Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСкоростной интернет и другие современные технологии каждый день вносят новые корректировки в нашу повседневную реальность. То, что ещё вчера казалось нелепым, сегодня стало обыденностью. Справедливо это и по отношению к системе образования. Дистанционное обучение – это процесс получения знаний, при котором преподаватель и студент физически не находятся в одном месте. То есть обучение осуществляется удаленно через Интернет посредством видеозвонков, онлайн-курсов или мобильных приложений. Удаленная учеба – идеальное решение не только для студентов, но и для сотрудников, которые хотят повысить квалификацию, а также для тех, кто по разным причинам не может совершать поездки в университет или школу. Возможность получать знания, не выходя из дома, делает процесс обучения комфортным, гибким и менее утомительным, например, потому, что не нужно тратить время на сборы в учебное заведение или преодоление пробок… Но, все плюсы не исключают и определённых минусов. Далеко не всякую профессию можно успешно освоить дистанционно. Медицинская наука, например, вещь и без того необычайно сложная, а получение медицинского диплома налагает ещё и огромную ответственность.
При изучении любой медицинской специальности, в отличие от гуманитарных дисциплин, визуализация играет ключевую роль в приобретении знаний. Такие общепрофессиональные дисциплины, как гигиена, анатомия, генетика, микробиология, в принципе, можно изучать дистанционно, по ним много онлайн-пособий, то же касается дисциплин обшеобразовательного цикла- истории, физики, химии, биологии и математики... Однако трудно представить, как удаленно изучать профессиональные модули, например, технологию оказания медицинских услуг или диагностическую деятельность… Невозможно представить получение этих знаний без наблюдения и личного практического опыта.
В современном мире онлайн-обучение стало необходимостью. Из-за пандемии COVID-19 нахождение в закрытых помещениях группами превратилось в большую проблему, отчего во всем мире возникла потребность в социальном дистанцировании и принудительном карантине. По этой причине обучающиеся Стерлитамакского МК с марта 2020 находились на дистанционном обучении.
Необходимость электронного обучения неоспорима. Однако, на практике как учащиеся, так и преподаватели сталкиваются с серьезными трудностями, которые мешают успешной учебе. Среди преподавателей и студентов колледжа был проведен опрос по определению положительных сторон и проблем дистанционного обучения.
Студентка 1 курса специальности «Сестринское дело» -
«Огромный плюс дистанционного обучения состоит в том, что любая информация, которая тебе нужна для выполнения заданий по дисциплинам ОУД у тебя под рукой. Плюс и в том, что я нахожусь дома, в привычной знакомой обстановке, с родными людьми, а не на съемной квартире или в общежитии….Что касается минусов, отсутствует живое общение с преподавателями, которые могут кратко и понятно предоставить информацию. Я считаю, что дистанционное обучение - это лишь временная мера».
Студент 2 курса специальности «Лечебное дело»
«Поначалу было непривычно, поскольку не так часто до этого работали с MOODLE. Лично мне очень нравится, что не надо добираться в колледж по полчаса на маршрутке. Удобно, что можно самостоятельно распределять своё время. Но иногда возникает ощущение, что перерабатываешь. Иногда на задания уходит много времени. Радует, когда занятия проходят в Zoom/ Skype, это придает разнообразие дистанционному процессу. В целом, мне нравится дистанционное обучение, но не хватает общения. Могу посоветовать не расслабляться, выполнять всё своевременно, не копить долги»
Студент 3 курса «Лабораторная диагностика»
«Не могу сказать, что рад дистанционному обучению. С моей точки зрения, плюсов в дистанционном обучении на самом деле немного. Минусов гораздо больше: почти нет времени на отдых; большая нагрузка со стороны преподавателей (хотя мы понимаем, что им не легче, ведь надо проверять наши работы); сильная утомляемость и нервозность; и т.д.
Настоятельно рекомендую студентам следить за временным интервалом работы за компьютером, чтобы как можно чаще делать зарядку для глаз, отвлечься минут на 10-20 от заданий, чтобы мозг хотя бы немного отдыхал».
Большинство преподавателей и студентов высказались в сторону отрицания дистанционного обучения, поэтому можно выделить несколько основных проблем:
Сложности с адаптацией к онлайн-занятиям
Переход от традиционных занятий к онлайн-формату делает процесс обучения совершенно другим. Если в аудитории на лекции от студентов ожидается пассивное слушание и конспектирование, то виртуальные дискуссии, работа с личным кабинетом и материалами в разных мультимедийных форматах требуют действий. Студентам с «традиционным» складом ума бывает трудно адаптироваться к подобным переменам.
Рекомендации: заранее сообщите студентам, что следует ожидать от онлайн-формата, объясните, сколько материала им предстоит освоить, каков подход к обучению и сколько времени в среднем займет одно занятие.
Низкая компьютерная грамотность
Отсутствие компьютерной грамотности является серьезной проблемой в современном мире, которая затронула как студентов, так и преподавателей. Многие до сих пор не умеют работать со стандартными офисными приложениями типа PowerPoint. Тем не менее технологические навыки являются обязательными для успешного прохождения дистанционного обучения, например активное использование платформ Zoom/ Skype/Moodle и т.д.
Рекомендации: образовательные учреждения должны обеспечить преподавателей истудентов необходимыми материалами и ресурсами для повышения компьютерной грамотности. Например, в нашем колледже создана соответствующая библиотека видеоуроков. Преподаватели могут разобраться в работе образовательных площадок, которые будут понятны пользователям любого уровня подготовки.
Технические проблемы
Технические проблемы часто являются камнем преткновения при онлайн-обучении. Могут возникнуть проблемы совместимости обучающих платформ с операционными системами, браузерами или смартфонами, а низкая скорость Интернет-соединения – привести к пропускам онлайн-занятий или сложностям с загрузкой уроков в видеоформате. Все это усиливает разочарование студентов и снижает вовлеченность в процесс обучения.
Рекомендации: публикуйте задания и проводите онлайн-занятия на тех образовательных платформах, к которым можно подключиться с разных устройств (компьютера, планшета, смартфона). Создайте отдельный чат, форум, группу в соцсетях или веб-страницу с простой, исчерпывающей справочной информацией .
В нашем колледже определен ответственный консультант по вопросам технического характера, и создан отдельный электронный ящик для запросов.
Неумелое пользование временем
Свобода, которую предлагает формат онлайн-обучения, часто усыпляет бдительность и вызывает ложное чувство безграничности времени. Дистанционное образование выдвигает более высокие требования к дисциплине и самоорганизации, чем его офлайн-аналог, хотя понимание этого еще не сформировалось. Неумелое управление временем может привести к серьезному отставанию от учебной программы и вызвать сильный стресс.
Рекомендации для всех: грамотное распределение времени– необходимый навык для онлайн-обучения. Вот несколько рекомендаций, которые помогут правильно распорядиться временем:
Слабая самомотивация
Отсутствие мотивации – общая проблема для всех типов студентов. Онлайн-формат требует сильной дисциплины и целеустремленности, чтобы самостоятельно выполнять задания, оставаться заинтересованным и добиваться прогресса. Когда студенты не окружены одногруппниками и отсутствует физический контроль со стороны педагога, возникает соблазн отложить учебу на потом.
Рекомендации: ставьте перед студентами конкретные и достижимые цели, чтобы они не чувствовали себя потерянными. В индивидуальном порядке отправляйте по электронной почте положительные отзывы/ оценки. Иногда даже самые мотивированные и вдохновленные студенты теряют интерес, если не видят энтузиазма преподавателя, поэтому ваша основная задача – демонстрировать свою страсть к предмету. Вдохновляйте студентов: делайте интересные лекции, устраивайте эмоциональные и увлекательные дискуссии, связывайте материал занятий с реальной жизнью. Держите связь с кураторами/старостами
Невозможность научиться практическим навыкам дистанционно
Конечно, при дистанционном обучении медицине полностью нарушен принцип, что студент учится у постели пациента…Виртуальные лекции – это здорово, а практические занятия? Специфика медицинского образования такова, что большинство формируемых клинических компетенций будущего врача неразрывно связано с формами обучения, требующими личного присутствия, это в первую очередь коммуникативные навыки и практические манипуляции Многим из них предстоят выпускные и квалификационные экзамены, процедуры первичной и первичной специализированной аккредитации
Медицинское образование - вещь сложная, требующая больших затрат энергии, времени и денег, а также определённых практических навыков, поэтому возможности дистанционного обучения в этом плане весьма ограничены. Такое обучение подходит только для профессионалов, которые хотят повысить свою квалификацию, особенно если речь идёт о медико-диагностических профессиях, либо же для будущих фармацевтов, чей род деятельности неотрывно связан с медициной, но всё же является отдельной сферой. В остальных же случаях, если вы хотите получить полноценное медицинское образование и диплом, придётся настроиться на очень долгий и очень упорный труд в стенах колледжа и медицинских учреждений.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Проблемы дистанционного обучения в период пандемии
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.