Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПроисходящие в современном мире изменения требуют развития новых педагогических технологий. Таких как формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, особенно актуальных в условиях пандемии. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся и интерактивных технологий. Многие учебные учреждения столкнулись с проблемой поиска новых форм реализации исследовательской деятельности студентов. Таким образом, целью данной работы является обзор принципиально новых форм и методов, которые могут быть применимы к данному виду деятельности в образовательном процессе.
Организация исследовательской деятельности в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода. Одним из таковых служит работа над учебным проектом или исследованием [4, с. 7]. Он позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с учащимися, обеспечить результативную творческую работу. Однако, этот процесс осложнен ограниченностью ресурсной базы в условиях пандемии и требует наличия определенных навыков[1]. В настоящее время цель исследовательской деятельности заключается в приобретении студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Этому способствует повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний, т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося[2]. Под исследовательской деятельностью студента понимается выполнение творческой исследовательской задачи, предполагающее наличие основных этапов исследования в научной сфере (постановка проблемы; изучение теории; статистические наблюдения, проведение эксперимента, или сбор фактического материала; его анализ и обобщение; подбор методик исследования; практическое овладение ими; подведение итогов; оформление и презентация полученных результатов)[3]. Что не всегда получится выполнить ввиду затруднений в результате перехода на дистанционную форму образовательного процесса [6, с. 8]. Плюс, нужно отметить, что теряется мотивационный характер для некоторых обучающихся, так как нивелируется практическая направленность доказательной базы опытным путем.
Распространенным методом при этом может являться так называемая Кейс - технологии (case study) - технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней, и передачи их обучающимся для самостоятельного изучения (с возможностью консультации у преподавателя) и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений[5, с 69]. Суть кейс-метода в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы [1, с. 87]. Особенностью кейс метода обучения является его образовательная открытость с одной стороны, а с другой, замкнутость и жесткость в результативности обучения.
Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая учащихся к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике[4].
Материалы для создания кейса
Виды представления CASE
Таким образом, сталкиваемся с проблемой необходимости организации дискуссионной площадки, на которой можно было бы провести обсуждение полученных результатов.
Отличительными особенностями учебного процесса в высшей школе, построенного в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения), являются: целевая установка на подготовку компетентного специалиста через формирование компетенций; переосмысление роли студента в учебном процессе в сторону увеличения его самостоятельности в добывании знаний, умении планировать собственную деятельность, освоении информационных технологий, рефлексии; пересмотр применяемых в преподавании форм, методов, средств обучения, педагогических технологий в сторону увеличения интерактивных, игровых, проектных, исследовательских, информационных[5]. При этом выделяют следующие формы исследовательской деятельности: выполнение лабораторных работ; написание рефератов; участие в предметных олимпиадах; подготовка докладов; выполнение заданий, содержащих элементы научных исследований; выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик; изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований по курсам специальных дисциплин и дисциплин специализации; курсовые, дипломные работы и проекты [2, с. 45].
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Инновационные технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.