Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала«Здоровье – это ещё не всё, но без здоровья – ничто»
Сократ
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления в нашей стране. Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование». В связи с этим Министр образования РФ Сергей Кравцов в своих выступлениях неоднократно отмечает, что в конце обучения наши дети должны быть воспитаны, обучены и здоровы.
Еще В. А. Сухомлинский в середине XX века говорил, что «укрепить здоровье человека в детстве, не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым – это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа».
В связи с этим актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена тем, что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который отражает не только настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее.
Сбережение здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, в том числе и преподавателей, через внедрение системы знаний о человеке, о его здоровье, способах его формирования и сохранения.
В соответствии с изменениями ФЗ «Об образовании в РФ» (в части воспитания), а также с развитием современных информационных технологий, изменениями в сознании подрастающего поколения – поколения «Z», живущего в новом тысячелетии, у преподавателя определился спектр функций, главная из которых – воспитать человека, здоровье которого полноценно в широком смысле слова.
Поэтому в основе авторской педагогической концепции положена необходимость формирования потребности вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте тело, одежду и жилище, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек и т. п.
При организации учебного процесса ведущее место преподаватель отводит использованию современных оздоровительных технологий, которые помогут не только сохранению здоровья обучающихся, но и формированию учебной культуры, рациональным способам учения, повышению качества образования.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья преподавателя и обучающихся.
Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н. К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни (схема 1).
Схема 1.
Виды здоровьеформирующих технологий в образовательном процессе
Здоровьеформирующие технологии |
Медико-гигиенические |
Физкультурно-оздоровительные |
Экологические здоровьесберегающие |
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности |
Здоровьесберегающие образовательные |
1. организационно-педагогические 2. психолого-педагогические 3. учебно-воспитательные технологии |
В сегодняшних реалиях все образовательные учреждения работают в инновационном режиме, что обусловлено реализацией национального проекта «Образование». Обучение становится всё более интенсивным, повышаются требования не только к организации образовательного процесса, но и к содержанию образования, к его объёму, к уровню умственной работоспособности обучающихся. Увеличивается умственная нагрузка, снижаются двигательные возможности, усиливается стрессовая ситуация.
В ГБПОУ «Сахалинский техникум сервиса» созданы условия, способствующие формированию здоровьесберегающей образовательной среды, а именно:
- соблюдение СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- система физкультурно-оздоровительной деятельности;
- психологическое сопровождение каждого обучающегося;
- организация горячего питания;
- предоставление медицинского обслуживания.
Однако учебное занятие остаётся основной организационной формой образовательного процесса, которая зависит от преподавателя, задачей которого является обеспечение возможности сохранения здоровья в период обучения, а также формирование необходимых знаний и компетенций по соблюдению здорового образа жизни.
Из опыта работы можно констатировать, что у студентов особенно чувствительной является нервная система, поэтому обязательным во время учебных занятий по химии является:
- озеленение кабинета;
- проветривание кабинета (на всех переменах);
- освещение кабинета
Реализация данных подходов способствует снижению утомительной нагрузки и делает процесс обучения более эффективным.
Учитывая педагогические наблюдения предлагаем памятку педагогу по созданию здоровьесберегающих условий на учебном занятии, которая поможет сделать так, чтобы образовательный процесс в техникуме вызвал прилив энергии, а обучение было в радость.
Памятка педагогу пол созданию здоровьесберегающих условий на учебном занятии Уважаемый коллега! Для предупреждения переутомления обучающихся придерживайся следующих правил! 1. 1. Правильно организовывай рабочее место. Соблюдай систему 5С (инструмент «бережливых технологий»: – сортировка – соблюдение порядка – содержи в чистоте – стандартизируй – совершенствуй 2. Соблюдай гигиенические требования в кабинете: приемлемая температура и свежесть воздуха, рациональность освещения учебного кабинета и доски. 3. Чередуй виды деятельности на учебном занятии, но не переусердствуй! (норма 4-7 видов за учебное занятие). 4. Придерживайся средней продолжительности чередования различных видов учебной деятельности: норма 7-10 минут; число видов деятельности не менее трёх. 5. Применяй информационно-коммуникативные технологии для лучшей визуализации учебного материала и его усвоения. 6. Используй методы и технологии обучения, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся: организация исследовательской деятельности - организация проектной деятельности - индивидуальный подход - дифференцированный подход - бинарная технология - кейс-технология - технология критического мышления - scrum-технология - квест-технология - технология «Мировое кафе» - дизайн-сессия - построение интеллект-карты - дуальное обучение - использование социальных медиа для обучения и общения между педагогами и студентами - онлайн-курсы и платформы для обучения в режиме реального времени, использование устройств и приложений для решения задач и проведения экспериментов - «облачные» технологии. 7. Проводи физкультминутки во время учебных занятий. 8. Создавай благоприятный эмоциональный климат на занятии: шути, больше улыбайтесь |
Таким образом, выполнение рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий позволит педагогу безошибочно определить момент наступления у обучающихся утомления, снижения их учебной активности за счёт использования различных видов учебной активности и создания единого здоровьформирующего пространства как в учебной аудитории, так и во всём образовательном учреждении.
Поэтому главный вопрос, который решает педагог – как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью обучающихся и педагога, и как реализовать здоровьесберегающие технологии на учебных занятиях по химии и в контексте воспитательной внеаудиторной работе.
В своей практике, планируя систему здоровьесбережения на занятиях по химии, я комбинирую игровой, соревновательный, практический и групповой метод. Среди форм проведения занятий наиболее эффективные такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие. При выборе приёмов и методов учитываю общепедагогические и методические требования. Объясняя новый материал, закрепляя его, я использую различные приёмы (дискуссия, мозговой штурм, синквейн, кластер) и физкультминутки.
В качестве заключения отмечу, что здоровьесберегающим учебное занятие будет тогда, когда:
Библиографический список:
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в учреждениях СПО
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.