В 1937-1940 гг. ведется изыскание, проектирование и строительство Печорской железной дороги. Возникает острая необходимость в специалистах железнодорожниках-путейцах и движенцах. И в 1944 г. председателем Комитета по делам Высшей школы при СНК СССР С. Кафтановым утвержден Устав Северо-Печорского техникума железнодорожного транспорта по подготовке техников-путейцев по специальности «Путевое хозяйство».
В октябре далекого 1944 года начались занятия в Северо-Печорском (ныне Ухтинском) техникуме железнодорожного транспорта с выступления перед учащимися генерала-лейтенанта И.С. Бурлакова – начальника Ухтинского комбината. Открыт-то техникум был открыт (и очень торжественно), но фактически в то время не было ни учебной базы, ни общежития, ни преподавательских кадров. Первые занятия проводились во вторую смену в бывшем здании школы № 1, где сейчас стоят корпуса индустриального института, затем техникуму выделили под учебные занятия барак по улице Нагорной и барак-общежитие по улице Железнодорожной. Занятия вели начальник техникума инженер-майор А.Г. Артеменко и единственным штатным преподавателем Г.И. Константиновым, бывшим доцентом института Красной профессуры и проакадемии. В декабре 1945 г. занятия начались в собственном здании.
Каждый учащийся делал в два-три раза больше, чем полагалась. Вечерами, после учебы, молодые парни и девушки укладывали железнодорожные пути на станции Чибью (ныне Ухта), разгружали вагоны с углем и дровами, рубили лес, строили общежитие, занимались очисткой станционных путей от снега. И после такой работы еще им доставало сил на песни, танцы, репетиции.
В техникуме не было наглядных пособий, бумаги, тетрадей, чернил, мыла, постельных принадлежностей. За всем этим командировались преподаватели и учащиеся на базы снабжения, что в селе Айкино, в Сыктывкаре, в Котласе.
«Нас поселили в темный барак с длинным коридором и комнатами по обе стороны, в которых находились нары в два яруса. Вокруг одно болото, и через него тропинка из двух досок к такому же бараку - учебному корпусу. Общежитие зимой заносило снегом, осенью насквозь продувало, весной заливала вода, а летом нас донимали тучи комаров. А кругом лес сторожевых вышек, по контурам которых можно было различать отдельные лагерные пункты». Из воспоминаний Т.С. Марковой, выпускницы техникума 1949 года.
В техникум в то время находился на полувоенном положении, ни один учащийся не имел права поменять профессию, перейти в другое учебное заведение. В случае самовольного прекращения занятий дело передавалось в транспортную прокуратуру. При техникуме функционировала гауптвахта, куда по приказу начальник техникума направлялись провинившиеся учащиеся. Вот содержание одного из приказов: «За пропуски уроков первого марта 1945 года и отсутствие в общежитии на студентку второго курса Т. наложить арест надвое суток с исполнением служебных обязанностей на гауптвахте».
В этих сложных условиях большая нагрузка легла на плечи первых руководителей техникума: начальника техникума А.Г. Артеменко, а с 1946 года – Б.В. Славгородского. Обстановка того времени, увы, требовала от руководителей техникума принятия репрессивных мер к сотрудникам или учащимся техникума. Если они не применялись (или укрывались), то дела на руководителей передавались в суд военного трибунала. В первый год работы техникума характерны приказы о наказании за халатное отношение к своим обязанностям, за расхищение государственного имущества, за воровство хлеба, получаемого по карточкам, за самовольное прекращение занятий. Виновных увольняли и дела передавались следственным органам.
Коллектив первых преподавателей техникума состоял из высокообразованных и в высшей степени интеллигентных людей. Они прекрасно понимали, что значит в условиях войны, разрухи, сталинских репрессий и обстановки Ухтпечлага, в окружении лагерных поселений готовить молодых специалистов для железнодорожного транспорта.
1 июля 1947 года состоялся первый выпуск техников-путейцев. Их было двенадцать. Диплом с отличием был вручен В.И. Рочеву – будущему начальнику Главного управления Министерства строительства СССР.
7 января 1948 г. организованы первые цикловые комиссии: Общеобразовательных предметов – председатель М.А. Краковская, Общетехнических предметов – Г.Д. Зайцев, Спецпредметов – председатель – В.И. Жарин.
В 1949 году техникум переехал в новое светлое здание по улице Мира, а часть учащихся переселилась в два новых общежития по улице Набережной (ныне Губкина).
Острая потребность Печорской железной дороги в специалистах-эксплуатационниках и техниках-паровозниках вызвала необходимость открыть в техникуме в 1949 году отделение «Эксплуатация железных дорог» (ныне Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)), а в 1950 году – «Паровозное хозяйство». В эти годы преподавательский коллектив техникума пополнился опытными преподавателями-специалистами, направленными Великолукским техникумом железнодорожного транспорта, Ленинградским, Московским и Днепропетровским институтами железнодорожного транспорта.
В 1957 году