Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

К вопросу использования синергетического подхода на уроках русского языка и литературы для повышения мотивации обучения студентов колледжа

05.06.2023 275 381
Котыш Елена Петровна
Котыш Елена Петровна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

В современном мире лингвистическая и культурологическая грамотность является необходимым условием становления профессионала в любой сфере деятельности. Занятия по русскому языку и литературе должны быть нацелены на развитие общекультурных компетенций в соответствии со стандартами общего образования. Развитие культурных навыков необходимо студентам не только для достижения успеха в работе, но также открывает дополнительные возможности для самообразования, расширения кругозора и плодотворных общений. Синергетический подход, основанный на создании учебной среды, которая самоорганизуется, поощряет студентов к самостоятельному поиску информации, взаимному обучению и развитию творческих способностей, наиболее соответствует требованиям информационного общества. На уроках русского языка и литературы такой подход позволяет добиться максимального эффекта в обучении и стимулировании студентов к более продуктивной деятельности. Более того, синергетический подход интегрирует научный опыт, что может стать источником инноваций.

Согласно В.Г. Буданову, Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмову, современное образование является открытой системой самоорганизации в синергетическом стиле. Необходимо отказаться от традиционной вертикальной передачи знаний от преподавателя к студенту и перейти к созданию образовательной среды, которая будет базироваться на самоорганизации, самостоятельном поиске информации обучающимися, взаимном обучении и творчестве. Использование синергетических принципов в учебном процессе может привести к нелинейным синергетическим эффектам, которые смогут ускорить скорость обучения и повысить его качество.

Педагогическая практика дополняет традиционную педагогическую систему цифровыми устройствами, однако не изменяет ее суть. Несмотря на развитие информационных технологий, в образовании все еще используются устаревшие педагогические методы, неэффективные в условиях сетевого взаимодействия. Таким образом, возникает противоречие между требованиями информационного общества и старой педагогической системой, что можно преодолеть только с помощью новой системы, основанной на современных методологических основах.

Для повышения мотивации студентов необходимо рассматривать такие аспекты, как планирование будущего, осознание своей жизненной позиции и интерес к самообразованию. Определенные факторы могут негативно влиять на студенческую мотивацию, например, недовольство разнообразием форм учебных занятий, отсутствием творческого и проблемно-поискового подхода, а также негативное отношение к формам жесткого контроля, которые использует преподаватель.

Сохранению мотивации студентов при изучении русского языка и литературы будет способствовать коммуникативная направленность обучения. Юношеский возраст характеризуется желанием самовыражения, что требует особого подхода к выбору учебного материала. Учебный материал должен стимулировать мышление, затрагивать актуальные для студентов темы, такие, например, как поиск смысла жизни, моральные дилеммы, любовь, свобода, искание своего места в мире, борьба с несправедливостью, вопросы духовности, соперничество между людьми, развитие чувства ответственности, романтика и т.п.

В условиях информационного общества проектирование учебного процесса может быть основано на таких синергетических принципах, как разнообразие, открытость системы, непрерывное взаимодействие участников образовательного процесса, нелинейное развития процессов, использование памяти системы.

Для начальной оценки уровня знаний в целевом блоке предусмотрен диагностический инструментарий, тестирование в Moodle, Google Форме для определения уровня сформированности у студентов навыков в области словесности (высокий, средний, низкий).

В мотивационном блоке используются методы, которые стимулируют деятельность студентов на уроках русского языка и литературы: беседа, предъявление учебных требований, дискуссия, анализ современных источников информации, просмотр видеоблогов, презентаций, интернет-страниц.

В гуманитарном образовании появилось много методов, которые помогают студентам лучше понять и запомнить материал, а также сделать процесс обучения более интересным и увлекательным:

- работа с источниками (чтение классических произведений, статей, эссе о словесности, анализ текстов разных жанров и эпох), которые помогут студентам получить актуальную информацию в области литературы и языка;

- применение игровых методик (кроссворды, викторины, квесты) также увеличивает мотивацию к обучению;

- работа с персональными блогами, где студенты могут выразить свои мысли по поводу изучаемого произведения или языкового явления;

- диалоговые формы работы (дискуссии, дебаты), которые позволяют студентам высказывать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, а также строить аргументы на основе интерпретации произведений литературы;

- групповые проекты, создание медиа-релиза, совместная разработка проектов, связанных с исследованием литературных произведений (проект по созданию театрального спектакля по произведению), языковых явлений. Каждый член группы определяет свою роль в проекте, так что никто не повторяется, и каждый вносит свой вклад. Использование метода проекта носит творческий характер;

- ролевые игры и драматизации, студенты могут играть роли персонажей литературных произведений и разыгрывать драматические ситуации, что помогает лучше понять мотивы и поведение героев изучаемых произведений;

- проектные задачи, создание собственных литературных произведений, рассказов, стихотворений, пьес и т.д. В процессе создания произведений студенты будут учиться использовать языковые средства и развивать письменные навыки;

-  интерактивное обучение (интерактивные учебники и онлайн-платформы, содержащие видеоуроки, тесты, задания, подборки сайтов литературных текстов).

Необходимо помнить, что использование интерактивных технологий не должно заменять классические методы обучения, такие как чтение и анализ текстов, занятия по грамматике, и т.д. Важно найти баланс между интерактивными технологиями и традиционными методами обучения. Вариативность и разнообразие элементов позволяют группе обучающихся с разным уровнем подготовки и скоростью усвоения материала использовать свои способности и стимулировать процессы самоорганизации в группе.

Преподаватель колледжа играет важную роль в формировании мотивации студентов. Создавая поддерживающую и стимулирующую обстановку в группе, поощряя студентов, налаживая с ними позитивный контакт, нацеливая студентов на саморазвитие, помогая ощущать уверенность в собственных силах, преподаватель способствует росту интереса к творческой и исследовательской деятельности, повышает уровень мотивации, активизирует интеллектуальную деятельность студентов в процессе изучения русского языка и литературы.

Реализации синергетического подхода на уроках русского языка и литературы требует от преподавателя дополнительных затрат времени и энергии, чтобы разработать и провести эффективные уроки.

Использование синергетического подхода предусматривает непрерывное взаимодействие участников учебного процесса. Технологически этот процесс можно обеспечить при помощи менеджеров и документов с коллективным доступом. Организационно должны быть разработаны правила такого взаимодействия, позволяющие не нарушать личное пространство обучающихся, но при этом использовать коллективный опыт других студентов.

Для обеспечения непрерывного взаимодействия участников учебного процесса рекомендуется:

- использование онлайн-платформ для общения, форумы, чаты, видеоконференции и т.д.;

- систематическая и своевременная обратная связь между преподавателем и студентами, которая может быть организована через электронные письма, персональные сообщения в социальных сетях и т.д.;

- создание групп в социальных сетях для обмена материалами, опытом и идеями;

- использование интерактивных задач и тестов для проверки знаний и обмена мнениями.

- организация работы в группах для выполнения проектов и исследований;

- организация внеучебных мероприятий, таких как встречи, дискуссии и т.д., которые помогут сохранить интерес участников к учебному процессу и создать атмосферу дружелюбного общения.

С синергетической точки зрения система может развиваться только при наличии у неё памяти. Использование коллективной памяти в учебном процессе предполагает создание единой информационной базы, которая включала бы в себя содержание обучения, технологии для коллективной и самостоятельные работы, системы оценивания, результаты освоения дисциплины, опыт студентов. В такой системе каждый обучающийся в любое время может обратиться к коллективному опыту и его личный опыт становится достоянием группы. При этом обучающиеся могут самостоятельно выбирать темы, предлагать свои идеи, самостоятельно осваивать учебный материал, объединяться в команды. Синергетический подход объединяет различные науки, что способствует развитию многогранных знаний. Наиболее важным результатом реализации данного педагогического условия является накопление группой коллективного знания. Для его систематизации также можно использовать Google-документы с функцией коллективного доступа или адаптированные под данной задачи уже существующие программы электронного обучения, например, Moodle.

Оценка и контроль знаний, умений в процессе обучения играют важную роль в повышении мотивации. Одним из методов оценки знаний на основе синергетического подхода может быть портфолио, которое отражает накопленный результат обучения и основывается на его анализе.

Таким образом, синергетический подход в обучении предполагает формирование образовательной среды, соответствующей информационному обществу. Учебный процесс проектируется как открытая система, способная к самоорганизации и развитию. Ключевые принципы, заложенные в основу этого подхода, могут быть применены в системе среднего образования.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): К вопросу использования синергетического подхода на уроках русского языка и литературы для повышения мотивации обучения студентов колледжа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*