Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие коммуникативных компетенций студентов как субъектов профессиональной деятельности: методы и стратегии

17.05.2024 103 119
Котыш Елена Петровна
Котыш Елена Петровна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

В непростое время социально-экономических преобразований повышаются требования работодателей к качеству подготовки выпускников колледжей. Немаловажное значение при этом в контексте социализации молодого специалиста имеет уровень сформированных у него коммуникативных компетенций, значимых как для успешной адаптации в профессиональной сфере, так и для активной деятельности в гражданском сообществе.

Подготовка студентов как субъектов профессиональной деятельности остается одной из актуальных задач, поскольку современная российская система образования находится на этапе динамичного обновления, вызванного, с одной стороны, процессом реформирования общества в целом, а с другой стороны, логикой развития системы образования. Обучение в колледже должно быть коммуникативно-ориентировано и профессионально направлено в целях формирования профессиональной коммуникативной компетенции. Л.А. Петровская определяет коммуникативную компетентность как набор знаний и умений в области общения, позволяющих устанавливать необходимые контакты с другими людьми. В исследованиях Делла Хаймса, А.В. Вахрушева, И.А. Зимней, В.А. Сластёнина представлена сущность профессионального общения и поиск оптимальных условий, эффективных методов формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов. Предполагается, что успешный молодой специалист должен обладать рядом основных базовых (научно-исследовательских, коммуникативных, межкультурных, организационных) и специальных, профессионально-ориентированных компетенций, формирование которых, наряду с приобретением предметных знаний, представляет собой ценную и содержательную сферу участников образовательного процесса. Работодатели вправе ожидать от современного выпускника колледжа развитых умений коммуникативного делового взаимодействия, сформированного стиля продуктивного общения с бизнес-партнёрами, коллегами и оппонентами. Целенаправленное формирование коммуникативных компетенций позволяет достичь качественных результатов обучения, повышает самостоятельность студентов, влияет на формирование таких личностных качеств, как целеустремленность и ответственность, стремление к совершенствованию и профессионализму.

По мнению И.А. Зимней, у студентов важно развивать навыки общения, так как в процессе общения каждый участник коммуникативного акта имеет свои цели и мотивы. Результаты научных исследований свидетельствуют о наличии связи между коммуникативными способностями и коммуникативной компетентностью у обучающихся. Выявлено, что студенты с низким уровнем коммуникативных умений характеризуются низкой общительностью, тенденцией к агрессивности и раздражительности, а также имеют недостаток организаторских способностей. Не обладая достаточно развитыми коммуникативными навыками, не способны донести свои собственные мысли до других и сформулировать ответы на адресованные им вопросы, они также не знают, как формулировать свои собственные вопросы. В то же время, студенты с высоким уровнем развития навыков коммуникации успешно общаются и умело используют организаторские способности для достижения поставленных целей. Высокий уровень коммуникативной компетенции позволяет имитировать безопасные коммуникационные ситуации, транслировать адекватные, гибкие модели коммуникативного поведения. С учетом этих результатов становится ясной необходимость разработки и внедрения методов, направленных на повышение уровня коммуникативной компетентности будущих специалистов, формирование адекватных представлений о психологии общения и развитие навыков эффективной коммуникации.

Для формирования коммуникативной компетентности студентов целесообразно использовать универсальные стратегии (активации познавательной деятельности, стимуляции коммуникаций, стратегии коммуникации в научной сфере, стратегии рефлексии). А также активные методы: метод групповой дискуссии, позволяющий выявить множество мнений и найти общее решение проблемы, метод игры («Вопрос-ответ», «Новости», «В чёт твоя проблема», «Сценка»), включающий учебные, деловые и ролевые игры; проведение обсуждений и дебатов для развития умений аргументировать свою точку зрения, мини-лекции, предоставляющие новые знания и опыт; использование кейс-метода для анализа коммуникативных ситуаций; метод проектов, позволяющий развивать способность работать в коллективе, терпимо воспринимать социальные и культурные различия.

Форма проведения семинарских занятий является удобной для установления диалогических взаимоотношений как внутри, так и вне образовательной среды. Для эффективной дискуссии необходимо создать условия для рефлексивной работы студентов, включая работу с различными текстами, видеофрагментами: студентам задается вопрос о применении правил эффективной аргументации героем в данном фрагменте. Затем проводится анализ различных видов аргументов, используя актуальный текст, видеофрагмент. В «Методика преподавания риторики» под редакцией Н. А. Ипполитовой подробно описаны технологии применения риторического анализа.

Организация коллективных дискуссий на выбранные темы предоставляет возможность обмена идеями, мнениями и суждениями в группе с целью достижения согласия. Если тема обсуждения действительно важна для человека, то ограничения времени не мешают его внутреннему диалогу, а лишь стимулируют его. Главное не то, что было сказано на семинаре, а то, что развивается внутри каждого человека в диалогическом пространстве. Дискуссия приобретает особую значимость, когда сопоставляются разные намерения и мотивации. Увеличение времени и энергии, затраченных на дискуссию, оправдывается только в том случае, если она способствует личностному росту. Процесс формирования навыков рефлексии, аргументации, диалога, алгоритмизации мышления и группового взаимодействия является ключевым фактором развития коммуникативных навыков.

Профессионалы в научной сфере утверждают, что условия восприятия и интерпретации текстов изменились. В результате информационного потока наблюдается снижение критичности восприятия текстов. Это подчеркивает важность методических вопросов, связанных с развитием навыков анализа текстов. Для критического понимания текстов медиакультуры необходимо использовать анализ как словесных, так и невербальных выражений смысла, чтобы выявить коммуникативные намерения автора. Объяснительная сила такого анализа особенно важна в новой культурно-речевой среде, которую можно назвать лабиринтом коммуникационных каналов. Включение разнообразных текстов медиакультуры в обучение на семинарах позволяет развивать аналитические навыки студентов.

С целью успешной профессиональной подготовки важно учить студентов составлять аннотации к текстам, статьям, составлять планы различного характера; работать с текстами по специальности, научной литературой, писать доклады, рефераты, отзывы, рецензии к статьям, периодике; составлять тексты научного характера по спецдисциплинам, готовить презентации к выступлениям, участвовать в конференциях. Следует развивать в студентах навык самоанализа, рефлексии. Этот навык позволяет исследователям определять свои сильные и слабые стороны, через анализ и аргументацию, объективно интерпретировать полученные данные, выявлять в проектах возможные ошибки, а также применять меры для их исправления, осознавать свои предположения, которые могут повлиять на результаты проекта.

При обучении монологической речи, исследователи рекомендуют использовать сослагательное наклонение или вопросы с частицей «бы», которые стимулируют диалог во внутренней структуре сознания студентов. Важно предлагать вопросы, чтобы студенты могли обратиться к своему социокультурному опыту для поиска критериев ответа. Иногда преподаватель может намеренно оставлять некоторые недосказанности, чтобы стимулировать студентов формировать свои ценностные смыслы. Для передачи диалога из внешнего плана сознания во внутренний план используются разнообразные невербальные средства, такие как интонация, жестикуляция и мимика. Однако студенты обычно больше заинтересованы в информационной стороне сообщения, и они не всегда запоминают эти невербальные средства коммуникации. Поэтому важно научить студентов фиксировать этот аспект сообщения, обратив их внимание на то, как одна и та же фраза может звучать по-разному и как тем самым меняется ее смысл. В исследовании В.А. Колчиной отмечается, что в монологических языковых конструкциях субъект может обратиться к самому себе, что приводит к формированию «диалогического монолога» с самим собой. Поэтому субъекты педагогического процесса могут выступать в качестве персонажей в определенных ситуациях, будто «alter ego» самих себя. Это помогает осознать динамику личностной эволюции, изменчивость ценностей и смыслов, а также вариативность переживаний даже по отношению к самому себе в разные периоды жизни или в различных социокультурных ситуациях. Такой подход способствует формированию лояльного отношения к опыту других людей у студентов и создает более эффективное социокультурное взаимодействие.

Быстро развивающаяся сфера виртуальной реальности требует от специалистов не только знания правил общения в ходе деловой беседы, но и умения выстраивать деловые отношения с помощью Интернета. Мировой опыт использования инструментов цифровой коммуникации убеждает, что она способна убеждать, информировать, вдохновлять коммуникантов на речевую деятельность через обучающие платформы, СМИ, социальные сети. Охватывая все формы дискурса, цифровая реальность меняет представления о компетентности специалиста в рамках возникшей «новой грамотности». Согласно мнению Тони Бейтса, эксперта в области электронного и дистанционного образования, современные выпускники должны быть способными эффективно коммуницировать, владеть грамотной устной и письменной речью, отбирать нужные знания, знать, где и как искать нужные знания, критически оценивать их и интегрировать под определенную задачу, обладать цифровыми навыками, так как знания в современном мире все больше и больше связаны с технологиями и обучением в сети. Важными навыками являются также гибкость, способность сотрудничать и работать в команде, критическое мышление, творчество, оригинальность и разработка стратегий, необходимых в современном знаниевом обществе.

Развитие коммуникативных компетенций у студентов имеет важное значение для их успешной адаптации в современном информационном обществе.

 

Список использованной литературы:

  1. Орлов В. В. , Орлова Е. В. Проблемы повышения качества обучения и компетентности выпускников // Социс. – 2016. – № 8. – С. 149-150.
  2. Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская [и др.]. – М., 2016.
  3. Хохлова М.М. Компетенции конкурентоспособного молодого специалиста: мнение работодателей и выпускников // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. −2014.− № 2. − С. 26-31.
  1. Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг: избранные труды. – М., 2007.
  2. Гулевич О.А. Психология коммуникации – М., 2007.
  3. Макаров М.Л. Основы теории дискурса.− М,, 2003.
  4. Луман Н. Что такое коммуникация? / Пер. с нем. Д.В. Озирченко // Социологический журнал. −1995.− № 3. − С. 114-124.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие коммуникативных компетенций студентов как субъектов профессиональной деятельности: методы и стратегии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*