Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Инновационные технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

24.12.2020 659 961
Осипов Алексей Николаевич
Осипов Алексей Николаевич, преподаватель

Волгоградский филиал Московский Государственный Гуманитарно-экономический Университет (СПО)

Происходящие в современном мире изменения требуют развития новых педагогических технологий. Таких как формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, особенно актуальных в условиях пандемии. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся и интерактивных технологий. Многие учебные учреждения столкнулись с проблемой поиска новых форм реализации исследовательской деятельности студентов. Таким образом, целью данной работы является обзор принципиально новых форм и методов, которые могут быть применимы к данному виду деятельности в образовательном процессе.

Организация исследовательской деятельности в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода. Одним из таковых служит работа над учебным проектом или исследованием [4, с. 7]. Он позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с учащимися, обеспечить  результативную творческую работу. Однако, этот процесс осложнен ограниченностью ресурсной базы в условиях пандемии и требует наличия определенных навыков[1]. В настоящее время цель исследовательской деятельности заключается в приобретении студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Этому способствует повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний, т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося[2]. Под исследовательской деятельностью студента понимается выполнение творческой исследовательской задачи, предполагающее наличие основных этапов исследования в научной сфере (постановка проблемы; изучение теории; статистические наблюдения, проведение эксперимента, или сбор фактического материала; его анализ и обобщение; подбор методик исследования; практическое овладение ими; подведение итогов; оформление и презентация полученных результатов)[3]. Что не всегда получится выполнить ввиду затруднений в результате перехода на дистанционную форму образовательного процесса [6, с. 8]. Плюс, нужно отметить, что теряется мотивационный характер для некоторых обучающихся, так как нивелируется практическая направленность доказательной базы опытным путем.

Распространенным методом при этом может являться так называемая Кейс - технологии (case study) - технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней, и передачи их обучающимся для самостоятельного изучения (с возможностью консультации у преподавателя) и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений[5, с 69]. Суть кейс-метода в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы [1, с. 87]. Особенностью кейс метода обучения является его образовательная открытость с одной стороны, а с другой, замкнутость и жесткость в результативности обучения.

Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая учащихся к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике[4].

Материалы для создания кейса

  1. Проблемные реальные ситуации
  2. Интересные исторические факты
  3. Литературные источники

Виды представления CASE

  1. Печатный CASE
  2. Мультимедиа CASE
  3. Видео CASE

      Таким образом, сталкиваемся с проблемой необходимости организации дискуссионной площадки, на которой можно было бы провести обсуждение полученных результатов.

      Отличительными особенностями учебного процесса в высшей школе, построенного в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения), являются: целевая установка на подготовку компетентного специалиста через формирование компетенций; переосмысление роли студента в учебном процессе в сторону увеличения его самостоятельности в добывании знаний, умении планировать собственную деятельность, освоении информационных технологий, рефлексии; пересмотр применяемых в преподавании форм, методов, средств обучения, педагогических технологий в сторону увеличения интерактивных, игровых, проектных, исследовательских, информационных[5]. При этом  выделяют следующие формы исследовательской деятельности: выполнение лабораторных работ; написание рефератов; участие в предметных олимпиадах; подготовка докладов; выполнение заданий, содержащих элементы научных исследований; выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик; изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований по курсам специальных дисциплин и дисциплин специализации; курсовые, дипломные работы и проекты [2, с. 45].

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Инновационные технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*