Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Зачем России инклюзивное образование?

27.02.2023 255 336
Павлова Юлия Антанасовна
Павлова Юлия Антанасовна, преподаватель

Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий

Современная Россия на мировой арене играет не последнюю роль в развитии науки, техники, культуры, образования и здравоохранения. Отношение общества к детям с ОВЗ в настоящее время – показатель духовного здоровья нации. Сегодня уже никто не сомневается в том, что дети с ОВЗ имеют равные права и обязанности со здоровыми детьми. И государство подчеркивает их полноценность, проводя паралимпийские игры с 1960 года, давая высшее образование, обязывая работодателей принимать их на работу на равных правах. Я придерживаюсь государственной политики в этом вопросе и считаю: дети с ОВЗ должны получать воспитание и образование в едином жизненном пространстве, общеобразовательное и техническое образование должно быть доступно всем. Ни один инвалид не может подвергаться дискриминации. Условия для образования и воспитания должны быть приближены к нормальным условиям и учитывать многие факторы: доступ к учебным учреждениям, пандус, служба доставки до места учебы и до дома, первый этаж для обучения, специально обученный персонал и духовная готовность работать с детьми с ОВЗ и их родителями, психолого-педагогическая помощь. Преподаватели должны пройти педагогическую и психологическую подготовку, чтобы обучать и поддерживать детей с ОВЗ и их родителей.

Общество достигло зрелости, и эти люди приняты им, они чувствуют себя комфортно. Всемирная сеть Интернет расширяет их возможности с точки зрения общения, образования. И все же ничто не заменит живого общения и обучения офлайн. Только реальная жизнь способна подарить впечатления, встречу, дружбу, любовь, эмоции.

У меня есть двухгодичный опыт работы с ребенком с заболеванием ДЦП с сохраненным интеллектом. Так вот по воспитанности, культуре общения, начитанности он мог дать фору любому однокласснику (9 класс). Кроме того, видя, как он преодолевает свои трудности, и школьники, и учителя не только прониклись к нему уважением, но и меньше стали жаловаться на свои недуги. Я выбрала тактику равенства всех учеников, с благодарностью принимала его помощь, подчеркивая, что быть джентельменом – это первая обязанность мужчины. Он стал моим помощником, мыл доску, опускал и поднимал экран, включал проектор, собирал учебники, если другие забыли в конце урока принести на первую парту. И всегда хотел поговорить, по-взрослому, на равных. И мне кажется, что он был очень благодарен, что я не видела его инвалидность. В его лице я приобрела постоянного участника всех олимпиад, помощника по подготовке классных мероприятий, сисадмина, способного оказать мне техническую поддержку с компьютером и подготовкой видеороликов. Правильно сказано в методическом сборнике ГАУ ДПО Иркутской области «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования» «Особенности взаимодействия с обучающимися из числа лиц с ОВЗ и инвалидов в образовательном процессе», только убежденность (не представление, не мнение, а именно убеждённость) в праве и оправданности получения лицом с ОВЗ или инвалидностью профессии/специальности в инклюзивном формате; готовность действовать правильно с нормативной и методической точки зрения при обучении лица с ОВЗ и инвалидов; эмоционально-психологическая зрелость педагога; способность обеспечить обучающегося с ОВЗ и инвалида необходимым набором компетенций для его будущего трудоустройства и социализации в целом.

Вопрос «Зачем России инклюзивное образование?», наверное, не должен даже так формулироваться. Если в России есть люди, нуждающиеся в помощи, значит, должно быть такое образование, потому что любое цивилизованное государство признает права своих граждан, повторюсь, отношение к таким людям – признак духовного здоровья общества. За последние 20 лет выросло новое поколение молодежи, здоровой, умной, толерантной, признающей, что все мы разные, но едины. И немалая заслуга состоит в том, что они, обычные дети и дети с ОВЗ, все это время учились вместе. Слово «вместе» сейчас очень актуально, оно направлено на сплочение людей. В языке много слов-воспитателей: дружба, единство, честь.

Я согласна с тем, что в профессиональном образовании инклюзив достаточно новое дело. Но потенциал есть, особенно для детей ОВЗ с сохранным интеллектом: современный мир требует работу мысли, существует много рабочих мест интеллектуального труда: IT (разработка сайтов, дизайн и т.д.), оператор ПК (внесение данных в интернет), банковское дело, педагог (дистанционно и очно), психолог, врач-консультант, инженер-конструктор, бизнес-консультант. С сохранным интеллектом, собственно, нет границ. Например, английский физик-теоретик, космолог и астрофизик, писатель, директор по научной работе Центра теоретической космологии Кембриджского университета. У Хокинга была редкая медленно развивающаяся форма болезни моторных нейронов (также известна как боковой амиотрофический склероз или болезнь Лу Герига), которая постепенно на протяжении десятилетий парализовывала его. После потери речи Хокинг был в состоянии общаться посредством синтезатора речи, изначально с помощью ручного переключателя, впоследствии — используя мышцу щеки. 14 марта 2018 года Стивен Хокинг умер в возрасте 76 лет. Также в пример можно привести австралийского писателя и мецената, мотивационного оратора, рождённого с синдромом тетраамелии - редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию всех четырёх конечностей.

Для детей с несохранным интеллектом тоже достаточно возможностей: облицовщик-плиточник, рабочий зеленых хозяйств, горничная, кондитер, столяр, слесарь, повар, швея, сборщик обуви, штукатур/маляр. Выбор профессии для них должен основываться на степени сохранности моторных навыков и уровня интеллекта.

Согласно Федеральному реестру инвалидов, на май 2021 года в России насчитывается более 717 тыс. детей-инвалидов до 17 лет, из них — 304, 7 тыс. девочек и 412,9 тыс. мальчиков. Вместе это почти 6% от общего числа людей с инвалидностью в стране. Число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) увеличивается с каждым годом, поэтому России необходимо инклюзивное образование. Во-первых, чтобы социализировать молодежь с ОВЗ, во-вторых, чтобы обучить их трудовым навыкам, которые позволят им обеспечить себе определенный уровень жизни и возможность существования без поддержки родителей.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Зачем России инклюзивное образование?




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*