Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

К вопросу актуализации знаний студентов колледжа о современных угрозах в области экстремизма и терроризма на внеклассных мероприятиях

06.06.2024 145 169
Котыш Елена Петровна
Котыш Елена Петровна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

В соответствии со стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации № 400 от 02.07.2021 года, профилактическая работа по предупреждению проявлений идеологией экстремизма и терроризма среди студентов позволит предотвратить их вовлечение в различные организации и сообщества с экстремистской направленностью.

Основные теоретические аспекты эффективного противодействия экстремизму, были даны в работах таких авторов, как А.В. Джиоев, О.Н. Писаренко и А.Н. Смертин. Психологические аспекты экстремизма и терроризма были подвергнуты исследованию Д.С. Безносовым и Л.Г. Почебут. Большой вклад в понимание направлений информационного противодействия терроризму и экстремизму внесли российские ученые Ю.Д. Денисова, В.А. Диль, А.А. Косовец и В.В. Котенко.

Мероприятия по предотвращению правонарушений включают нравственно-воспитательные, культурно-воспитательные, адаптационные формы. В образовательной среде первичная профилактика рассматривается как работа с обучающимися для заполнения пустоты в их жизни, которая может стать основой для распространения деструктивных идей, включая террористическую и экстремистскую направленности. Превентивный характер этой работы заключается в предотвращении негативных последствий, связанных с реализацией неправильных идей, которые еще не сформировались у обучающихся. В данной ситуации наиболее предпочтительным способом профилактического воздействия являются групповые методы (круглые столы, информационные часы, флешмобы, беседы, встречи).

Однако, для эффективной работы по профилактике определенного типа противоправного поведения, необходимо учитывать конкретные криминогенные факторы, которые влияют на совершение таких действий. Для каждого типа факторов следует разработать соответствующие меры предупреждения и алгоритмы их реализации.

Особенностью экстремистских и террористических действий является их разнообразие и сложность обнаружения, так как они могут в первый взгляд находиться в рамках закона. Методы привлечения молодежи к незаконной деятельности не всегда очевидны: уговоры, наставничество, убеждение, подкуп, запугивание, унижение. Важно отметить, что деструктивные методы могут использоваться в комбинации, что значительно усиливает их негативное воздействие.

Профилактические мероприятия должны основываться на принципах: системности (осуществляться регулярно в рамках плана), комплексности - включать взаимодействие с прокуратурой, МВД и институтами гражданского общества; адресности, интеграции. личности - вовлечение молодежи в работу по профилактике противодействия идеологии (сотрудничество сверстников).

Вне зависимости от формы реализации, групповые профилактические мероприятия должны решать следующие задачи:

- ясно объяснять деструктивную сущность террористических идей;

- формировать у молодежи четкую нетерпимость к любым формам экстремизма;

- предотвращать вовлечение молодежи в деятельность террористических и экстремистских организаций;

- повышать уровень гражданского правосознания, включая осознание юридической ответственности за противоправные действия, связанные с терроризмом и экстремизмом;

- интегрировать молодежь через участие в общественно полезных мероприятиях, обеспечивающих общественную безопасность (волонтёрство, социальная помощь, научно-исследовательская деятельность и т.д.).

Полезная занятость студентов колледжа является одним из критериев эффективного профилактического воздействия, что свидетельствует о снижении уровня деструктивного поведения. Занятость, направленная на расширение и углубление интересов, приобретение новых знаний и полезных навыков, осуществляет взаимодействие молодых людей с окружающей средой и коллективом. Профилактика должна быть привлекательной для студентов, но в то же время, научно обоснованной.

Игровые формы получения информации пользуются наибольшей популярностью среди студентов. Современные технологии предлагают проведение различных ролевых и интеллектуальных игр, основанных на знании антитеррористического законодательства. Самыми предпочтительными форматами являются квизы, брейн-ринги и игра «Что? Где? Когда?».

Важную роль играет награждение участников мероприятий ценными призами и подарками. Награждение грамотами и благодарственными письмами считается формальным и не стимулирует студентов. Вместо этого, ценными призами могут быть элементы одежды с логотипом организации, аксессуары для работы с компьютером, доступ к онлайн-сервисам, билеты на спортивные или культурные мероприятия, подарочные сертификаты книжных магазинов.

Отметим, что качественное образование является одним из самых эффективных средств профилактики девиантного поведения.

Студенты колледжа, которые понимают, что экстремизм и терроризм носят разрушительный характер, могут лучше своих сверстников сопротивляться попыткам экстремистов пропагандировать свою идеологию и вербовать новых членов для террористических организаций. Однако классическая лекция имеет некоторые недостатки, которые заставляют задуматься о целесообразности использования этого формата в профилактике идеологии терроризма и экстремизма. Один из таких недостатков - продолжительность лекции. Обычно лекционное занятие длится около двух академических часов (примерно 80-90 минут). Для многих молодых людей длительное внимание на таком промежутке времени представляет себе сложную задачу, особенно если оно не связано с освоением обязательного учебного материала. Еще одной трудностью является односторонняя коммуникация, когда лектор только читает материал, а аудитория его пассивно воспринимает. Диалог между слушателями и лектором, а также анализ практических примеров из правоприменительной практики, как правило, реализуются в других образовательных форматах. К тому же, из-за сложности и специфики рассматриваемой проблематики, не всегда возможно привлечь достаточное количество добровольных слушателей без помощи административного ресурса. Однако полностью отказываться от лекционного формата нецелесообразно: лекционные материалы являются основой для формирования теоретической базы знаний. Поэтому в рамках профилактики идеологии терроризма и экстремизма предлагается модернизировать лекционный формат следующим образом: лекции должны быть не более 60 минут; обязательно использование интерактивных методов обучения; необходимо визуальное подкрепление материала с помощью презентаций и раздаточных материалов; материал должен быть ориентирован на практику, а также можно приглашать спикеров из правоохранительных органов, чтобы делиться опытом перед аудиторией и вести общение со студентами. Кроме того, важно организовывать встречи с экспертами различных областей знаний в формате «открытого диалога» для активной работы с молодежью по профилактике идеологии терроризма. Вовлечение студентов в разработку и реализацию проектов антитеррористической направленности, особенно вне учебного процесса, также является эффективным инструментом профилактической работы. Студенты смогут проявить и развить свой творческий потенциал, занимаясь самостоятельным и более глубоким изучением темы и формированием профилактического мышления. Кроме того, студентам можно предлагать задания в виде эссе, доклада, реферата, аннотации, проекта антитеррористического характера («Молодежь за чистый Интернет», «Наука и образование против террора»).

Информационно-аналитический контент, направленный против терроризма, можно представить в различных форматах: книги, брошюры, памятки, обращения и плакаты, а также социальная реклама, содержащая объективные статьи о работе оперативных штабов, правоохранительных органов, антитеррористических комиссий. Прежде всего, важно налаживать осведомленность молодежи в области закона. Организация различных мероприятий, направленных на осведомленность студентов в правовых вопросах, позволит им точно знать как свои права, так и обязанности, а также учиться уважать права и обязанности других людей. Необходимо пропагандировать толерантность, универсальные ценности, уважение к каждому человеку, независимо от пола, национальности, религиозных взглядов, политических взглядов или социального положения. Следует утверждать неприемлемость разжигания вражды или презрения к другим людям. Одним из важных механизмов поддержки толерантного отношения этнических групп является распространение достоверных знаний о культуре, обычаях и традициях различных народов, населяющих нашу страну. Эти знания помогут преодолеть ксенофобию, негативные этнические стереотипы, обогатят духовный мир студентов, сформируют установки на личное и культурное взаимодействие. Современный экстремизм не имеет явного характера, он анонимно распространяется через сеть интернет. Для информационно-просветительских целей можно использовать на внеклассных мероприятиях документальные фильмы и видеоролики, например, «У террора нет национальности», «Борьба с терроризмом касается каждого», «Вместе против террора», «Как спасти человека от терроризма», «Бдительность», «День памяти».

В контексте организации антитеррористических мероприятий целесообразно использовать ситуационный подход, который предполагает анализ конкретных ситуаций. Так, при выявлении нетолерантного поведения разбираем следующие ситуации: использование унизительных кличек, отсутствие помощи студентам, которые плохо говорят по-русски, перекладывание вины на другого, отсутствие интереса к культуре другой национальности, рисование злобных карикатур, привлечение внимания к ошибкам, высмеивание внешности, угрозы тем, кто слабее, анализ изречений известных людей о гуманном отношении, терпимости и т.п.

Следует помнить, что за видеоматериалами, методическими рекомендациями, памятками и карточками по противодействию идеологии терроризма и других радикальных проявлений целесообразно обращаться в Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму (НЦПТИ). Данный центр играет значимую роль в информационно-аналитическом, методическом и технологическом поддержании работы, направленной на противодействие идеологии терроризма и других радикальных проявлениям в образовании и среди молодежи.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Асмолов А.Г. Толерантность как культура XXI века // Толерантность: объединяем усилия. – М., 2019.
  2. Бучакова М.А., Дизер О.А. Взаимодействие полиции и общества // Вестник Омского университета. Сер. Право. – 2015. – № 2. – С. 58-60.
  3. Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в сети Интернет как социальная проблема // Историческая и социально-образовательная мысль. –2011. – № 4 (9).
  4. Быкадорова А. С., Чурилов С. А., Шаповалова Е. В. Экстремизация молодежной аудитории сети Интернет // Казанский педагогический журнал. –2016. – № 3.
  5. Гафиатулина Н. Х., Любецкий Н. П., Самыгин С. И. Социальное здоровье российской молодежи в эпоху глобализации. – М., 2016.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): К вопросу актуализации знаний студентов колледжа о современных угрозах в области экстремизма и терроризма на внеклассных мероприятиях




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*