Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНи для кого не секрет, что иностранные языки открывают мир, новую культуру и новые перспективы, в том числе и в профессиональной деятельности. Поэтому так важно для молодых людей, только начинающих свой профессиональный путь, понять, для чего им нужен иностранный язык и как он пригодится в их будущей карьере. Серьёзной мотивацией для изучения ИЯ у обучающихся является их участие в профессиональных конкурсах, в том числе международных. Знание английского языка – важная составляющая успеха в конкурсе. Английский язык нужен конкурсантам не только, чтобы общаться с зарубежными участниками, но и понимать конкурсное задание и техническую документацию, т.е. понимать текст.
Приоритетным направлением в моей педагогической деятельности является работа с аутентичными текстами, содержащими интеркультурный компонент. Под аутентичным текстом понимается текст, который специально не обработан и не был изначально предназначен для учебных целей. В переводе с английского «authentic» означает «естественный, подлинный, достоверный». Такие тексты дают возможность обучающимся погрузиться в естественную языковую среду. В пользу использования аутентичных текстов на занятиях можно привести следующие аргументы:
Последний аргумент актуален особенно для сегодняшних обучающихся – поколения Z, молодых людей, не представляющих себя без интернета, гаджетов и социальных сетей. Людей с клиповым мышлением, для которых картинка убедительнее текста, чем короче текст, тем лучше. Людей, которые слушают новую информацию только 8 секунд. Поэтому с бóльшим интересом они читают тексты небольшого объёма (электронные переписки, комментарии в чатах, профайлы, рекламы, объявления, открытки, инструкции, и т. п.). Чтение становится более эффективным, если тексты сопровождаются фотографиями, картинками, ссылками на сайты.
Работа с аутентичным текстом организуется так, что упражнения перестают быть упражнениями, а становятся речевой коммуникативной ситуацией и часто выполняются группой или коллективно: обучающиеся как бы становятся участниками всех обыгрываемых с их помощью ситуаций, играют определенные роли, решают “настоящие”, жизненные проблемы. Создаваемый при этом эффект участия в повседневной жизни страны изучаемого языка с ее особенной культурой не только способствует обучению естественному, живому языку, но и служит мощным стимулом для повышения мотивации обучающихся.
Безусловно, любой учебник содержит большое количество аутентичных текстов, начиная от анекдота и заканчивая отрывком из художественного произведения. Но тексты, содержащиеся в учебниках, статичны и информация о жизни носителей изучаемого языка устаревает. Поэтому помимо учебников часто используются тексты из Интернет-ресурсов. Желательно, чтобы обучающимся предлагались ссылки на источники, и они сами находили тексты в своих смартфонах. Таким образом, они убедятся, что текст «реальный» (т.е. аутентичный) и окажутся в комфортной для себя среде.
Учитывая специфику нашего учебного заведения, при изучении дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» повышенный интерес у обучающихся вызывает чтение рецептов национальных блюд. И это не просто интерес, у ребят уже есть определённый опыт приготовления пищи. Поэтому такие занятия построены на сотрудничестве, когда преподаватель не только обучает, но и обучается у ребят сам секретам кулинарного искусства. Таким образом, достигаются межпредметные связи. Предлагаю вашему вниманию свой анализ работы с таким аутентичным текстом. Знакомство с блюдами начинается с рецептов с минимальным количеством ингредиентов и несложным способом приготовления. По мере изучения продуктов питания и профессиональных глаголов тексты усложняются. Крайне желательно, чтобы рецепт сопровождался фотографией блюда.
Работу над любым текстом можно условно поделить на три этапа: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.
В дотекстовой работе проводится подготовка к чтению. Задача этого этапа - пробудить у обучающихся желание познакомиться с текстом. Здесь важным фактором является постановка коммуникативной задачи, которая их заинтересует, например:
С этой целью применяются специальные дотекстовые упражнения, направленные на выработку механизмов чтения, на развитие языковой догадки, на расширение потенциального словаря. Поскольку подобные тексты предполагают изучающее чтение, то на дотекстовом этапе работы снимаются все лексические трудности. В этом этапе мною используются следующие задания:
После предварительной работы наступает этап прочтения текста (текстовый). Текстовый этап включает в себя смысловое чтение, а также упражнения, направленные на извлечение основной информации из текста и его понимание. На данном этапе использую следующие задания:
Задания для самостоятельной работы (практическое занятие) кратко и чётко (что важно для поколения Z) формулируются в виде определённого алгоритма действий, в котором пошагово фиксируется последовательность заданий и критерии оценивания (см. Приложение №1).
Послетекстовый этап работы нацелен на то, чтобы обучающийся выразил свое отношение к прочитанному, формируя тем самым навыки и умения смысловой переработки текста. На этом этапе обучающимся предлагается рассказать любым способом, как приготовить блюдо. У каждого свои успехи: обучающиеся с хорошей языковой подготовкой рассказывают с опорой или без опоры на текст на английском языке, артистичные обучающиеся изображают процесс приготовления с помощью пантомимы, ну а творческие ребята изображают рецепт в виде комиксов, ведь поколение Z любит, когда сложные вещи объясняются через визуальный ряд.
В качестве внеаудиторных самостоятельных заданий обучающимся предлагается работа с аутентичными текстами по двум направлениям.
При самостоятельном внеаудиторном изучении материала активно используются Интернет-ресурсы, содержащие в большом количестве аутентичные тексты разных жанров с указанием сайтов. Например, предлагается найти и обработать информацию о:
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формирование читательской грамотности
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.