Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проектное обучение как элемент организации учебной деятельности в контексте современного образования

04.10.2024 72 92
Глухова Светлана Владимировна
Глухова Светлана Владимировна, преподаватель

Зиновьева Елена Николаевна
Зиновьева Елена Николаевна, преподаватель

Новосибирский технологический колледж питания

В современном мире, где инновации и технологии играют ключевую роль, проектная деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Она помогает студентам развивать навыки критического мышления, анализа и решения сложных задач, а также учиться работать в команде и презентовать свои идеи.

Проектная деятельность студента включает в себя разработку и реализацию проектов, направленных на решение конкретных проблем. Проекты могут быть связаны с различными областями знаний, такими как наука, технологии, инженерия и математика (STEM), а также с социальными и культурными аспектами. Одним из преимуществ проектной деятельности является её гибкость. Студент может выбрать проект, который соответствует его интересам и потребностям, а также уровню знаний и опыта. Это позволяет студентам развивать свои навыки и компетенции в различных областях.

Важным аспектом проектной деятельности является сотрудничество с другими студентами и преподавателями. Работа в команде помогает развивать коммуникативные навыки, учиться слушать и понимать других, а также находить компромиссы и решать конфликты.

Кроме того, проектная деятельность стимулирует студентов к самообучению и саморазвитию. Они должны самостоятельно искать информацию, анализировать её и применять полученные знания на практике. Это помогает студентам стать более уверенными в своих силах и способными адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира.

Однако для успешного выполнения проектов студенты должны обладать определёнными навыками и качествами. К ним относятся организованность, ответственность, инициативность, творческий подход и умение работать в условиях неопределённости.

Новосибирский технологический колледж питания (далее колледж) готовит профессионалов общественного питания (поваров, технологов) для ресторанов и кафе города Новосибирска.

Главная задача преподавателей колледжа работа во взаимодействии друг с другом для формирования у студентов предметных и метапредметных связей. На каждом курсе студенты получают и закрепляют определенные навыки, которые развиваются и применятся на следующих этапах.

Преподаватели организовывают работу так, чтобы она представляла целостную систему, в которой важен вклад работы на каждом этапе.   Наиболее удобным путем организации работы, преподавателям видится последовательное внедрение и развитие, ее развитие и усложнение на каждом этапе обучения, основной метод подготовки компетентного специалиста

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), является обязательным компонентом всех учебных планов, в образовательной организации СПО на базе основного общего образования и рассматривается как процедура итоговой оценки достижения планируемых предметных и метапредметных результатов освоения СОО [3].

Основная задача разработки проекта заключается в формировании у студентов различных ключевых компетенций, под которыми в современном образовании   понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, а также готовность применять их в профессиональной деятельности.

Какое же значение имеет проектная деятельность подобного формата, для дальнейшей подготовки специалиста? Индивидуальный проект, это не только формирование навыков самостоятельной работы, это прежде всего первый шаг к более серьезным самостоятельным исследованиям, таким как курсовое проектирование и дипломная работа.

Напоминаем, что речь идет о взаимосвязанной работе всех преподавателей, направленной на формирование профессиональных компетенций будущего специалиста.

Основными этапами разработки проекта являются:

1этап – Разработка проектного задания.

На этом этапе преподаватель продумывает темы и предлагает их студентам. Перечень предложенных тем является примерным, студенты могут предложить свою тему, но с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Далее происходит её обсуждение, и студент выбирает ту, которая, по его мнению, будет наиболее интересна. Кроме того, на этапе разработки проектного задания может происходить формирование творческих групп. Для этого преподаватель организует объединение студентов в небольшие команды.

Далее, совместно с руководителем проекта, разрабатывается план, который должен быть логичен, последователь, структурирован. 

План должен содержать такие структурные компоненты, как введение, основная часть (параграфы, могут быть и подпараграфы, если они уместны в данной теме), заключение, список литературы, приложение (таблицы, схемы, диаграммы, фотоотчет и т. д.) На этом же этапе студентом определяются объект и предмет, цели и задачи исследования.

Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которое автор избрал для исследования. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Цель – это раскрытие темы (факторов, алгоритмов, механизмов) и обоснование выбранной темы.

Задачи исследования –поиск информации на заданную тему и получение практических результатов.

2 этап – Теоретический этап.

На этом этапе, преподавателям необходимо, научить студентов из большого количества информации, отобрать, то минимальное количество материала, которое окажется достаточным и представить в самой сжатой форме, оценить объем информации по теме, сравнить информацию из разных источников. На этом же этапе студенты продумывают, какой иллюстрационный материал будут использовать для визуализации информации (схемы, графики, фотографии).

3 этап – Практико – исследовательский этап.

На данном этапе, при выполнении проектного задания, например по дисциплине «Организация хранения и контроль запасов и сырья», студенты могут изучить организацию процессов хранения на примере реальных предприятий общественного питания, проанализировать режимы хранения, запасы товаров (достаточное ли их количество), изучить документы товародвижения и др.

На исследовательском этапе студенты сами учатся составлять статистику и проводить анализ данных. Студенты самостоятельно могут провести опрос населения (выборка может быть небольшой – одногруппники и семья, посетители кафе). Так же, выполняя данный этап разработки проекта, студенты могут использовать свой практический опыт (многие из них работают на реальных предприятиях общественного питания).

4этап– Защита проекта.

Последним этапом работы над проектом, является его публичная защита. При защите проекта, можно выявить сильные и слабые стороны коммуникативных навыков студентов, как поставлена речь, насколько ориентируется в материале.

Можно отметить, что многие индивидуальные проекты, выполняются на достаточно высоком уровне, а главное, мы видим интерес студентов к этому виду деятельности, их желание показать результаты своего труда, сопереживание другим. Это самый важный результат работы, по внедрению проектов среди студентов.

В нашем колледже первая проба пера студентами происходит, когда они выполняют презентации по новой тем, изучаемой дисциплины. По итогу студенты изучают тему, отбирают имеющийся материал к теме, структурируют материал, изучают основы оформления презентаций. Требования к оформлению презентаций доводятся до сведения студентов (Приложение 1).

Затем, с выполненной презентацией, выступают перед аудиторией, показывая свои умения держать внимание аудитории.

Преподавателями отбираются лучшие работы, которые рекомендуются на внутреннюю конференцию колледжа. Лучшие проекты   участвуют в научно – практических конференциях разного уровня.

Второй шаг проектной деятельности, подготовка докладов на научно – практическую конференцию «Студенты в научном поиске» (внутреннюю), где также студенты выступают с докладом – презентацией, изученного вопроса.

Кроме презентаций, студенты могут выполнить доклад в виде стенда. Этот вид работы (стендовый доклад) более сложный, необходимо продумать вопрос, подготовить презентацию, изучить основы оформления стендовых докладов и правильно оформить доклад, с последующей защитой.

Последующим видом проектной деятельности, является выполнение курсового проекта, с представление авторского блюда. Находясь на практике, студенты могут собрать материал для выполнения курсового проекта. По результатам выполнения курсового проекта можно предложить дальнейшие мероприятия для улучшения работы предприятия общественного питания.

Одним из завершающих этапов проектной деятельности,  является выполнение дипломного проекта, где студенты разрабатывают предприятие общественного питания, представляют авторское блюдо. Для защиты диплома, студенты отрабатывают процесс приготовления блюда, записывают видео по процессу приготовления блюда и представляют комиссии. Тем самым показывают знания по расчету предприятия общественного питания и умения по технологии приготовления, т. е. показывают свои профессиональные компетенции.

Вершиной проектной деятельности, является демоэкзамен, для выполнения   которого,   студенты продумывают, какие блюда (закуска, горячее основное блюдо, гарнир, дессерт) хотели бы приготовить, демонстрируют свои навыки по приготовлению блюд в реальном времени,  под наблюдением экспертов. Тем самым ,  показывают свою собранность , умения работать с соблюдением технологического процесса,   санитарных правил и норм. Этот вид проекта один из самых сложных и ответственных.  

Роль преподавателя в ходе выполнения проектов – сторонний наблюдатель, он может подсказать правильное направление работы, указать на ошибки и направить студентов в нужное русло.

В заключении можно сделать вывод , что внедрение проектной деятельности  в образовательный процесс, способствует повышению качества подготовки компетентного специалиста, специалиста обладающего комплексом знаний и умений, успешно реализуемых при работе в предприятиях общественного питания.

Таким образом, проектная деятельность студента является важным элементом образовательного процесса, который помогает студентам развивать ключевые навыки и компетенции, необходимые для успешной карьеры в XXI веке.

 

Список использованной источников

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273–ФЗ (в последней редакции)
  2. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 №413
  3. Приказ Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» от 24.08.2022 №762
  4. Приказом Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» от 18.05.2023 №371
  5. Распоряжением Минпросвещения России «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования» от 30.04.2021 №Р–98
  6. Письмо Минпросвещения России «О направлении рекомендаций» (Рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования) от 01.03.2023 №05–592
  7. Методические рекомендации по реализации индивидуального проекта в рамках общеобразовательного цикла, реализуемого в среднем профессиональном образовании. – ФГБОУ ДПО «Институт профессионального образования», 2024.
  8. Быстрова Н.В., Уракова Е.А., Технология проектной деятельности как ведущая форма обучения [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования – 2023. №78–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya–proektnoy–deyatelnost–kak–veduschayaforma–obucheniya (дата обращения: 29.04.2024).
  9. Уракова Е.А., Михайленко Д.М., Сидоров А.Н. Особенности формирования проектной деятельности в профессиональном образовании [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования – 2022. №74–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti–formirovaniyaproektnoy–deyatelnosti–v–professionalnom–obrazovanii (дата обращения: 22.04.2024).

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Проектное обучение как элемент организации учебной деятельности в контексте современного образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*