Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Многогранность личности Сергея Прокофьева

04.03.2021 923 1300
Копосова Татьяна Анатольевна
Копосова Татьяна Анатольевна, преподаватель

Мохин Константин Витальевич
Мохин Константин Витальевич, студент

Вятский колледж культуры

Галантный денди, любитель быстрой езды, путешественник-гатролер, азартный шахматист и игрок… Нет, вы не ослышались, все это о Сергее Прокофьеве – русском и советском композиторе, пианисте, дирижёре, народном артисте РСФСР, Лауреате Ленинской премии и шести Сталинских премий.

Прокофьев создал собственный новаторский стиль и в жизни, и в музыке. Да, многие его сочинения вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Это: Первая, Пятая и Седьмая симфонии, балет «Ромео и Джульетта», фортепианные концерты, кантата «Александр Невский», симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), «Мимолётности», «Наваждение», Седьмая соната и многие-многие другие произведения.

Однако Сергей Прокофьев был не только выдающимся и гениальным музыкантом, но интересным, многогранным, интересующимся и увлекающимся человеком.

Прокофьев принадлежит к числу наиболее значительных и репертуарных композиторов XX века. Довольно быстро он перестал исполнять произведения других композиторов и начал пропагандировать свою музыку. Прокофьев-пианист был такой типичный гастролер и побывал с концертами в Латинской Америке, на Кубе, понятно, что он объехал всю Северную Америку с турами, что было не случайно, потому что он жил там какое-то время. После того, как он вернулся в Россию, он играл уже не так много, потому что считал, что его миссия по пропаганде своей музыки закончена и это могут сделать другие исполнители. Последний раз он играл в Союзе композиторов в 1944г, показывая комиссии свою 8 сонату, которую на премьере сыграл Э. Гилельс.

Прокофьев не только исполнял свои произведения, но и дирижировал ими. Он не был выдающимся в этой области, оправдывая себя тем, что многие гениальные композиторы, такие как П.И.Чайковский и И.Стравинский тоже не были дирижерами. Тем не менее, и этим Сергей Сергеевич занимался для пропаганды своей музыки. Карьера Прокофьева-дирижера началась с консерваторских лет в ученических концертах, и завершилась в январе 1945г., когда он дирижировал своей 5 симфонией, как он считал одной из лучших. Впоследствии, все мемуаристы как один увязали это выступление с предшествующей победой нашей страны над фашизмом в мае 1945 года.

Со времени учёбы в консерватории Прокофьев стремился быть в центре внимания и часто демонстрировал свою эпатажность. Современники отмечали, что необычным был даже внешний вид Прокофьева, позволявшего себе яркие, броские цвета и сочетания в одежде. Сохранившиеся фотографии свидетельствуют об элегантности композитора и умении одеваться со вкусом.

Он типичное дитя «Серебряного века», для которого яркость олицетворяла стиль.  Таким он был с молодости, такой он приехал в Москву в 1936 году, и даже С. Рихтер, запомнил его ярко-оранжевый галстук и желтые ботинки, когда он в сороковых годах шел по Тверской. Прокофьев любил очень яркие, цветочные  ароматы духов, что противоречило его характеру и стилю. Прокофьев был приверженцем такого социально-культурного типа, популярного в конце 19 века, как денди.

С. Прокофьев был автомобилистом, хоть и не особо талантливым, но водить машины любил, он обожал технику: пароходы, паровозы, самолеты и т.д. Когда он переехал из Франции в Москву то, специально заказал машину – огромный лимузин светло-голубого цвета и все постовые, особенно центра Москвы, приветствовали ее, зная, что едет композитор Прокофьев.

Также Прокофьев был игроком, но не игроманом. Его качество игрока проявлялось во всем: он любил рисковать, любил азарт, любил быструю езду. В юности занимался гимнастикой, лаун-теннисом, катался на коньках, на санях с крутых горок, играл в лото и крокет. Раскладывал пасьянсы в карты, играл в бридж, и это было для него не только источником приятных и не очень эмоций, но и источником заработка, что он тщательно фиксировал в своих дневниках: «Ну, вот проигрался, ну вот выиграл – столько-то, мне будет не лишнее». Но в казино ему не понравилось, ведь это воля случая, где нет возможности рассчитать свои силы. Это было не для рационального, расчетливого, с математическим складом ума композитора.

Прокофьев играл на бирже, про это мало кто знает, хотя об этом он пишет сам. Он разбирался в котировках и акциях, но больше проигрывал, чем выигрывал, потому что не был экономистом и финансистом.

По воспоминаниям Святослава Рихтера, Прокофьев был человеком, который не очень-то придерживался принципов: он вполне мог написать музыку по официальному заказу, например «Здравицу» к очередному юбилею Сталина. Как пишет С. Рихтер: «Он делал это даже с каким-то нахальством, какой-то благородной аморальностью: «Сталин? Какой Сталин? Ну да! А почему бы и нет? Я всё умею, даже такое». Речь шла о том, чтобы сочинять музыку, а делать это он умел. Композитор был крепким, полным здоровья человеком, который знал себе цену и мог говорить в лицо неприятные вещи: сделать резкое замечание музыканту-педагогу или грубо отчитать нерадивого студента.

В 1954 году Д. Шостакович писал: «Дисциплина труда у С. С. Прокофьева действительно была поразительная, и, что было для многих непостижимо, он одновременно работал над несколькими произведениями».

Кроме занятий музыкой композитор испытывал большой интерес к шахматам и литературе. Обладая даром богатого воображения, Прокофьев с юности привык переключать интеллектуальную деятельность с сочинения музыки на решение шахматных задач или литературное творчество. Если бы Прокофьев не стал композитором, у него было достаточно много оснований для того, чтобы стать литератором, а с шахматами он не расставался с раннего детства до последних лет жизни.

Культ точности, который Прокофьев исповедовал с детства, нашёл выражение в его увлечении шахматами. В «Автобиографии» композитора приводится первая из сохранившихся авторских рукописей детских музыкальных сочинений, сделанная в 1898 году, на обороте которой записано положение незаконченной шахматной партии. Там же Прокофьев гордо описывает ничью с Эмануилом Ласкером в 1909 году в Петербурге и приводит запись партии Ласкер – Прокофьев 1933 года в Париже, которую проиграл.

Прокофьев был довольно сильным, атакующего плана шахматистом, о чем свидетельствуют сеансы одновременной игры:

  • в мае 1914 года (в Санкт-Петербурге) и в феврале 1922 года (в Нью-Йорке) с Хосе Раулем Капабланкой;
  • в 1918 и 1931 году с Михаилом Эльманом;
  • зимой 1922 года в Чикаго с Эдуардом Ласкером, а также известными композиторами М. Равелем и А. Русселем.

Но большой интерес общественности, вызвал его матч с Давидом Ойстрахом в Москве в 1937 году, выигранный скрипачом с минимальным перевесом 4:3.

Известны афоризмы композитора «Шахматы для меня – это особый мир, мир борьбы планов и страстей» и еще «Шахматы – это музыка мысли».

Да, шахматы были для Прокофьева спутником на всю жизнь и где бы он не находился, шахматные доски всегда стояли у него под рукой.

Прокофьев обладал незаурядными литературными способностями, которые проявили себя в «Автобиографии» (завершенной в 1941 году), «Дневнике», рассказах, оперных либретто, на основании чего композитор характеризован как музыкальный писатель. В 2002 году Святослав Прокофьев (сын композитора) писал: «Дневник Прокофьева – это уникальное произведение, которое имеет полное право получить свой номер опуса в его каталоге» [2].

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Многогранность личности Сергея Прокофьева




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*