Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Доклад по теме "Выбор профессии и преемственность в системе обучения и воспитания среднего профессионального обучения на 2022-2023 учебный год"

16.11.2022 237 284
Боков Игорь Викторович
Боков Игорь Викторович, мастер производственного обучения

Урюпинский агропромышленный техникум

В современной жизни молодым людям обучающимся еще в школе необходимо задуматься в выборе будущей профессии, которая в дальнейшем будет приносить как материальное, так и моральное удовлетворение. Профессия,  выбранная в последующем учащимся в школе, должна быть адаптирована к современным реалиям экономического рынка труда, а не просто полученное образование. При выборе профессии, немаловажный фактор имеет преемственность, как семейных традиций, так и профессиональных, немаловажное значение имеет преемственность при обучении в средне - техническом образовании и высшем.

Проблема преемственности достаточно давно обсуждается в педагогических кругах. Чаще всего термин «преемственность» употребляют, говоря об учебном процессе. Например, подчёркивают необходимость правильного соотношения между частями учебного предмета на разных этапах его  изучения. Преемственность в обучении (исходя из статьи «Педагогического энциклопедического словаря»)  предполагает «оптимальное расположение материала учебного предмета (с учётом содержания и логики соответствующей науки), установление педагогом меж предметных связей, а также преодоление трудностей между разными ступенями школьного образования».

Несмотря на то, что «Педагогический энциклопедический словарь» рассматривает данный термин только в соотношении с учебным процессом, в современных педагогических статьях по воспитанию слово «преемственность» звучит достаточно часто. Более того, сегодня «преемственность» выделяют как один из важнейших, ведущих,   принципов воспитательного процесса, реализация которого обеспечивает не только прочную связь поколений (традиционное толкование слова «преемственность»), но эффективность воспитательной работы, предполагающей качественные изменения личности воспитанника.

Единого определения термина «преемственность» в воспитательной системе нет. Тем не менее, исследования показывают, что грани этого понятия разнообразны:

-  во-первых, преемственность имеет двустороннюю природу;

- во-вторых,  этот процесс позволяет диалектически сочетать старое с новым, осуществлять замену одной формы другой, более совершенной, находить новые формы и создавать предпосылки для успешного развития;

- в-третьих, он взаимосвязан с другими педагогическими  принципами (непрерывность, последовательность, систематичность), потому как преемственность – один из специфических законов общественного сознания.

Таким образом, на наш взгляд, преемственность можно рассматривать и как принцип воспитательной работы, и как механизм реализации воспитательных задач, по-другому, педагогический инструмент.  Последнее требует  сделать преемственность осознанным, управляемым процессом. Представляется, что работа данного педагогического инструмента будет эффективной, если управление педагогом процессом преемственности будет сочетаться с воздействием одного воспитанника на другого (речь идет о самоуправлении, которое  предполагает широкое привлечение учащихся к организации управления совместными делами: создание единого актива, совместное планирование, вовлечение в разнообразную общественно-полезную деятельность и пр.).

Не менее сложным, чем толкование термина, оказывается организация на практике  процесса преемственности. Поскольку данный процесс является управляемым и осознанным, необходимо продумать формы воспитательной работы.

Такие формы могут быть самыми разнообразными. Многолетняя работа в системе среднего профессионального  образования со студентами разных курсов (15-18 лет) даёт возможность оценить эффективность деятельности, связанной с процессом преемственности.

На наш взгляд, в области воспитания процесс преемственности предполагает такую организацию воспитательного процесса, при которой то или иное мероприятие является естественным и логическим продолжением проводившейся ранее работы, закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитание и развитие на более высокий уровень.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Доклад по теме "Выбор профессии и преемственность в системе обучения и воспитания среднего профессионального обучения на 2022-2023 учебный год"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*