Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Демонстрационный экзамен как новый формат подведения итогов обучения в профессиональных образовательных организациях

07.06.2021 2150 3244
Дягилева Светлана Викторовна
Дягилева Светлана Викторовна, преподаватель

Пивоварова Ольга Викторовна
Пивоварова Ольга Викторовна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

Работодатели часто относятся с недоверием к документам, которые студенты приносят по завершению программы среднего профессионального  образования. Чаще всего дипломные работы носят реферативный характер и не позволяют оценить профессиональные компетенции.

Если администратор гостиницы напишет хорошую проектную работу или напишет хорошее исследование по какому-нибудь вопросу, связанному с историей гостеприимства, то, конечно, это может охарактеризовать его как эрудированного специалиста, но вряд ли покажет, что он способен грамотно и точно выполнять алгоритм обслуживания гостей.

В стандартах нового поколения были разделены процедуры оценки знаний и умений студентов и оценки профессиональных компетенций.

В. В. Путин поручил  обеспечить внедрение демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия» в качестве государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, предусмотрев в том числе, что результаты демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия» и участия в чемпионатах по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс» приравниваются к результатам государственной итоговой аттестации, а также внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.

Так в ФГОС по специальности: «п. 2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена».

2017 год дал развитие двум инструментам решения этой проблемы: конкурсному движению WorldSkills Russia (WSR) и независимой оценке квалификации. В этом году около 14 тысяч выпускников колледжей и техникумов в 26 регионах России впервые сдали демонстрационный экзамен по модели WSR, и с 1 января вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Обе процедуры претендуют на объективность, независимость и достоверность оценивания результативности выпускников и их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills - эта форма экзамена предполагающая оценку компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к производственным. Поэтому, если сравнить  государственную итоговую аттестацию проводимую в форме демоэкзамена с традиционной формой проведения, то мы видим что имеются существенные отличия. Это, во-первых, при традиционной форме оценка знаний, умений и навыков выпускников оценивается преподавателем. При проведении ДЭ оценку компетенций выпускников дают эксперты от предприятий. Во-вторых, если раньше мы сами подготавливали КИМы, то для проведения ДЭ работодатель решает, что и как будет оцениваться. В-третьих, теперь при проведении ГИА будет осуществляться проверка не теоретических знаний выпускников, а демонстрация умений и навыков в реальных производственных условия.

Демонстрационный экзамен является обязательной частью ГИА при реализации программ по образовательным стандартам (ФГОС) СПО.

Для проведения демонстрационного экзамена по модели WorldSkills требуются специализированные площадки, оснащённые современным технологическим оборудованием и позволяющие выполнять задания так, как это предусмотрено паспортом компетенции WorldSkills. И это, естественно, создаёт определённые сложности для образовательных организаций, потому что на своей базе большинство образовательных организаций не смогут проводить демонстрационный экзамен, а участие и использование чужой базы, чужой площадки, естественно, сопровождается определёнными финансовыми затратами, которые ложатся на плечи образовательных организаций.

Так же еще одной особенностью является и то, что для проведения экзамена по модели WorldSkills требуются исключительно те контрольно-измерительные материалы, которые применяются в конкурсном движении WorldSkills.

Требования, предъявляемые к проведению демоэкзамена, наша подготовка к участию в региональных и национальных чемпионатах «Абилимпикс» позволили нам внести изменения в содержание образовательных программ по профессиональным модулям. Так же преподаватели нашей специальности прошли курсы обучения и получили сертификаты экспертов региональных и национальных чемпионатов «Абилимпикс».

Материально-техническая база нашего колледжа позволяет создать специализированную площадку для выполнения заданий, которые используются в конкурсном движении  WorldSkills.

Вот уже на протяжении пяти лет ежегодно во время проведения недели специальности «Гостиничный сервис» у нас проходит конкурс профессионального мастерства «Лучший администратор», во время которого студенты специальности, как раз и демонстрируют свои умения и навыки, практически в реальных производственных условиях.

В самом начале конкурс профессионального мастерства «Лучший администратор» мы проводили по заданиям, которые разрабатывали самостоятельно. Задания старались подбирать с учетом межпредментых связей, чтобы студенты могли  применить полученные знания, получить первый практический опыт.

С 2016 года студенты нашего колледжа принимают участие в Чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». Вот здесь мы и столкнулись  первый раз с определенными заданиями, критериями оценивания. Могу сказать, что на этом этапе вопросов было гораздо больше, чем ответов.  Было понятно, что задания имеют модульную структуру. Каждый модуль состоит из определенного количества заданий, которые, в свою очередь скомпонованы  таким образом, чтобы максимально  приближенно и естественно смоделировать рабочий день администратора службы приема и размещения. Выбирается отель, на примере которого будут выполняться задания. Участники должны владеть информацией о данной локации и иметь возможность предоставления туристам различного рода сведений. Информация об отеле для участников доступна на официальном Интернет – ресурсе. Причем порядка 30% заданий выполняются на английском языке.

Следующим нашим шагом стала подготовка по такому принципу участника Чемпионата «Абилимпикс», и включение в конкурс  «Лучший администратор» одного модуля «Прямое бронирование по телефону». т. е. занимались первоначально в индивидуальном порядке с участниками чемпионата и конкурса и именно на них апробировали такую  систему и методы  обучения.

Сейчас при изучении всех профессиональных модулей применяем такой принцип освоения  профессиональных компетенций.  И в этом году при проведении конкурса «Лучший администратор» все контрольно-измерительные материалы были взяты из материалов WorldSkills по компетенции «Администрирование отеля» и участники выполняли уже три модуля «Бронирование гостиничных услуг» (прямое бронирование или бронирование через туристическое агентство), «Регистрация гостя по предварительному бронированию», «Предоставление информации об отеле».

Участникам был предложен реальный отель г. Рязани – конгресс – отель «Амакс». Эта информация стала известна участникам за 2 дня до начала конкурса. Самостоятельно изучали, отыскивали информацию, отбирали, готовились ее представлять не только на русском языке, но и на английском языке.

Эксперты применяют пошаговые критерии оценки всех действий студента. Все критерии делятся на объективные и субъективные, каждый критерий имеет свой вес.

Участниками нашего конкурса являются студенты второго и третьего курса и по правилам любого конкурса все участники должны быть в равных условиях. Поэтому при включении модулей для выполнения руководствуемся объемом охваченного материала второкурсниками.

Заканчивая свое выступление, хотелось бы сказать, что те изменения, которые претерпевает среднее профессиональное образование, неизбежны и нам придется это принять. Все новшества определенно накладывают дополнительную нагрузку на преподавателя, возникает много вопросов, порой даже разногласий, но в этой ситуации большим подспорьем является обучение преподавателей.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Демонстрационный экзамен как новый формат подведения итогов обучения в профессиональных образовательных организациях




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*