Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Участие работодателя в образовательном процессе

20.05.2024 124 135
Козлова Лариса Ивановна
Козлова Лариса Ивановна, заведующий методическим кабинетом

Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО "Омский государственный университет путей сообщения"

Реализация системы кадрового партнерства между образовательной организацией и работодателем не является эффективной без активного участия предприятий в образовательном процессе. Принцип единства теории и практики, науки и производства при подготовке будущего квалифицированного специалиста среднего звена реализуется только при непосредственном вовлечении представителей работодателей в качестве социальных партнеров в образовательный процесс.

Основываясь на опыте Ассоциации колледжей и техникумов транспорта, самой широкой сети образовательных организаций СПО в составе университетских комплексов Росжелдор, среди наиболее результативных механизмов взаимодействия профессиональной образовательной организации с работодателями выделяют: перспективное кадровое планирование,  методическое сопровождение работодателями образовательного процесса, трудоустройство выпускников, организация временной занятости обучающихся, организация производственных практик, стажировок преподавателей на предприятиях отрасли, участие работодателя в оценке качества подготовки выпускников.

Остановимся подробнее на каждом механизме.

  1. Перспективное кадровое планирование. Для удовлетворения растущих потребностей предприятий в квалифицированных рабочих кадрах и максимального приближения системы подготовки кадров среднего звена к запросам рынка в конкретных регионах и отраслях создаются образовательно-производственные центры (кластеры) ФП «Профессионалитет».

Таблица 1.

Кластер является формой тесного взаимодействия техникума с реальным сектором экономики, создана карьерная карта железнодорожника, развивается материально-техническая база. Руководство кластером ТИЖТа (филиала ОмГУПСа) осуществляется управляющей компанией, в состав которой входят представители учредителя – Федерального агентства железнодорожного транспорта, ОАО «Российские железные дороги», Министерства образования Кузбасса и ТИЖТа (филиала ОмГУПСа).

  1. Методическое сопровождение работодателями образовательного процесса. Разработка нормативно-правовой документации организации учебной и производственной практик, разработка Программ подготовки специалистов среднего звена, в том числе вариативной части учебного плана, фондов оценочных средств для каждой специальности проводится при непосредственном участии работодателей. Встречи представителей работодателей с абитуриентами, проведение акции «Промышленный туризм», организованной совместно с ОАО «РЖД», проведение деловых завтраков «Мы профи!», встречи представителей компании ОАО «РЖД» с обучающимися, проведение профессиональных проб, экскурсий на предприятия, Единого дня открытых дверей совместно с работодателем, прием на целевое обучение – все это реализует социальное партнерство.
  2. Организация производственных практик, организация временной занятости обучающихся, трудоустройство выпускников. Производственная практика проходит на рабочих местах в предприятиях железнодорожного транспорта, организована работа по обучению студентов на дополнительные рабочие профессии, организован удаленный доступ обучающихся с личных устройств в системы оценки знаний работников локомотивного хозяйства «АСПТ» и систем электроснабжения «Конкор». Образовательной организацией разрабатываются индивидуальные учебные планы для обучающихся в связи с их трудоустройством. Ежегодное распределение выпускников в присутствии представителей кадровых служб предприятий гарантирует стопроцентное трудоустройство выпускников.
  3. Стажировки преподавателей на предприятиях отрасли. Возможность преподавателей профессиональных модулей проходить стажировку на предприятиях, которые являются социальными партнерами образовательной организации, дает гарантировано качественное обучение по запросу работодателя.
  4. Участие работодателя в оценке качества подготовки выпускников. Привлечение работодателей в оценке качества подготовки выпускников определяет значимость оценки качества и повышение конкурентоспособности на рынке труда. Представители предприятий активно участвуют в работе Государственных экзаменационных комиссий, проведении чемпионатов профессионального мастерства различных уровней, являются экспертами и главными экспертами при проведении демонстрационного экзамена.

Таким образом, социальное партнерство образовательной организации с динамично развивающимися современными компаниями гарантирует повышение конкурентоспособного выпускника, отвечающего всем требованиям работодателя.

Список литературы:

  1. Есенина Е. Ю. Управление профессиональной образовательной организацией с участием работодателей: подходы к решению проблемы // Профессиональное образование и рынок труда. — 2017. — № 4. — С. 4.
  2. Новая образовательная технология «Профессионалитет»: сборник методических материалов / Центр содержания и оценки качества среднего профессионального образования; Центр оценки качества среднего профессионального образования ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования. – Москва: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2023. - 312 с.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Участие работодателя в образовательном процессе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*