Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Электронные ресурсы в реализации смешанного обучения

22.05.2023 247 363
Егорова Жанна Рафаильевна
Егорова Жанна Рафаильевна, преподаватель

Алтайский промышленно-экономический колледж

Современный этап развития общества характеризуется процессами цифровой глобализации, происходящей во всех сферах жизни человека. В образовании цифровизация предполагает переход на электронную систему обучения, использование цифровых технологий и ресурсов в образовательном процессе. Главной целью процесса цифровизации является формирование наиболее эффективных методов обучения за счет увеличения масштабности воздействия и вовлеченности.

Смешанное обучение представляет собой форму обучения, основанную на сочетании традиционного обучения с онлайн-обучением. Во многих образовательных учреждениях возникает необходимость разработки и размещения качественных образовательных ресурсов, включающих мультимедийный контент по курсам и дисциплинам, тренинго-тестирующие системы, интеллект-карты, объяснительные видео и т.п., реализующие такие образовательные технологии, как перевернутый класс, геймификация, сетевое взаимодействие (коллаборацию) педагогических коллективов, направленных на реализацию смешанного обучения.

В предыдущих публикациях по данной теме были представлены методические разработки уроков, используемые на практике по разделу II История России, главе 1 Россия в годы «великих потрясений» 1914–1921. Материалы составлены на основе УМК «История России. 10 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 3 ч.Ч 1 по ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2020. – 175с.» по темам: Тема 1.1 Россия в Первой мировой войне и Тема 1.2 Великая российская революция 1917 г.

Далее будет представленная разработка урока по Теме 1.3 Первые революционные преобразования большевиков. В данной теме большой акцент делается на работу с историческими документами, необходимыми для понимания политики большевиков, а так же на работу с электронными ресурсами на различных этапах занятиях.

Цели урока:

Учебная: раскрыть политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти. Сформировать представление о причинах, особенностях и условиях подписания Брестского мира.

Развивающая: создать условия для развития логического мышления, умений правильно обобщать данные текста, делать выводы; способствовать развитию навыков анализа документов, умений выделять главное, сравнивать, способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Воспитательная: создать условия для определения гражданской позиции, интереса к изучаемому предмету.

Методическая: совершенствование методики проведения урока – лекции в активной форме с использованием электронных ресурсов.

Задачи урока:

1 Организовать студентов на постановку цели урока

2 Создать условия для усвоения материала темы через повторение ключевых событий, предшествовавших изучаемому периоду: Октябрьская революция, Первая мировая война большевизация советов;

3 Усвоение основных событий: издание декрета о мире, декрета о земле и других документов, подписание Брестского мира, формирование нового правительства большевиков;

4 Организовать студентов на выполнение заданий по анализу и обобщению на основе исторических документов;

5 Организовать студентов на беседу и научить применять исторические знания для осмысления причин общественных явлений;

6 Организовать студентов на анализ собственной деятельности на уроке.

Алгоритм проведения урока предполагает 10 минут на этап актуализации знаний. На этом этапе можно увеличить мотивацию студентов, применим электронный ресурс Опросникум 2.0. Обучающиеся на своих телефонах открывают сайт, в котором проходят заранее подготовленный преподавателем тест на знание предшествующих событий Февральской и Октябрьской революций. Тест состоит из пяти вопросов (количество вопросов ограничено бесплатным форматом использования сайта) и позволяет в режиме реального времени отслеживать результаты знаний. Использование этого приема позволяет не только актуализировать знания учащихся, но и замотивировать их на учебную деятельность, благодаря соревновательному элементу. Каждый студент подключается к общему соревнованию и в режиме реального времени отвечает на тестовые вопросы, результаты которых отражаются на экране сразу же. Создание таких презентаций с разными формами выбора и ответа студентов не занимает у преподавателя много времени при подготовке, но дает хорошие результаты заинтересованности на занятии. Если у студентов наблюдаются проблемы в знаниях предыдущее темы, их можно исправить сразу же, задавая открытые вопросы и дополняя ответы учеников.

Изучение нового материала может проходить привычным для преподавателя способом: в форме активной лекции, с использованием слайдов презентации, учебника, текста документов. На изучение новой темы отводится около 55 минут с перерывом на физминутку. В процессе активной лекции, преподаватель так же может использовать интерактивные методы, например работа в рабочих группах. Студентам предлагается разделиться на четыре группы, прочитать текст документов и ответить на вопросы. В данной теме историческими документами выступают выдержки из: «Положение о рабочем контроле» (Принято ВЦИК, 14 (27) ноября 1917 г.), «Декрет о земле съезда советов рабочих и солдатских депутатов» принят на заседании 26 октября, «Конституция Российской Социалистической Федеративной Республики» (1918 г.) и «Декрет Совета Народных Комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"». После работы с источниками студенты должны ответить на вопросы:

  1. Как решался большевиками рабочий вопрос
  2. Как решался большевиками аграрный вопрос
  3. Как решался большевиками вопрос социальной политики
  4. Какие цели ставили большевики в отношении религии?

После работы с документами выступающие в группах отвечают на вопросы, остальные записывают все в сводную таблицу.

На этапе первичного закрепления снова можно обратиться к электронным ресурсам. На примере представленного занятия, этап закрепления осуществлялся с использованием платформы LearningApps.org. На своих мобильных телефонах и общем экране обучающиеся получают доступ к различным играм, заранее подготовленным преподавателем. Студенты должны перейти по ссылке https://learningapps.org/myapps.php?displayfolder=4735277.

На странице ресурса их ждут четыре игры на подбор соответствий известных личностей того периода, организаций и названий декретов и большую игру с общими вопросами, которая построена по типу викторины. Игровая форма заданий позволяет расширить интерес студентов в прохождении заданий, увеличить их мотивацию. Так же, использование портретов, изображений увеличивает познавательный потенциал студентов.

На завершающем этапе рефлексии можно вновь обратиться к ресурсу Опросникум 2.0, использовав технологию «облако слов». Студентам необходимо ответить на вопросы:

На уроке я понял, что…

Мне было сложно понять…

Запишите свои открытия сегодняшней темы

Использование этой технологии позволит студентам кратко сформулировать возникшие проблемы и успехи при изучении темы, неограниченное количество ответов позволит выявить все существующие проблемы. Однако, стоит отметить, что данная технология предполагает анонимность, а значит создает риски несерьезного отношения к выполнению задания. В рамках рассматриваемого урока, студенты писали как о реальных сложностях, например в написании фамилий лидеров большевиков, так и ответы о своей усталости к концу занятия, не относящиеся к теме вопроса.

Реализация данной системы уроков проводилась в группах специальностей «Право и организация социального обеспечения» и «Правоохранительная деятельность», которые при проведении входного тестирования в начале учебного года показали средний уровень знаний и мотивации к обучению. Однако, уже послу завершения первого учебного семестра успеваемость и мотивация изучения истории в группах выросла, что показал рубежный контроль и отсутствие оценки «удовлетворительно». Студенты проявляли интерес и вовлеченность в образовательный процесс, активность при выполнении заданий и заинтересованность историей за пределами образовательной организации. Так же, студенты данных групп выбирали историю, как ведущий предмет в курсе «Основы проектной деятельности», создавая теоретические работы по истории Второй мировой и Великой Отечественной войн, объединяя документы в книгу памяти о героях Гражданской войны Алтайского края и своего села, моделируя ситуации альтернативного развития истории Отечественной войны 1812 г. на основе существующих фактов и создавая модель пирамиды Кукулькана культуры Майя. Со своими работами студенты выступали на научно-практических конференциях различного уровня, всегда показывая достойный результат и завоевывая призовые места. Из 76 студентов групп более 70% принимали участие в исторических олимпиадах, квестах, конференциях различного уровня. Можно сделать вывод, что использование интерактивных технологий и электронных ресурсов в реализации смешанного обучения имеет положительные результаты и повышает качество исторического образования.

Методические рекомендации могут быть использованы преподавателями для подготовки и проведению аудиторных занятий, включают в себя методические разработки уроков, ресурсы, которые можно использовать преподавателю при подготовке к занятию, а также технологии для построения занятия по принципу смешанного обучения.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Электронные ресурсы в реализации смешанного обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*