Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Лидерство в подростковом возрасте

13.04.2022 1107 6611
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель, методист

Кощеев Павел Алексеевич
Кощеев Павел Алексеевич, студент

Вятский колледж культуры

Подростковый период, или пубертат, является одним из самых сложных периодов в жизни каждого человека. Это обусловлено кардинальными физиологическими и психологическими изменениями ребёнка.

Подростковый возраст – это возраст полового созревания, характеризующийся как сложный и переломный. Этот период считается трудным как для родителей и педагогов, так и для самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются «критическими периодами детства».

Подростковый возраст еще называют отрочеством, переходным, пубертатным. Этот этап индивидуального развития находится между детством и ранней юностью. Он охватывает по мнению Самсоненко Л. С. период от 10-11 до 13-14 лет. [1]

Подростковый возраст – это время формирования осознания себя в социуме, познание норм поведения и общения. В это время подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности и закладывается жизненная позиция, появляется стремление к самореализации своих способностей.

Отечественные психологи выделяют три этапа взросления: ранний подростковый период (10-14 лет); средний подростковый (15-17 лет); поздний подростковый (17-18 лет и полностью завершается к 23-25 годам). [2]

В раннем подростковом периоде, идёт только осознание себя в социуме, познание общества. В среднем подростковом периоде идёт осознание социума, понятие личности и индивида. Подростки от 15 до 17 лет, ведут между собой соперничество, кто лучше, а кто нет. Очень часто в этом возрасте выявляются лидеры коллективов. В позднем подростковом периоде идёт принятие себя, как личности, как индивида. В этом возрасте человек уже примерно знает кто он и чего хочет от жизни. [3]

Основная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят индивидуально: некоторые развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их.

В подростковом возрасте появляется ряд специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками. В поведении появляются признаки, которые свидетельствуют о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.

Подростковый период – это время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Наиболее важным в этом периоде является мышление, основанное на оперировании конкретными представлениями, сменяется мышлением теоретическим, от непосредственной памяти к логической. [4]

В интеллектуальной деятельности в подростковом возрасте усиливаются индивидуальные различия, которые связаны с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности и творческого подхода к решению задач.

Новым в личности подростка является «чувство взрослости», возникающее у него как представление о себе уже не как о ребенке. Оно становится центральным и специфическим. [5]

Подросток отказывается называть себя ребенком, но в его ощущениях еще нет полноценной подлинной взрослости, но есть потребность в признании его взрослости окружающими. Происходит становление Я-концепции, которое выражается в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свою уникальность и неповторимость. В период отрочества повышается значимость Я-концепции, системы представлений о себе, формируется сложная самооценка на основании самоанализа, сравнения себя с другими. Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на свое собственное мнение о себе – самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Именно подростки начинают сопоставлять реальные и идеальные представления о себе, что в последствии становится подлинной основой Я-концепции школьника. [25]

Я-концепция (Я-образ, образ «Я») – система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. (А. Маслоу, К. Роджерс) [6]

Проблемой подросткового возраста может стать неблагоприятная Я-концепция, которая заключается в слабой вере в себя, боязни получить отказ и низкой самооценки. Неблагоприятная я-концепция приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. На неблагоприятную Я-концепцию воздействуют:

  1. Снижение самоуважения, что может привести к социальной деградации, агрессивности и преступности.
  2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Молодые люди с такой я-концепцией могут легко поддаваться влиянию группы и втягиваться в преступные действия.
  3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.

По мере взросления у подростка появляется более реалистичная оценка собственной личности, возрастает независимость от мнения родителей и учителей. [7]

Важной особенностью подросткового периода является чувство взрослости, причиной которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые относились к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе и своих поступках.

В этот период наблюдается направленность на себя, самоанализ. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко могут проявляться агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием.

К поведенческим особенностям подросткового возраста относится целеустремленность, нацеленная на достижении максимального результата в том деле, которое вызывает острый интерес. Подросток стремится к независимости, но при этом испытывает необходимость в построении отношений с родителями, учителями, сверстниками. Он находится на границе между детством и взрослостью. [8]

Подростку свойственна реакция эмансипации – желание вырваться из-под опеки взрослых, но он не хочет стопроцентного освобождения, более того, он боится этого, поскольку осознает, что пока не имеет возможности полноценно о себе заботиться и жить самостоятельно. [9]

В подростковом возрасте самооценка выходит на первый план. В этот период молодые люди начинают оценивать себя как личность, которая наделена определёнными психологическими качествами. У них появляется новый взгляд на себя, желание разобраться в себе и своих чувствах, оценить себя и сопоставить с окружающими.

Самооценка подростка формируется вследствие равнения на сверстников, на их убеждения, ценности. Требования и правила, которые присутствуют в кругу общения ребёнка влияют на его самоощущение прямо пропорционально. Это связано с тем, что в этом возрасте ещё полностью не сформировались и не укрепились внутренние, личные основы и принципы, на которые можно было бы опереться. И здесь опять важную роль играет взрослый. [10]

В наше время общение всё чаще уходит в онлайн. Именно там подростки самоутверждаются, там общаются, знакомятся, там же может возникнуть травля, буллинг и шейминг. А сам формат общения закономерно вызывает зависимость от интернета и гаджетов.

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Лидерство в подростковом возрасте первоначально проявляется во взаимоотношениях со сверстниками. В этом возрасте реализуются такие потребности растущей личности, как потребность в общении, в познании и самопознании, в самореализации и самоутверждении, потребность во взаимной поддержке и защите. Вовлечение подростка в систему уже не детских интересов побуждает его к перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, требует расширения своих прав, в соответствии с обязанностями, которые предъявляют ему взрослые. Это означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий, что способствует развитию характеристик лидера. [11]

Лидеры-подростки сложнее переживают трудности, болезненно реагируют на потерю своего положения, даже если оно временное, чем взрослые лидеры.

Подростковые лидеры менее надежны, чем взрослые лидеры. Лидерам-подросткам не хватает жизненного опыта, понимания других людей для того, чтобы спокойно и решительно действовать в тех или иных ситуациях. Они очень беспокоятся за свое положение, это тоже мешает управлять им.

Лидеры-подростки иногда плохо справляются с той социальной ответственностью, которую дают им взрослые. Взрослым кажется, что, если подросток лидер, так он сам сможет справится со всем. Бывает, что поручения взрослых могут оказаться критичными для лидера. Для того чтобы отстаивать собственное мнение, его надо иметь, подросток уже выглядит как взрослый человек, но психологически он во многом отличается от зрелого человека. Подросток только учится иметь собственное мнение. Сначала он учится отстаивать мнение группы своей вопреки мнениям взрослых, а потом уже и собственное мнение вопреки всем остальным мнениям, именно так и происходит развитие личности. [12]

Таким образом, лидеру подростку полезен опыт социально ответственного поведения, это опыт признания и проживания высокой самооценки, это моменты, когда ощущаешь себя сильным, значимым, компетентным. В лидерстве много трудностей, определенных опасностей, эта дано не каждому человеку. Если человек чувствует в себе задатки лидера и считает, что они ему пригодятся – их надо развивать. Подростки-лидеры заслуживают уважения, понимания, поддержки и нуждаются в обучении. Их нужно учить выбирать средства, уважать других людей и защищать самого себя от ситуаций неопределенности и тревоги.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Лидерство в подростковом возрасте




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*