Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности организации образовательного процесса с применением дистанционных технологий при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях

04.04.2022 551 793
Кугаева Юлия Александровна
Кугаева Юлия Александровна, педагог-психолог

Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

С каждым годом происходит увеличение числа людей с ограниченными возможностями здоровья. В России сложилось представление о том, что детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) необходимо обучаться в специализированных учреждениях, где будет разрабатываться индивидуальный подход к каждому в соответствии с его возможностями. В настоящее время в России идет становление новой современной системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. При этом происходят существенные процессы изменения в педагогической теории, подходах и тактике обучения детей с ОВЗ.

Конституцией РФ закреплено право каждого на получение образования без ограничения по состоянию здоровья [1, с.11]. Дальнейший механизм реализации конституционной нормы раскрывается в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 5 «Право на образование») гарантируется право каждого человека на образование. В пункте 4 Закона 273-ФЗ сказано: «в Российской Федерации создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [2, с.18]. В процессе получения образования не только происходит развитие обучающегося и усвоение им определенных знаний, но и формирование жизненных компетенций, необходимых в условиях современной действительности. На сегодняшний день в системе СПО обучение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется с применением дистанционных технологий.

Дистанционное обучение - это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах.

Дистанционное обучение становится популярным с каждым днём, но хорошо это или плохо?

Потребности общества в образовании, стремительные технологии и концепция ФГОС требуют нового подхода к образовательному процессу. Как реализуется дистанционное обучение лиц с ОВЗ?

В современных условиях дистанционное обучение показало свою актуальность, ведь оно строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение, с тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия педагогов и лиц из числа ОВЗ между собой будут иными. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходят с помощью компьютерной сети Интернет при использовании технологий on-line и off-line.

Рассмотрим плюсы и минусы данного вида обучения.

К плюсам дистанционного образования для обучающихся с ОВЗ можно отнести:

  • обучение в индивидуальном темпе; 
  • свобода и гибкость; обучающийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий;
  • доступность; независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях;
  • мобильность; реализация обратной связи между педагогом и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения;
  • технологичность; использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
  • социальное равноправие; равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого;
  • творчество; комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Несмотря на все преимущества дистанционного обучения, получение профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ сталкивается с рядом проблем. Выделим основные, по нашему мнению.

  1. Группа детей с ограниченными возможностями здоровья достаточно неоднородна, так как к ней относятся учащиеся с разными нарушениями. Это могут быть нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы и др. К приоритетным направлением в работе с такими детьми является индивидуализация процесса обучения. Педагог создает для ребенка с помощью Интернет-технологий (Skype) безбарьерную информационно-образовательную среду и помогает в ней ориентироваться.
  2. В ГБПОУ «Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий» в основном обучаются лица с легкой степенью умственной отсталости. Отсутствие очного общения между обучающимися и педагогом приводит к исключению всех моментов, связанных с индивидуальным подходом и воспитанием. Для дистанционного обучения необходима самодисциплина обучающихся с ОВЗ, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося. К сожалению, эти качества характера у обучающихся развиты недостаточно. Поэтому их необходимо развивать.
  3. Необходимость доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет. В техникуме большинство обучающихся из числа лиц с ОВЗ проживают в поселковых местностях, где доступ в Интернет ограничен или отсутствует техническая возможность.
  4. Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Такие профессии, как «Маляр», «Слесарь механосборочных работ» больше требуют практического навыка.
  5. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом.
  6. В дистанционном образовании основа обучения лиц с ОВЗ только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.
  7. Также среди проблем дистанционного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ можно выделить недостаточную сформированность у педагогических работников готовности к обучению данной категории.
  8. Использование ИКТ наладило очное общение педагога и обучающегося, но при этом не решило задачу психолого-педагогического взаимодействия. Во многих случаях нужно личное, живое общение, чтобы задать мотивацию, уловить психологическое состояние, провести рефлексию.
  9. Слабая мотивация родителей на психолого-педагогическое сотрудничество в период дистанционного обучения.

Решению вышеуказанных проблем поможет реализация Дорожной карты с включением следующих мероприятий:

  1. Организация прохождения педагогами курсов повышения квалификации по нескольким направлениям; психологического просвещения педагогического коллектива, при этом обращаем внимание на психологические аспекты организации и реализации дистанционного образования; особенности общения в условиях отсутствия сигналов невербальной коммуникации; предотвращение панических настроений среди детей и родителей, психологическую поддержку семей, находящихся в условиях временной изоляции и т.д.
  2. Следующим шагом по организации дистанционного обучения будет проведение семинаров с педагогическим коллективом по разработке электронных учебно-методических материалов. При обучении лиц из числа ОВЗ проявляются специфические трудности, связанные с их психофизическими особенностями. Обучающиеся, как правило, медленно осваивают новый материал, у них наблюдается малоподвижность, инертность мыслительных процессов, скованность, уход от первоначально найденных способов действия, заметные трудности они испытывают каждый раз при переключении от одной операции на другую. Поэтому учебно-методические комплексы для таких обучающихся требуют дополнительной работы - адаптации учебного материала, включая психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса дистанционного обучения, здоровьесбережение и концепцию стандарта для детей с ОВЗ.

Таким образом, дистанционное образование необходимо в современное время, но образование таким способом важно получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся с ОВЗ не доступен традиционный вариант обучения.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности организации образовательного процесса с применением дистанционных технологий при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*