Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ данной статье рассмотрены основные идеи и направления профориентационной работы в ГБПОУ НСО «Новосибирский технологический колледж питания», выявлены основные проблемы студентов ОВЗ и инвалидов, определена нормативно-правовая база определяющая организацию профессионального обучения студентов с ОВЗ и инвалидов в колледже.
Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42,55,59,79 закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получения качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. В том числе на дальнейшее самоопределение в жизни. Трудовая деятельность является неотъемлемой частью жизни любого человека, а особенно детей с ОВЗ и инвалидностью т к является основой социализации в обществе. В колледж ребята с ОВЗ и инвалидностью поступают, чтобы выбранная профессия в будущем помогала им жить и работать самостоятельно. Но у этой категории обучающихся возникает ряд проблем. Они обладают низкой самооценкой, не уверены в себе и своих способностях, имеют высокий эмоциональный фон, общую пассивность. Ежегодно студенты колледжа участвуют в конкурсах: Worldskills Russia и «Абилимпикс». Непосредственное участие ребят в подобных мероприятиях серьезно влияет на культуру, улучшает отношение одногруппников к обучающимся с ОВЗ и влияет на их дальнейшее самоопределение. Основными формами профориентационной работы в колледже являются: Дни открытых дверей, академические субботы, профориентация по школам, гимназиям, лицеям города. Одна из таких школ- Социальная школа - интернат №152 , где обучаются ребята переболевшие полиомиелитом в рамках социального проекта по социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья «Сам себе шеф-повар». Результатом совместной деятельности обучающихся ГБПОУ НСО «Новосибирский технологический колледж питания» и ребят из коррекционной школы является праздничное оформление тематических столов к таким праздникам как: Новый год, 23 февраля, 8 Марта, Масленица, проведение Дня именинника и т.д. В специальной коррекционной школе № 152 г. Новосибирска обучаются дети инвалиды переболевшие полиомиелитом и ДЦП, поэтому методы и формы обучения ребят с особыми образовательными потребностями будут определятся структурой нарушений и уровнем развития детей. Соотношение методов, приемов, форм работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата на каждом этапе обучения и воспитания определяется структурой нарушений, уровнем развития. С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приемов коррекции будут учитывать взаимосвязь двигательных, психических и речевых расстройств при ДЦП, общность поражения общей моторики, функции рук и артикуляционной моторики. При этом необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений общей моторики, функциональных возможностей кистей и пальцев рук, артикуляционной моторики детей. Цель совместной работы научить воспитанников специальной коррекционной школы № 152, приготовлению простых блюд: изделиям из пресного теста, вкусных блинчиков, супов, вторых блюд, морсов, несложных коктейлей и т.д. В дальнейшем ребята смогут быть на рынке труда конкурентоспособными овладев несколькими смежными специальностями
Формы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные; возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми.
Студенты не только демонстрируют приготовление изделий из сдобного теста, но и учат ребят стряпать дорожные булочки, рулеты с маком, булочки с абрикосовым повидлом, а также вырезать из теста розочки и журавликов и лебедей. Ребята из школы с интернат повторяют за студентами колледжа лепить и вырезать из теста. Возможно ребята из коррекционной школы, встанут на путь профессионального становления и самоопределения. В нашем колледже можно, освоить профессии: техника-технолога, повара-кондитера, официанта, бармена, администратора зала. Обучение ребят специальной коррекционной школы проходит в рамках урока «Технология», студенты колледжа проводят мастер классы и показывают различные способы приготовления несложных блюд. Обучающиеся из коррекционной школы с большим интересом наблюдают, повторяют не сложные манипуляции и вместе будут готовить повседневные блюда что, безусловно, расширяет возможности особенного ребенка и позволит ему быть самостоятельным. В колледже профориентационная работа ведется по следующим направлениям: диагностическое - выявление индивидуальных возможностей и способностей к освоению профессиональной деятельности и формирующая - развитие у студентов мотивации и содействие в осуществлении адекватного профессионального выбора. Современный рынок труда требует от рабочих широкий спектр профессиональной подготовки, в колледже обучающиеся получают несколько смежных специальностей техник-технолог и повар-кондитер. Таким образом, самоопределение обучающихся является серьезным социально-личностным выбором, который должен поддерживаться взрослыми: родителями, педагогами-психологами и социумом.
Нормативно-правовая база определяющая организацию профессионального обучения студентов с ОВЗ и инвалидов в колледже.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ.
2. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) от 29 июня 1999г.
3. «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014г).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня2013 г №464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования.
5. Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Утверждено Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России 26 декабря 2013 года № 06-24-12вн
Литература:
6. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С. 16-23.
7."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399
(дата обращения: 09.11.2016).
8. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399
( дата обращения: 09.11.2016).
9. Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования. Утверждено директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 20 апреля 2015г № 06-830вн.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.