Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Контекстное обучение в медицинском колледже

28.11.2022 430 620
Селеменева Светлана Ивановна
Селеменева Светлана Ивановна, директор

Жихарева Нелли Ивановна
Жихарева Нелли Ивановна, заведующая практикой

Выблова Татьяна Николаевна
Выблова Татьяна Николаевна, преподаватель

Воронежский базовый медицинский колледж

По данным литературных источников, наиболее важной проблемой современного образования России является недостаточная практическая направленность образовательного процесса, результатом которого является специалист, затрудняющийся применить свои знания на рабочем месте[3,5,6].

С этим связано появление новых ФГОС по специальностям СПО[1].

Традиционная система образования построена на том, что студенты нередко усваивают алгоритмы решения «очищенных» проблем – задач без противоречий. Алгоритм заучивается, мышление в этом процессе не участвует, познавательная деятельность студента здесь репродуктивна. Решить эту проблему можно разными путями. Интересным и эффективным способом решения этой проблемы может быть внедрение контекстного обучения в систему современного профессионального образования.

Автор концепции контекстного обучения доктор педагогических наук, профессор А.А.Вербицкий [4]. 

Контекстное обучение – это обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения – традиционных и новых – моделируется предметное и социальное содержание усваиваемой студентами профессиональной деятельности [4].

Основополагающей категорией контекстного обучения является контекст. Контекст – это система внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека в конкретной ситуации, определяющая смысл и значение этой ситуации как целого и входящих в него компонентов. Контекст делится на два вида: внутренний - составляет совокупность индивидуальных особенностей, отношений, знаний и опыта человека; внешний – социокультурных, предметных, пространственно-временных и иных характеристик ситуации действия и поступка.

В образовательном процессе важен контекст профессионального будущего, который наполняет познавательную деятельность студентов личностным смыслом, что способствует повышению уровня мотивации и активности студента [5].

Психологи утверждают, что контекст играет основную роль в процессе переработки информации, так как именно благодаря ему человек знает, что ожидать в этой ситуации и как осмысливать продукт восприятия. Например, слово «машина» в разном контексте имеет разное значение, оно может означать восклицание, удивление, вопрос, угрозу и т.д. Человек старается как можно больше собрать информации о ситуации, прежде чем принять решение. Основываясь на полученных данных, он может делать прогноз будущих событий. С точки зрения психологии этот процесс опережающего отражения называется антиципацией. В организме протекают определённые процессы до появления событий, которые повлияют на результаты деятельности человека. Антиципации возникают именно под влиянием определённых контекстов.

В незнакомой ситуации организм человека импульсивно реагирует на воздействия, потому что образцов поведения, зафиксированных в определённых контекстах, у него нет. Именно поэтому контекст важен в учебной деятельности, так как он может активизировать мышление обучающегося в нужном для образовательного процесса русле [3,6].

Учебный процесс нужно рассматривать как фрагмент в контексте многообразной общественной жизни, а значит строиться на какой-то одной определённой технологии обучения он не может. Понимание этого аспекта очень важно, ведь только в этом случае учебная деятельность наполняется смыслом[4].

Основная цель контекстного обучения профессионального образования – сформированная целостная модель будущей профессиональной деятельности студента, следовательно, моделирование является основной характеристикой учебно-воспитательного процесса. Реализуется моделирование с помощью системы новых и традиционных форм и методов обучения на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Единицей мышления становится проблема, а не задача как в традиционном подходе. В рамках специальных дисциплин на занятиях воссоздаются реальные профессиональные ситуации и фрагменты производства, отношения занятых в нем людей. При помощи таких занятий студент приобщается к своей будущей профессии. Преподавателю и студенту приходится работать с неоднозначной ситуацией, где может быть множество вариантов решения проблемы. Благодаря анализу ситуаций, деловых и учебных игр (игры-коммуникации, игры-защиты от манипуляции, игры для развития интуиции, игры-рефлексии и пр.) студент формируется как специалист и член будущего коллектива [4].

Образовательный процесс в модели контекстного обучения состоит из трех базовых форм деятельности: учебная деятельность, квазипрофессиональная, и учебно-профессиональная[3,4].

Учебная деятельность – это деятельность студента, которая организуется в виде информационной лекции, семинара по закреплению данной на лекции информации, либо лабораторного занятия с использованием заданий по заранее заданному образцу, алгоритму. В этом виде деятельности в большей степени реализуются традиционные способы получения и закрепления учебной информации, овладения стандартными умениями и навыками, а основной единицей деятельности студента является речевое действие (слушание, чтение, письмо, говорение). Однако, стоит отметить, что учебная деятельность трансформируется в квазипрофессиональную путём введения проблемной лекции, лекции вдвоем или других контекстных форм лекций, семинара-дискуссии и т.п, в которых моделируются действия специалистов, работающих с теоретическими, противоречивыми по своей сути вопросами и проблемами; намечаются предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности [3,4].

Квазипрофессиональная деятельность - это форма организации учебно-познавательной деятельности студентов в контекстном обучении; объединяет в себе признаки учебной и будущей профессиональной деятельности. В этой форме при помощи языка учебной информации в аудитории ВУЗа моделируются условия, содержание и динамика производственного процесса (система образования – сфера духовного производства), отношения занятых в этом процессе людей. Наиболее ярко квазипрофессиональную деятельность представляет деловая игра, которая являясь формой организации учебной деятельности студентов, воссоздает предметное, социальное и психологическое содержание реального профессионального труда специалиста, задает целостный контекст его деятельности [3,4].

Учебно-профессиональная деятельность - форма организации учебной деятельности, при которой студенты, принимая участие в научных исследованиях в рамках НИРС или УИРС, работая на практике, готовя курсовые, ВКР находятся в позиции обучающихся и одновременно по содержанию, формам, процессу и требованиям к получаемым результатам – в позиции специалистов. Фактически студенты выполняют реальную профессиональную деятельность, ориентируясь при этом на ранее полученные знания, а не академические процедуры усвоения знаний или овладения учебными навыками. На этой стадии завершается процесс трансформации учебной деятельности в профессиональную [3,4].

Эти три формы деятельности находятся в тесной взаимосвязи. Теория контекстного обучения предполагает, что, при создании необходимых психологических, педагогических и методических условий происходит последовательная трансформация учебной деятельности в профессиональную. Чтобы трансформация состоялась не нужно копировать работу специалиста в учебной аудитории, либо делать студента подмастерьем, чтобы учиться у специалистов путем наблюдения и подражания. Для этого нужно последовательно моделировать в формах учебной деятельности студентов профессиональную деятельность специалистов со стороны ее предметно-технологических (предметный контекст) и социальных составляющих (социальный контекст). Обучение для студентов, становится более осмысленным, так как оно рассматривается в контексте прошлого (образцы теории и практики), настоящего (выполняемая познавательная деятельность) и будущего (моделируемые ситуации профессиональной деятельности). Таким образом, мотивируется познавательная деятельность студентов, а полученная информация становится личным знанием.

Все основные теоретические положения контекстного обучения представлены в виде таблицы, которая содержится в труде А.А. Вербицкого «Компетентностный подход и теория контекстного обучения» (см приложение) [4].

На практике эти положения реализуются у каждого преподавателя по-своему, так как преподавание дисциплин в контекстном обучении носит творческий характер.

На базе кабинета педиатрии ВБМК такой метод обучения применяется в течение нескольких лет.

Рассмотрим его на примере выполнения связки актуальных манипуляций разведения антибиотика, набора дозы в шприц и выполнения в/м инъекции детям и дезинфекции оснащения.

Кроме обычного медицинского оснащения, фантома, обязательны листы назначений из ф.003/у, бланк выборки назначений врача, процедурный журнал (в нем студенты записывают назначения под своими фамилиями), инструкции к препаратам, наличие аварийной аптечки. Необходимо соответствующее оформление и оснащение профессиональных зон («пост», «процедурная», «палата», «дезинфекция»), студенты в ролях м/с и родителей пациентов, преподаватель в роли лечащего врача.

Обязательна прямая речь при «взаимодействии с пациентами», а не рассказ о об этом.

В общую канву заданной ситуации по ходу выполнения манипуляций вплетаются самостоятельно предпринимаемые действия по решению возникающих проблем, вызванных ошибками студентов или вариантами реакции («строптивых») пациентов на ситуацию.

Из свежих примеров:

  1. «медбрат» не идентифицировал пациента;
  2. «медбрат» не убедился в согласии пациента на инъекцию;
  3. «медбрат» не пропальпировал место предстоящей инъекции;
  4. «медбрат» пришел в палату делать в/м инъекцию, надел перчатки, открыл лоток, а там нет ватных шариков;
  5. «м/с», извлекая стерильный шарик из укладки, задела пинцетом внешнюю поверхность стерил-упаковки;
  6. «м/с» подняла стерильным пинцетом упавший на стол ватный шарик;
  7. «м/с» не надела перчатки перед выполнением дезинфекции отработанных материалов, изделий мед. назначения;
  8. «м/с» не сделала отметку о том, что лекарство введено;
  9. «м/с» расположила фантом ногами к себе; и т.д.

Контекстное обучение постепенно и последовательно погружает студентов в реальную производственную среду, оно способствует активации поиска ошибок и теми, кто наблюдает со стороны, вариантов разрешения проблем всеми участниками такого обучения.

Закреплением таких заданий будут коллективное обсуждение и индивидуальная работа над своими ошибками в виде заполнения таблицы, например:

 

№№

Ошибка

Последствия ошибки

1.

Неправильный набор дозы а/б

(вместо 200.000ЕД 400.000ЕД)

 

(передозировка), токсическое действие, аллергическая реакция, усиление побочного действия до летального исхода

2.

Расстерилизован пинцет

Инфицирование стерильных материалов, риск инфицирования пациентов

 

 

 

 

 

Аналогично осваиваются действия по забору биологических материалов для исследования, подготовки к инструментальным исследованиям, начиная с выборки назначений врача, идентифицирования и информирования пациента. Необходимо включение СОПов и элементов электронного документооборота в контекстное обучение, если кабинет оснащен ПК.

Эффективность контекстного обучения гораздо выше, чем обучения традиционного, и это подтверждено экспериментально [5].

Однако при всех преимуществах контекстного обучения оно фактически не нашло широкого применения в профессиональном образовании. Во многом это связано с трудностями моделирования профессионального контекста обучения. Однако, расширяющиеся сегодня возможности моделирования профессиональной среды в процессе обучения (на основе технологий компьютерного моделирования, иммерсивных сред, виртуальной реальности), позволяют в полной мере реализовать принципы контекстного подхода. Применение концепции и технологий контекстного обучения актуализируется сегодня и может составить эффективную научно-теоретическую и практическую платформу решения проблем профессионального образования, гармонично подходит для обучения по новым ФГОС по специальности 34.02.01[4,1].

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Контекстное обучение в медицинском колледже




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*