий, техники, осуществляются изменения и в части содержания среднего профессионального образования, вводятся новые дисциплины и программы подготовки обучающихся.

В целях создания необходимых условий для  личностного развития каждого человека, намного активнее в учебном процессе стала использоваться  технология проектной деятельности, которая способствует эффективному приобретению обучающимися общих компетенций, формирует у них  навыки постановки, формулировки проблемы, навыки целеполагания, планирования своей деятельности, закрепления полученных навыков на практике, проведения самоанализа проделанной работы, а также  навыки презентации своего проекта и самопрезентации.

По своей сути проектом в учебной деятельности, называют форму организации совместной  деятельности преподавателей и обучающихся, которая  складывается из определенных приемов и действий в их определенной последовательности, которая направлена на анализ самой практической проблемы и ее решение.

Если мы будем говорить об индивидуальном проекте, то в данном случае, имеется ввиду особая форма образовательной деятельности, которая выполняется обучающимся уже самостоятельно, но под руководством педагога.

Итогом этой деятельности является результат, который может быть выражен в материальной или интеллектуальной форме, выполненный в рамках поставленной цели для решения проблемы.

Таким образом, проектное обучение (или метод проектов), является образовательной технологией, которая направлена на приобретение студентами знаний, умений и практического опыта в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов.

Специально организованная проектная деятельность студентов ограничена во времени, нацелена на решение определенной проблемы и имеет в качестве результата конечный продукт деятельности.

Сегодня метод проектов – это неотъемлемая часть учебного процесса.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Основная задача обучения по методу проекта - исследовательская, т.е. всё что студенты делают, они обязаны делать сами индивидуально ли, с группой, с преподавателем, с другими людьми. Сначала осуществить планирование своей работы, затем выполнить её, провести анализ выполненной работы, сделать оценку полученного результата, и конечно же, иметь понятие, зачем они это сделали.

Особенностями использования данного метода:

  1. Активное участие. Студенты принимают активное участие в процессе обучения, ведь проектный метод направлен на развитие самостоятельности, инициативы и ответственности. Они самостоятельно формулируют цели и задачи проекта, принимают решения и реализуют свои идеи.
  2. Коллективная работа. Проектный метод способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в коллективе. Обучающиеся учатся эффективно взаимодействовать, обсуждать и договариваться с партнерами, делиться ответственностью и ресурсами.
  3. Мультимедийный подход. Проекты часто включают использование различных мультимедийных технологий, что позволяет студентам развивать навыки работы с современными инструментами и технологиями, а также создавать креативные и интерактивные продукты.
  4. Развитие критического мышления. Проекты часто требуют анализа информации, постановки и решения проблем, аргументации своих решений. Это способствует развитию критического мышления и умения критически оценивать информацию.
  5. Достижение конечного результата. Особенностью проектного метода является наличие конечного продукта или результата работы, что позволяет студентам видеть свои достижения и оценивать свой прогресс.

Если студент сможет успешно справиться с работой над учебным проектом, то можно надеяться на то, что он будет к своей будущей профессиональной жизни более приспособлен, то есть сможет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, плодотворно осуществлять совместную работу с различными людьми.

Проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и др.

Жизненный цикл проекта – это последовательность выполнения этапов от инициации до завершения.

Проект состоит из нескольких этапов:

  • инициация (постановка проблемы, целеполагание);
  • планирование;
  • реализация замысла;
  • презентация результата.

В образовательных организациях среднего профессионального образования эти этапы предполагают следующие шаги.

  1. Инициация – постановка проблемы, поиск идеи, методов и способов ее решения, постановка задач в соответствии со способами решения проблемы.
  2. Планирование подразумевает составление плана работы над проектом.
  3. Реализация замысла – это фаза исполнения проекта.
  4. Завершающий этап – презентация продуктового результата.

Программа выполнения проектов формируется как серия взаимосвязанных моментов, которые определяются поставленными задачами. Именно здесь студентам предстоит научиться строить свою деятельность вместе с другими студентами, осуществлять поиск информации, получить знания, которые необходимы для осуществления того или иного проекта.

Характеризовать деятельность преподавателя и студентов на разных стадиях работы над проектом можно следующим образом:

  1. На этапе планирования и начала проекта:

Преподаватель:

  • Помогает студентам определить тему проекта и поставить цели и задачи.
  • Объясняет студентам требования к проекту и ожидаемый результат.
  • Предоставляет рекомендации по методике исследования и анализа данных.

Студенты:

  • Совместно с преподавателем определяют область исследования.
  • Формулируют гипотезы и план работы над проектом.
  • Собирают и анализируют необходимую информацию.
  1. На этапе разработки и выполнения проекта:

Преподаватель:

  • Оценивает и консультирует студентов по ходу работы над проектом.
  • Предоставляет рекомендации по дальнейшему развитию исследования.
  • Помогает студентам решить возникающие проблемы и сложности.

Студенты:

  • Выполняют план работы, собирают и обрабатывают данные.
  • Представляют результаты исследования в удобной форме.
  • Проводят анализ полученных результатов и делают выводы.
  1. На этапе подготовки отчета и презентации результатов проекта:

Преподаватель:

  • Помогает студентам структурировать материал и оформить отчет.
  • Осуществляет поддержку и корректировку презентации проекта.
  • Проводит обсуждение результатов и оценку качества работы.

Студенты:

  • Написание отчета по проекту в соответствии с требованиями.
  • Подготовка и проведение презентации перед аудиторией.
  • Ответы на вопросы и обсуждение результатов с преподавателем и аудиторией.

Ключевыми элементами в успешном выполнении проекта являются взаимодействие и взаимопонимание между преподавателем и студентами, а также активное участие каждой стороны на всех этапах работы над проектом.

Проектная деятельность студентов ГБПОУ НСО «Новосибирский автотранспортный колледж» реализуется в разных формах, среди которых написание доклада, реферата, курсовой работы (проекта), выпускной квалификационной работы, а также в виде творческих видов деятельности, в числе которых, участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, научно-практических конференциях и семинарах.

К обязательным для обучающихся по специальностям колледжа являются следующие виды учебно-исследовательских работ — это реферат, курсовая работа и выпускная квалификационная работа.

Реферативная и курсовая работа пишутся в рамках изучения учебной или общепрофессиональной дисциплины, либо междисциплинарного курса, а вот выпускная квалификационная работа — это один из оснований для присвоения выпускникам колледжа соответствующей квалификации, и выполняется она по одному или нескольким профессиональным модулям.

 В ходе написания реферативной работы студенты колледжа изучают, обобщают, теоретический материал, ими выявляются «проблемные участки» по выбранной ранее теме, делаются выводы.

Таким образом, реферат - информационный проект обучающегося, результатом которого является освоение необходимых навыков, и практических умений, которые им понадобятся в дальнейшем, уже в рамках написания курсовой работы, более глубоко изучить выбранную тему, и подробнее представить ее на примере конкретной производственного предприятия.

Реферативная работа обязательно представляется комиссией к защите, и оценивается по определенным критериям, среди которых, актуальность темы, цели, задачи работы, степень разработанности проблемы, полнота списка литературы, а также анализ и выводы по работе. Кроме того, учитывается защита работы, ее логика, уверенность подачи материала, обоснованность ответов на вопросы, и культура оформления работы (соответствие ГОСТу), а также создание презентаций по соответствующим правилам (дизайн, программное обеспечение) и так далее.

 Защита курсовой работы является следующим уровнем учебно-исследовательского опыта обучающихся колледжа, который кроме критического анализа, обзора и осмысления литературы по выбранной ранней теме, предполагает наличие плана поисковой деятельности, определение и фиксацию проблем практической профессиональной деятельности.

Таким образом, курсовая работа (проект) — это подготовительный этап в процессе написания выпускной квалификационной работы.

Курсовые работы также представляются комиссии, которая допускает их до защиты, оцениваются работы по тем же критериям, что и реферативная работа.

ВКР (выпускная квалификационная работа) — это итоговая аттестационная учебно- исследовательская работа студента колледжа, которая оформляется в печатном виде, с соблюдением необходимых требований, и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией.

Качество выполнения данной работы оценивается по таким критериям как, проектирование теоретической и практической части исследования, то есть обоснование актуальности работы, формулировка противоречий, выявление «проблемных звеньев» по выбранной теме, определение объекта, предмета, цели, задач, методов исследования, обоснования новизны проекта, его практической значимости и так далее.

Важна оценка защиты результатов учебно-следовательской деятельности, то есть логическое выстраивание защиты работы, аргументирование ответов на вопросы, наличие качественной электронной презентации.

 Применение проектного метода обучения в учебно-исследовательской деятельности студента колледжа, дает возможность обучающимся овладеть исследовательскими навыками, научно подойти к решению проблемы, сформировать общие профессиональные компетенции, что является одним из ключевых условий профессионального становления будущих востребованных и грамотных современных специалистов.

 Подводя итог, можно отметить, что учебно-исследовательская деятельность обучающихся в колледже находит свою поэтапную реализацию на протяжении всего обучения. В ходе её выполнения активно используется метод проектного обучения, и планируется определённый результат, например, если при написании реферата - это только умение осуществить поиск , анализ, оценку информации, которая необходима для постановки  и решения профессиональных задач профессионального и личностного развития; то при написании курсовой работы результатом будет являться умение спроектировать, моделировать практическую работу, использовать практические методы исследования, обрабатывать и интерпретировать полученные в ходе исследования данные, а помимо этого делать выводы, и публично защищать результаты исследовательской работы. Результатом же ВКР уже будет являться умение разработать оптимальные способы решения проблемы, исследования, а также опробовать в профессиональной деятельности предлагаемые пути их решения, доказать практическую значимость работы, а также ведения профессионального диалога в ходе защиты ВКР.

Таким образом, проектный метод обучения способствует развитию личного потенциала обучающихся, помогая им развивать ключевые компетенции, навыки и качества, необходимые для успешной адаптации в современном обществе.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Использование проектного метода, как средства развития личного потенциала студента СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*