Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАннотация: в статье рассматриваются особенности преподавания информатики в профессиональном образовательном учреждении, так же рассматривается опыт применения активных методов обучения на уроках информатики.
Главная задача преподавателя информатики в профессиональном образовательном учреждении - дать знания о мире компьютеров и алгоритмов. Изучить устройство компьютера, как устроены сети и как работают программы. Изучить алгоритмическое мышление - то есть как последовательно решать проблемы, как работают системы, как найти эффективный способ организовать работу. Сюда входят основы логики, алгоритмики и программирования.
Подготовка квалифицированных специалистов является актуальной проблемой современного профессионального образования. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности обучающихся (компетентностей). Компьютер стал неотъемлемой частью нашего быта и воспринимается обучающимися как средство развлечения. Самостоятельное освоение игровых программ, умение выполнять некоторые технологические операции создают у многих обучающихся иллюзию, того, что они все знают и им нечему учиться на занятиях.
Студенты этим не заинтересованы, они в этом разбираются лучше взрослых. В каких-то определенных вещах - да: современные дети лучше понимают видео-стриминг, социальные сети и создание контента с помощью смартфонов.
Современный подросток и без помощи информатики может сделать себе страницу во «Вконтакте», сбросить пароль от роутера, если родители заблокировали дома интернет. Но информатика намного глубже, чем всё это.
Посади такого подростка перед табличкой в экселе и попроси прикинуть семейный бюджет для поездки на море - и лучшее, что он сможет сделать, это забить в поисковике «Как вести бюджет в экселе». На второй - третьей статье станет понятно, что всё это достаточно сложно.
Информатика знакомит с возможностями компьютера и пониманием всего, что можно на нём делать. Важно, чтобы студент сам мог дойти до понимания того, как именно можно использовать компьютер в каждой ситуации, когда он нужен.
Знания сами по себе бесполезны, если не уметь ими пользоваться. Поэтому, если не учат сразу пускать их в ход, они так и остаются бесполезным грузом. И тут всё действительно зависит от преподавателя, а не от государственного стандарта.
Хорошее занятие по информатике чаще всего проходит так: половину времени обучающиеся изучают теорию, а затем садятся за компьютеры и пробуют реализовать свои знания на практике.
Информатика - такой же предмет, как биология или математика. Даже гуманитарии должны уметь набирать текст на компьютере и настраивать почтовый ящик. А поиск и обработка информации вообще нужны всем. Поэтому на базовом уровне информатика полезна всем.
Преподаватель должен создать условия для того, чтобы обучающиеся могли взять на себя ответственность за свое обучение, сформировать потребность в самостоятельном личном и профессиональном развитии. Для реализации данных задач необходимо использование различных форм и методов работы, способствующих формированию положительной мотивации изучения информатики. Проблема поиска эффективных технологий обучения всегда была и остается актуальной и в настоящее время. К ним можно отнести активные методы обучения.
Что же такое активные методы обучения? Под активными методами обучения имеется в виду совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Отличительными особенностями активных методов обучения являются:
В своей педагогической деятельности я использую различные приемы активных и методов обучения. Это такие приемы, как урок - проблемная лекция, урок - практическое занятие, урок - игра, метод проектов и др.
В нашем техникуме на 1 курсе учатся выпускники 9 классов, отличающиеся разным уровнем подготовки по информатике. Одним из важных факторов, влияющих на эффективность обучения, является учет психофизических особенностей конкретной возрастной группы обучаемых, их возрастных и индивидуальных различий. В этом возрасте для обучающегося важно понимание сущности и смысла производимых действий. Те формы работы на занятии, где эти тенденции присутствуют, оказываются для учащегося этого возраста не только наиболее привлекательными, но и самыми продуктивными. Наоборот, те формы, которые ограничивают его деятельность механическим повторением и заучиванием не связанных между собой понятий и алгоритмов, встречают его активное внутреннее сопротивление и в итоге оказываются малопродуктивными.
Так как в группах собраны обучающиеся с разным уровнем подготовленности, разными способностями, я использую задания с нарастающей степенью сложности.
Достоинством данного подхода является то, что простейшие задачи доступны для решения всеми обучающимися. Это позволяет более слабым из них преодолевать «комплексы неполноценности», а тем, кто быстро решил простые задачи подниматься на более сложный уровень. При этом для решения наиболее сложных задач обучающимся приходится прибегать к системе встроенной подсказки изучаемой программы, самостоятельно добывая недостающие знания.
Применение современных компьютерных технологий повышает интерес обучающихся к предмету. Для проведения такого урока необходимо мультимедийное оборудование и интерактивная доска, компьютеры с выходом в Интернет. Изложение нового материала осуществляется с помощью презентации.
Для закрепления и проверки знаний целесообразно использовать компьютерное тестирование. Тестовый контроль выполняет три основные взаимосвязанные функции:
Компьютерное тестирование ставит всех обучающихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, при этом практически исключается субъективизм преподавателя.
В работе со студентами я также применяю метод проблемного обучения, который позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создаёт условия для саморазвития личности, что, в конечном счёте, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников техникума, обеспечивающие их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Организация и проведение различных конкурсов, олимпиад, также является хорошим инструментом для мотивации обучающихся. Обучающиеся нашего техникума ежегодно участвуют в олимпиадах (внутри техникума и региональных), дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Таким образом, применение активных методов обучения дает положительный результат при изучении информатики. Опора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества обучающихся. Но независимо от применяемых методов обучения главная задача преподавателя – создать на уроке атмосферу сотрудничества и психологического комфорта. Необходимо оценивать и поощрять пусть даже минимальные успехи каждого обучающегося.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности преподавания информатики в профессиональном образовательном учреждении
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.