Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ современной школе основными задачами учителя являются подготовка обучающегося к жизни, показ многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей обучающихся. В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы, поэтому так важно использовать их в работе с младшими школьниками.
Цель работы: выявление возможностей использования пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.
Задачи работы:
Пословицы и поговорки - это малые жанры устного народного творчества, каждый из которых обладает присущей ему художественной спецификой. Они несут в себе народную мудрость – это главное их сходство, но по своим значениям они разные. Поэтому учителю начальных классов необходимо знать определения данных жанров, их сходство и различие, особенности синтаксиса и тематические группы пословиц и поговорок.
Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу и гордость за него. Задача учителя – показать учащимся, что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа.
На первом этапе опытно-практической работы по теме исследования был выполнен анализ учебников УМК «Школа России». Целью анализа было выявление заданий, предполагающих работу младших школьников с пословицами и поговорками. Были рассмотрены учебники по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии и музыке (с 1 по 4 класс). В итоге было выявлено, что пословицы и поговорки активнее всего используются на уроках литературного чтения и русского языка, остальные же предметы также предусматривают использование данных жанров, но в очень малой объеме Активное знакомство с различными пословицами и поговорками по литературному чтению происходит в 1-2 классах. Дети сравнивают их с произведениями, ищут в текстах, пишут мини-сочинения, выявляют их значения и т. д. Пословицы в основном помогают формулировать главные мысли произведений. В 3-4 классах пословицы используются мало. (Приложение).
Следующим этапом сталаразработка тематики проектов младших школьников, связанных с пословицами и поговорками.
Проектная деятельность – это активная познавательная деятельность, в которой участвуют дети 1 – 4 классов. Опыт работы показывает, что в ходе работы над проектами дети учатся планировать и оценивать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществлять информационный поиск. Делать аргументированные выводы, соотносить свои действия с интересами других людей. Продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми, получая в диалоге необходимую информацию, представлять свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении. Всё это направлено на формирование ключевых компетентностей учащихся и позволит каждому из них успешно реализовать себя в школьной жизни и жизни в обществе.
Предлагаем несколько тем для исследования с использованием пословиц и поговорок.
Проект по русскому языку, подойдет для учеников 3 – 4 классов. В данной теме учащиеся проанализируют пословицы и поговорки на выявление имен собственных, посмотрят на закономерность их употребления.
В данной теме учащиеся будут рассматривать такие пословицы и поговорки, как: «Говорят про Фому, а он про Ерему», «По Ивашке и рубашка», «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали» и т. д.
Проект по математике для учеников 2 – 3 классов. В данной теме учащиеся выявят числительные в пословицах и поговорках, значение их использования. Например, «Семь раз измерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут», «Семеро по лавкам» и т. д.
Данная тема актуальна, особенно в современном мире. Существует такая проблема, что пословицы и поговорки употребляют все реже. Поэтому изучив эту тему, учащийся выявит значимость этих жанров устного народного творчества в современной жизни.
Множество пословиц и поговорок пришло к нам из литературных произведений, поэтому будет интересно изучить эту тему. Она подойдет для учеников 2 – 3 классов по литературному чтению.
У нас существует огромное количество пословиц и поговорок, так же и в других странах. Учащимся будет интересно изучить, как у нас звучит пословица или поговорка и как она может звучать в других странах, какие различия между ними существуют.
Например, «Нет человека без недостатка» (турецкая), «Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается» (русская).
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности младших школьников
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.