Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Размышления о творческом общении в музыкальной педагогике

22.04.2021 390 635
Краюшкина Наталья Алексеевна
Краюшкина Наталья Алексеевна, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Учить – всегда нелегко. «Ученичество - тонкая музыка, и учительство - тонкая музыка. И вовсе не на всяком инструменте можно ее играть» (В.В. Розанов) [10, с. 353]. Хорошо, если рядом с начинающим путь будет такой человек, который знает магистральный путь следования, может быть водителем для ученика. И даже если не каждый (ученик) захочет им пойти,  найдутся те, которые воспримут его в своих внутренних тайниках. Однажды там положенное, однажды может обнаружиться и взойти... Дело педагога сеять. Вопрос в том – что?.

Многие  ратуют за ремесленические задачи, стоящие перед педагогом. В результате они становятся плохими педагогами.  Задачи эти, даже если они решены, не дают в руки ученика ключ, которым ему придется открывать в своей жизни не одну дверь.

«Музыкальная педагогика рассматривает воспитание личности и развитие навыков и умений как единый нераздельный процесс» [14, с. 13]. Где через особую знаковую систему звука передается то, что трудно выражается словами, но является весьма значимым, многое объясняющим и многое определяющим в личности ученика. «Мы не можем создавать дарования, а [можем] лишь создавать почву, на которой растут и процветают дарования», - писал Г.Г. Нейгауз. Разумеется, он употреблял слово «дарования» во всем его объеме. Педагог не решивший своих внутренних противоречий, не предъявивший к себе максимум требований, никогда не вызовет в ученике стремление к совершенствованию. Он не воспитает не только глубинное понимание музыки, которое единственное имеет смысл, но и глубинное понимание сущностных вещей и главных человеческих задач. Отношения к себе не как к центру мироздания, но к человеку, образ которого еще только должен актуализироваться, который влияет на гармонию всего этого мироздания, всех окружающих вещей и понятий. Педагог призван свидетельствовать, что «не только высокие технологии, любые большие открытия облегчаются тем, что человек может подниматься над наличной практической ситуацией, над своей отделенностью от всего остального и переживать единение с миром, отношение ко всему как к живому – а это очень ярко проявляется и развивается в художественном творчестве, пишет известный психолог и педагогАлександр Александрович Мелик - Пашаев. Такому человеку и мир начинает по родственному открываться, изобретения ему даются. У такого человека голова дольше и лучше работает».  Часто бывает, что у человека «голова работает», но  в душе он недоразвит. «И самому ему от этого плохо, каким бы он ни казался «успешным», душа «все знает» и тоскует, что ее забыли, а ему и невдомек, отчего ему плохо» [цит. по: 5].

«Умные люди зря тратят время, мозги и слова на то, чтобы придумать, как на безнравственной основе, на основе душевной тупости, при отсутствии чувства ценности жизни, выстроить «правильные» экономические или какие бы то ни было иные отношения. На болотной основе ничего построить нельзя» [там же]. «И если кто-то ставит перед собой исключительно материальные цели (собирание сокровищ на земле), то все духовное станет лишь мешать ему и восприниматься как зло. И наоборот. Предпочтение того или иного — дело совести и свободы каждого» [2, с. 3].

Для педагога главное - сеять добро и стремиться отдавать, не ожидая ничего, идти путем жертвы, постепенно уменьшаясь. Его роль самая тяжелая и неблагодарная. Цель его труда – отдача и забота, «как бы чего не вышло»,  стремление, чтобы он уже был не нужен [3, с. 79]. Педагогу нужно не просто идти впереди, расчищая пути, но еще иметь мужество и никогда не останавливаться, внимать себе, находить методы воспитания и обучения через непрестанное обучение себя.

Вспомним легенду об Орфее. Ему хватило ловкости и умений спуститься в Аид за возлюбленной Эвридикой, но он не вынес муки идти, не оглядываясь. Он обернулся и не выполнил уговора. «Он был прекрасный певец, но не боец». Мужество начинается там, где личность научилась принимать и нести удары судьбы [цит. по: 8, с. 6]. Если  педагог не считает  мужество необходимостью, вряд ли оно будет воспринято учеником, потому что время обучения почти всегда есть время становления. Бывают, конечно, исключения. Тот, кто будет готов также к труду и жертвенности  в любом проявлении, может стать личностью (даже если он не станет музыкантом). Общение подведет его к тому, что он сам проявит себя в самопознании.

Всем нам необходим путь вверх, к духовному, который есть «перемена ума» и обретение новой жизни. Покаяние рождает чувство раскрепощённости, очищения. Оно не только не унижает достоинство человека, но восстанавливает природу личности. Но до того каждый  должен ответить самому себе на вопрос: кто для него Христос - живой Бог или, в лучшем случае, «историческая личность», явление Которого нас не касается. Надо самоопределиться по отношению к свету. Я свет миру (Ин. 8,12). Нужно избавиться от иллюзии,  будто существует некая нейтральная область человеческого бытия, не подвластная Божию смотрению. А ведь подавляющую часть жизни и сил педагог отдает работе с подрастающим поколением. Разве не спросится с него, на что он тратил жизнь, чему учил детей? Суровое предостережение о растлении «малых сих» не относится ли к нему? [цит. по: 5].

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Размышления о творческом общении в музыкальной педагогике




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*