Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

О нравственном воспитании российской молодежи на современном этапе

11.06.2024 73 80
Вяльцева Оксана Анатольевна
Вяльцева Оксана Анатольевна, преподаватель

Курсавский региональный колледж Интеграл

Воспитание молодежи, как особой социальной группы, всегда уделялось большое внимание со стороны государства. Данное направление является приоритетным, поскольку на молодежный возраст приходится активная стадия социализации, а также это период формирования мировоззрения и определения жизненных стратегий. Студенческая молодежь является наиболее активной, интеллектуально развитой, целеустремлённой частью общества. Дальнейшее развития общества в области культуры, социально-политической и экономической сферы зависит от того, какие нравственно-этические качества будут сформированы у студенческой молодежи. Следовательно, нравственно-этическое воспитание молодежи является наиболее важным среди задач педагогики.

Нравственно-эстетическое становление личности представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Решающую роль в этом процессе играет общество. Формирование нравственно-эстетических качеств происходит в социальной среде, в его реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них выплескивается. Нравственно-эстетическое воспитание – один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. Через постепенное изменение нрава, характера, мотивов, приоритетов человека к милосердию, ответственности за свои мысли, слова, поступки посредством применения приобретенных знаний [1; 2].

Нравственно-эстетическое воспитание начинается с рождения человека и идёт всю жизнь, через общение, трудовую деятельность, повседневные дела – делая человека завтра лучше, чем сегодня. Подчеркнём, что нравственно-эстетическое воспитание в системе среднего профессионального образования имеет очень важное значение, так как студенчество является наиболее творчески развитой, интеллектуальной и прогрессивной частью молодёжи, важнейшим фактором экономического, духовного и политического и преображения российского общества.

Главным противоречием студенческого возраста выступает естественное стремление к самореализации и самопознанию и в то же время отсутствие внутренней готовности и опыта для осуществления этого. В результате личность студента попадает в критическую ситуацию выбора и смены жизненных смыслов, требующих новых ценностных социальных установок, ориентации и мотивов поведения. На студенчество приходится период активного жизненного и духовно-нравственного становления молодых людей, когда они, оказавшись вне привычного домашнего круга, впервые лицом к лицу сталкиваются с неизведанным миром сложных отношений и более всего нуждаются в направляющей руке и верных ориентирах. Из-за отсутствия устойчивых жизненных ценностей молодому человеку трудно самому сформировать свои долговременные жизненные планы [3].

 Современное среднее профессиональное образование в настоящее время ориентировано на формирование специалиста, который, прежде всего, являлся бы сформированной личностью, развитой во всех направлениях жизнедеятельности и компетентной не только в своей профессии. Именно поэтому в воспитании сегодняшних студентов особую роль необходимо отводить духовной, патриотической, эстетической и, конечно, нравственно-этической составляющим.

И.С. Марьенко подчеркивает, что для нравственно-эстетического воспитания нужно хорошо ориентироваться не только в его содержательной стороне. Не менее важным является детальное осмысление вопроса, какого человека можно считать нравственным и в чем вообще выражается настоящая сущность нравственности. Отвечая на данные вопросы, напрашивается вывод: нравственный это тот человек, который в своей жизни и поведении придерживается моральных правил и норм и выполняет их. Но, их выполнение возможно под влиянием внешнего понуждения, или стремления показать свою «нравственность» в интересах своей карьеры, или желания добиться каких-либо других преимуществ в обществе. Подобную внешнюю «нравственную благовидность» называют лицемерием. При малейшем изменении жизненных условий и обстоятельств такой человек поступает, как хамелеон, быстро меняя свою нравственную окраску, и часто начинает ругать и отрицать то, что ранее хвалил или чему поклонялся.

 Под нравственно-этическим воспитанием в современной педагогической науке понимается систематическое воспитательное воздействие на человеческую личность, направленное на формирование у человека общественно сообразных нравственных качеств. К ним относятся гуманность, ответственность, высокая культура поведения, стремление и понимание к сохранению общечеловеческих ценностей, выработка нравственных привычек и убеждений, патриотизм, высокая культура межнациональных отношений, устойчивость научного мировоззрения и т. д. Подобное систематическое воздействие на человека, безусловно, требует учета и определенных возрастных особенностей на каждом этапе формирования личности. Работа в сфере среднего профессионального образования предполагает взаимодействие педагога с возрастной группой так называемых «старших подростков» [4; 5].

 При рассмотрении содержания нравственно-эстетического воспитания студенческой молодёжи, мы отмечаем его направленность на формирование у личности нравственных отношений к родине, к политике и идеологии страны, к труду, охране природы, общественному достоянию, к самой себе и людям. Но моральные отношения не появляются и не существуют сами по себе. Они органически связаны с человеческой деятельностью и ею обусловливаются. Это является весьма важным положением. Из которого следует, что нравственно-эстетическое воспитание – это сознательно осуществляемый процесс формирования у студенческой молодёжи позитивного морального отношения в системе, организуемой в учебном учреждении всевозможной внеаудиторной и аудиторной деятельности и выработке на данной основе надлежащих личностно-этических качеств.

Подчеркнем, что нравственно-эстетическое воспитание студенческой молодёжи – это не только заучивание моральных норм и слепая отработка привычек поведения. Оно является активным жизненным процессом взаимодействий, отношений, общения, деятельности и преодоления противоречий. Оно является процессом систематических и постоянных решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процессом самоуправления и самоопределения.

Итак, педагогический процесс нравственно-эстетического воспитания – это организация студенческой молодёжи на разрешение и преодоление жизненных проблем, противоречий, конфликтов, выборов и столкновений. Усилия педагогов должны быть сосредоточены на умелом разрешении этих противоречий совместно со студенческой молодёжью и развитии у них при этом сознания, нравственных чувств, привычек, нравственного поведения.

Нравственно-эстетическое воспитание студенческой молодёжи обладает своими специфическими целями. Они определяются духовными ценностями и доминирующими общественными отношениями. Целью нравственно-эстетического воспитания студенческой молодёжи является процесс формирования нравственно-устойчивой цельной личности. Это и обусловливает направление и организацию всего данного процесса.

Специфику процесса нравственно-эстетическое воспитания студенческой молодёжи определяет также и его содержание – общественная мораль, необходимость внедрения норм общественного нравственного сознания в личное поведение и сознание каждого ребенка. Сложность процесса нравственно-эстетическое воспитания в учреждениях среднего профессионального образования состоит в том, что его организация является одновременно организацией всей жизни и деятельности студенческой молодёжи, всех их отношений, его свершение и углубление происходит в процессе нравственно-эстетического осознанного осуществления [6].

Так преподаватели должны стремиться к формированию у студенческой молодёжи следующих качеств:

- нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);

- нравственного облика (милосердия, толерантности);

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);

- нравственного поведения (готовности служению людям, Родине).

Подчеркнем, что система работы педагога по нравственно эстетическому воспитанию студенческой молодёжи может иметь довольно широкий тематический обзор. С обучающимися необходимо обсуждать буквально все: от правил поведения в общественном транспорте (учебном заведении и т. д.) до нравственных ориентиров великих исторических личностей. А главное в процессе нравственно-эстетического воспитания – не забыть о том, что внимание необходимо уделять актуальным проблемам конкретных студентов, определенных учебных групп с особенной психологической атмосферой и т. д., то есть реализовывать личностно-ориентированный подход.

Особо отметим, что процесс нравственно-эстетическое воспитания студенческой молодёжи только тогда результативен, когда педагог владеет обратной информацией о действенности своих воспитательных влияний и придает значение этой информации на каждом новом этапе своей педагогической деятельности.

Современным обществом признается значимость нравственности и морали в жизнедеятельности государства и отдельной личности, поэтому нравственно-этическое воспитание молодежи является приоритетной задачей педагогики.

Таким образом, в основе нравственно-эстетическое воспитания студенческой молодёжи в учебные учреждения среднего профессионального образования должно лежать удовлетворение потребности каждого студента в стремлении к гармоничному развитию через приобщение к богатейшему духовному опыту национальной культуры. Хотелось бы добавить, что приобщение молодого поколения к нравственно-эстетическим традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

Список использованных источников:

  1. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России (состояние, пути решения). Москва, 2009.
  2. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения. СОЦИС. 2010; 3: 124 – 128.
  3. Саенко Л.А. Молодёжь на рынке труда: предпочтения, проблемы, перспективы. Аспирантский вестник Поволжья. 2011; 3-4: 189 – 193.
  4. Саенко Л.А., Пирогланов Ш.Ш. Воспитание социальной ответственности военнослужащих: постановка проблемы. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015; 2 (47): 243 – 247.
  5. Толстова Н.А. Подготовка будущих учителей информатики в условиях информатизации общества. Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2010; Т. 3; № 1-1 (3): 148 – 152.
  6. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи России: комплексное решение проблемы. Москва, 2000.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): О нравственном воспитании российской молодежи на современном этапе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*