Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Сердце отдавший детям (к юбилею В.А. Сухомлинского)

02.10.2023 291 458
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель

Жирова Юлия Игоревна
Жирова Юлия Игоревна, студент

Вятский государственный университет

«Каждый должен задуматься о том, что он оставит после себя», – говорил В.А. Сухомлинский.

В нашей стране имя выдающегося отечественного педагога Василия Александровича Сухомлинского, педагогического Данко, отдавшего свое сердце детям, всегда было и будет окружено особым признанием и искренним уважением.

В.А. Сухомлинский (1918-1970) – советский педагог-новатор, писатель, основатель народной педагогики. Всю жизнь он проработал в обычной сельской школе и смог сделать из нее уникальную лабораторию по разработке инновационных методик воспитания. Вся биография Сухомлинского Василия Александровича пронизана большой любовью к детям и желанием сделать детство самым счастливым периодом в жизни каждого человека.

Василий Сухомлинский появился на свет в украинском селе Васильевка 28 сентября 1918 года, в обычной крестьянской семье. Детские годы Василия пришлись на лихое время: повсюду царила разруха, голод, классовая ненависть и недоверие к ближним. После окончания сельской школы-семилетки в 1933 году Василий продолжил образование в Кременчугском педагогическом институте. Однако серьезная болезнь вынудила его прекратить обучение и вернуться домой. Так 17-летний Сухомлинский приступил к работе учителя украинского языка и литературы в сельской школе. Одновременно он перевелся на заочное отделение педагогического института в Полтаве, получив полноценное высшее образование.

В 1941 году молодой учитель добровольцем отправился на фронт. В краткой биографии Сухомлинского было место тяжелому ранению: во время одного из боев за Москву в начале 1942 года осколок снаряда задел его сердце. Врачи не давали никакой гарантии, что молодой человек выживет. Однако Сухомлинский, вопреки всем прогнозам, пошел на поправку и в дальнейшем всю жизнь носил в сердце кусочек снаряда, который хирурги так не смогли извлечь.

Когда в 1944 году советские земли были освобождены от фашистской оккупации, учитель вернулся на родину в качестве заведующего райотдела народного образования в Онуфриевке. Однако Сухомлинский очень скучал по работе с детьми, и спустя несколько лет вернулся к любимой работе. На должности директора средней школы в поселке Павлыш он проработал до конца своих дней.

За время своей многолетней работы Сухомлинский привнес множество передовых идей в процесс воспитания детей. Его педагогическая методика была основана на признаках гуманизма, согласно которым наивысшей ценностью была личность ребенка.

Педагог всегда старался выстраивать воспитательный процесс таким образом, чтобы он приносил радость обеим сторонам: учителю и ученику. Его мысли удивляют своей современностью. Принципам воспитания педагога-новатора Василия Сухомлинского более полувека, но сегодня они актуальны, как никогда.

Принцип «Воспитание начинается в семье». Важнейшей ролью в жизни и воспитании ребёнка педагог считал роль отца и матери. Именно в счастливой и любящей семье закладываются основы здорового отношения к себе и миру, любознательность, стремление к гармонии. В тех семьях, где родители любят и уважают друг друга, вырастают прекрасные, чуткие люди. «Воспитывая своего ребёнка, ты воспитываешь себя», – отмечал педагог.

Принцип «Режима труда и отдыха». Педагог искренне считал, что лучше всего себя чувствуют те дети и взрослые, которые рано ложатся в постель, спят достаточно и рано встают, а активным умственным трудом занимаются утром. Педагог считал категорически недопустимым активное заучивание и зубрёжку в часы перед сном. «Мы убедились, что, если ребёнок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим», – писал он.

Принцип «Без наказаний». В.А. Сухомлинский сомневался в необходимости и эффективности наказаний для ученика. Он считал, что ребёнок чувствует большую несправедливость в том, что учитель хочет, чтобы ещё и родители наказывали ребёнка за плохую оценку. Автор отмечал, что главными последствиями этого могут быть отвращение и неприязнь к умственному труду, а также ожесточение ребёнка против учителя. «Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждёт расправы. Сердце, чуткое к добру, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса», – был убеждён педагог.

Принцип «Воспитание личности через труд». В.А. Сухомлинский считал труд основой для гармоничного развития личности. Ребёнок, пребывающий в постоянной праздности без трудового напряжения, подходящего для его возраста, лишается радости бескорыстного созидательного труда. «Ленивым становится тот, чьи желания в раннем детстве удовлетворяются заботами старших, а ребёнку остаётся только повелевать и капризничать. Лодырь рождается там, где всё легко даётся и человек не знает, что такое трудно. Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость – радость потребления», – писал В.А. Сухомлинский.  

Принцип «Воспитание прекрасным». Среди многообразных средств воспитания – воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Его система построена, в большинстве своём, на приобщении к природе. В ясную и тёплую погоду он проводил уроки под голубым небом и вместе с учениками сочинял истории о растениях и насекомых. С помощью окружающего мира педагог пробуждал в детях поэтическое творчество. «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С тех пор как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя», – был убеждён педагог.

Принцип «Вовлечённый педагог». Василий Александрович был искренне убеждён, что истинная любовь к детям, проявление заботы и чуткости способны открыть детское сердце навстречу знаниям и расположить ребёнка к наставнику. Он говорил о том, что только отношение детей к человеку, определяет степень его человечности и доброты, ведь дети тонко чувствуют неискренность, фальшь и равнодушие. «Трудно представить что-либо другое, в большей мере уродующее душу ребёнка, чем эмоциональная толстокожесть, порождённая несправедливостью. Испытывая безразличное к себе отношение, ребёнок теряет чуткость к добру и злу. Он не может разобраться, что в окружающих его людях доброе и что злое. В его сердце поселяется подозрительность, неверие в людей, а это самый главный источник озлобленности», – утверждал автор.

Принцип «Безоценочности». Описывая оценку как инструмент наказания, Сухомлинский считал, что её можно применять только для учеников старшей школы. Неудовлетворительные оценки в начальной школе воспринимаются как оскорбление и унижают достоинство ребёнка. «Нельзя допускать, чтобы ребёнок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего плохую отметку, потерял веру в себя. Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке и единице кнут, которым можно подстёгивать ленивую лошадь, а в четвёрке и пятёрке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут, и пряник», – пишет В.А. Сухомлинский в своей книге.

Педагогическое наследие Василия Александровича составляют статьи, художественные миниатюры, из них книги (включая и тематические сборники, сказки) – 65 названий на 53 языках мира, вышедшие многомиллионными тиражами (более 15 млн.). Опубликовано более 4000 книг и статей, посвященных творческому наследию педагога, из них 60 диссертационных исследований.

Все труды и практика В.А. Сухомлинского были наполнены сиянием человечности, поэтому его система педагогических идей достойна называться гуманистической и выступать живой классикой педагогики. Василий Александрович является огромной ценностью для образования в целом и бесценным сокровищем для всего мира.

Список использованных источников

  1. Богуславский М. Судьба и бессмертие Василия Сухомлинского// Учительская газета. - № 38. – Выпуск от 19.09.2023. – URL: https://ug.ru/sudba-i-bessmertie-vasiliya-suhomlinskogo/ (дата обращения 23.09.2023). – Текст: электронный.
  2. Великановская Л.А. Сухомлинский: вклад в педагогику // Образовательный портал «Все для учителей, воспитателей, учеников». - URL: https://obrazovanie-gid.ru/pereskazy1/suhomlinskij-vklad-v-pedagogiku-kratko.html (дата обращения 01.10.2023). – Текст: электронный.
  3. Курчинская О.М. Посеять всё лучшее в детских сердцах // Библиотека им.Н.А. Некрасова . - URL: http://f17.blogs.donlib.ru/2023/09/28/posejat-vsjo-luchshee-v-detskih-serdcah/ (дата обращения 28.09.2023). – Текст: электронный.
  4. Миняк Е. Сердце свое отдаю детям: принципы воспитания Василия Сухомлинского // Журнал «Семья и школа». – № 2. – Выпуск июнь 2023. - С.17. - URL: https://xn--80ajjifdqt0evb7a.xn--p1ai/3d-flip-book/summer_2023_web/ (дата обращения 01.10.2023). – Текст: электронный.
  5. «Не только разумом, но и сердцем» // ГБУК НО «Нижегородская центральная специальная библиотека для слепых». – URL: http://ngosbs.info/ne-tolko-razumom-no-i-serdtsem-k-105-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-v-a-suhomlinskogo/ (дата обращения 24.09.2023). – Текст: электронный.
  6. Шинкевич А.Н. Современные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // Инфоурок. – URL: https://infourok.ru/user/shinkevich-artem-yurevich/page/moi-stati (дата обращения 23.09.2023). – Текст: электронный.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Сердце отдавший детям (к юбилею В.А. Сухомлинского)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*