Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование мотивации у обучающихся на программах СПО при изучении гуманитарных дисциплин

11.06.2024 47 64
Облызалова Дина Викторовна
Облызалова Дина Викторовна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Одной из ведущих тенденций модернизации российского образования, является проблема подготовки специалистов нового типа. Сегодня востребованным выступает не «теоретик», а специалист-практик, умеющий самостоятельно ставить и решать поставленные задачи, обладающий практическими компетенциями, способный к творческому преобразованию действительности, самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию. В связи с этим возникает задача перестройки профессионального образования. Наряду с академическими знаниями не менее важно чтобы специалисты обладали рядом профессионально значимых качеств и компетенций: имели устойчиво сформированные навыки устной и письменной коммуникации, владели навыками самостоятельной работы, умели критически мыслить, ощущали потребность в непрерывном образовании, умели работать в коллективе, были творческими и инициативными, способными к работе, требующей значительных усилий.

На развитие профессионально значимых качеств и компетенций   непосредственное влияние оказывают дисциплины гуманитарного цикла. В тоже время обучающиеся не уделяют гуманитарным дисциплинам достаточного внимания, поскольку считают, что они не являются профилирующими, и как следствие этого -  узкий кругозор студентов, отсутствие гибкости мышления, для многих характерна низкая культура речи, слабое владение, не только иностранным языком, но и русским. Неумение чётко грамотно сформулировать свои мысли, работать с научной литературой, слабо развита потребность в самообразовании и саморазвитии. Всё это в конечном итоге отражается на уровне профессиональной подготовки будущего специалиста.

Мотивационное обеспечение учебных занятий по гуманитарным предметам целесообразно осуществлять в соответствии с рекомендациями, разработанными И.В. Московской. Ведущая роль здесь принадлежит применяемой технологии проблемного обучения, которая является одним из сильнейших средств, способствующих развитию мотивации, т.к. стимулирует мышление и формирует произвольные мотивы учения, наиболее устойчивые и действенные.

Одной из наиболее значимых особенностей преподавания гуманитарных дисциплин является диалогичность – субъект-субъектные отношения, обуславливающие характер индивидуально-личностных изменений не только студента, но и преподавателя.

В преподавании гуманитарных предметов целесообразно использование как индивидуальных (каждый студент самостоятельно выполняет общее задание), индивидуализированных (самостоятельное выполнение студентом отдельного для него задания), так и парных (в парах постоянного, или переменного состава), групповых (в различных их вариантах), фронтальных форм обучения.

Групповая форма работы повышает взаимную ответственность обучающихся за результаты выполненных учебных заданий, учит студентов работать в коллективе, совместно находить решения, учитывать при общении личностные особенности каждого члена группы. Учебная работа в группах строится путём моделирования способа решения коллективной задачи в будущей профессиональной деятельности студентов. Коллективная учебная деятельность может развить как умение решать общую задачу через распределения функций, так и умение решать частную задачу, а затем отчитываться о её решении перед группой.

Важную роль в мотивационном обеспечении занятий играет общение, которое является одновременно и целью, и средством педагогического взаимодействия. Как цель общение рассматривается потому, что у студентов в недостаточной степени сформированы коммуникативные умения, столь необходимые им в будущей профессиональной деятельности. Именно гуманитарные предметы позволяют систематически осуществлять упражнения студентов в коммуникативной деятельности, здесь у них больше возможностей дискутировать, отстаивать своё мнение, отличное подчас не только от мнения большинства в группе, но и от общепринятого. Формируются такие способы деятельности, как умение рассуждать, корректно спорить, подвергать сомнению собственные выводы, или выводы товарищей, давать оценку определённым фактам и явлениям, сопоставлять факты и явления, уметь увидеть закономерности.

На занятиях общих гуманитарных, социально-экономических дисциплин реализуются интерактивные технологии обучения, в основу которых положено взаимодействие как центральное в образовательном процессе, рефлексия, эффективность взаимодействия и направления продвижения студентов от целей, поставленных преподавателем, к самостоятельной постановке целей и задач обучения, от отсутствия включённости – к личностной значимости полученных знаний, формируемых компетенций.

Наиболее распространённым способом осуществления сотрудничества, развития критического мышления обучающихся, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры является круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвует группа обучающихся из 5 человек, во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с «аудиторией» - остальной частью группы; «дебаты» - формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд, – и опровержений.

Наиболее приемлемой в профессиональном обучении является кейс-технология – глубокое и детальное исследование реальной или вымышленной ситуации. Варианты решения кейсов могут быть различными, предусматривать либо единственно верное решение, либо многовариантный подход в решении задачи. Студенты анализируют содержание материала, самостоятельно обдумывают проблему, высказывают свою точку зрения, затем коллективно обсуждают варианты для определения наиболее обоснованных рациональных и творческих предложений. Использование кейс-метода заинтересовывает обучаемых, способствует активному усвоению информации, формированию умений выделить проблему, её проанализировать, найти пути решения. Эта технология позитивно зарекомендовала себя на разных этапах образовательного процесса – при изложении нового материала, при закреплении и повторении.

Глубокие исторические корни имеет метод «деловая игра». Так же как для «кейс-случая» здесь важен процесс вживания в ситуацию, а результатом удачного обучения становится приобретение обучающимися отсутствующего у них практического опыта. Обе технологии работают на формирование навыков лидерства, и в тоже время – работать в группе, в команде.

Проектные технологии как педагогическая структура основываются на дидактических принципах, ориентированного на такую, организацию учебного занятия, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, и развитие мыслительных способностей. Проектные технологии предназначены для итоговой проверки знаний студентов.

Предполагается, что проекты по истории родного края раскрываются, исходя из следующего: прошлое края – часть истории отечества и мировой истории. Важно, чтобы обучаемые, отвечая на вопрос связывали «близкое» с «далёким», возвращались от «далёкого» к более «близкому» «во времени», и в «пространстве». Необходимо по возможности ориентировать их на раскрытие и обоснование личностной позиции по отношению к рассматриваемым событиям и явлениям, на выражение оценки жизненного пути, действий тех или иных лиц, деятельности организаций. Защита проектов – это прежде всего демонстрация результатов самостоятельной работы студентов и один из главных этапов их обучения. В ходе защиты студенты развивают компетенции анализировать полученную информацию, уважительно относиться к полярным взглядам на проблему, учатся отстаивать свою точку зрения, грамотно отвечать на вопросы. Форма и качество презентации должны носит эталонный характер, тем самым достигается дополнительный педагогический и эмоциональный эффект проекта.

Вовлечение студентов в исследовательскую деятельность позволяет им развить способность к сознательному и активному усвоению нового знания, овладеть новым стилем научной работы, развить способность к творческой деятельности. Исследовательская деятельность связана с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу. Обязательно наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

     - постановка проблемы;

     - изучение информации;

     - выбор и практическое овладение научными методами исследования;

     - сбор материала по проблеме исследования;

     - анализ и обобщение полученной информации;

     - формулировка выводов     

Проектная и исследовательская деятельность неотделимы друг от друга и являются частью образовательного процесса. Помимо дидактических функций, исследовательская деятельность является принципиальной особенностью организации мышления студентов, сопряжены с развитием наблюдательности, внимательности, аналитических навыков.

Перечисленные приёмы преподавания гуманитарных дисциплин способствуют формированию мотивации у обучающихся на программах СПО. В постиндустриальном обществе главным ресурсом социальной динамики становится доступ к знаниям и социально значимой информации.

 

Библиографический список

  1. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М: Вита-Пресс,1999
  2. Мешков Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов: учебное пособие. – Изд-во Мордовского университета, 1995
  3. Волович Л.А. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в ССУЗ: концептуальные подходы, принципы, варианты, уровни: монография / Тихонова Л.П., Архипова М.П., Бикмухаметов Р.К. Рос. акад. образования. Ин-т сред.спец.образования,- Казань: ИССО РАО, 1996
  4. Шенцева Н.Н. Социально-психологические детерминанты мотивации достижения студентов колледжа: диссертация. – М.,2006
  5. Хивинцева Л.В. Формирование исследовательских умений у студентов гуманитарных колледжей: автореферат. – Уфа, 2004

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формирование мотивации у обучающихся на программах СПО при изучении гуманитарных дисциплин




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*