Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаМодель среднего специального образования в настоящее время складывается из пяти компонентов. Это научение обучающему поведению, развивающие формы обучения, практическое обучение, самостоятельное обучение, традиционное обучение — лекции, семинары, практические работы, написание курсовых работ и дипломных проектов.
Освоение студентами управленческих дисциплин складывается не только из изучения научных основ управления, но и из овладения экономическим мышлением. Менеджерам необходимо знать, как зарабатываются средства, как их правильно распределить и провести контроль за расходованием. Именно отсюда, из житейской повседневной логики, рождается то, что называют «предпринимательской жилкой» и, осваивая жизненные примеры, человек становится настоящим хозяином на своем предприятии, самостоятельным и ответственным за результаты труда на своем рабочем месте. Заметьте, что приемы менеджмента лучше всего осваивают студенты от 20 лет и старше, имеющие хотя бы минимальный жизненный опыт.
В процессе обучения управлению пригодны в первую очередь те методы, при которых студенты согласовывают свои действия с учебными материалами, включаются в изучаемые ситуации, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение.
Мы считаем, что в настоящее время ссузы недостаточно обеспечены учебной литературой по управленческим дисциплинам, отвечающей требованиям среднего специального образования. Выпускаемая литература предназначена в основном для высших учебных заведений. Решая задачу повышения качества подготовки специалистов, преподаватели нашего техникума ведут большую работу по адаптации существующих учебных материалов к требованиям государственных образовательных стандартов, разработке новых.
Создано учебное пособие «Теория и практика управления» для специальностей СПО.
Основная задача пособия — представить учебный материал по изучению дисциплины «Менеджмент» в доступной для студентов форме. Оно включает лекционный материал, вопросы для обсуждения по каждой теме, тесты для проверки усвоения материала, инструкционные карты практических занятий, контрольные вопросы для промежуточной аттестации.
Изучение управленческих дисциплин с использованием учебных пособий строится по определенной методической системе (рисунок 1).
Материал учебного пособия построен таким образом, чтобы задействовать операциональное мышление студентов; основан на определенных целевых установках, изложенных в требованиях к знаниям и умениям выпускников в государственном образовательном стандарте СПО. Имея такое пособие на руках, студент может не конспектировать подробно лекции. Тесты для самопроверки и вопросы для обсуждения помогают закрепить изученный материал.
При работе с учебным пособием меняются традиционные функции преподавателя: он становится не предъявителем материала, а организатором учебного процесса. Теперь в его обязанности входит разъяснение материала, содержащегося в пособии, демонстрация наглядных примеров, проведение дискуссий по спорным вопросам, и, что самое главное, у преподавателя высвобождается время для практического освоения изученных тем. Таким образом создаются условия для реализации методов развивающего обучения.
Пособие предполагает активное формирование и развитие профессиональных умений через использование инструкционных карт практических занятий по темам «Выбор методов управленческого воздействия», «Решение ситуационных задач по распределению полномочий», «Определение экономической эффективности управления», «Решение задач по распределению рабочего времени», «Принятие управленческих решений» и т. д. Их цель — приобретение студентами практических навыков руководства коллективом: составление и реформирование управленческих структур, распределение организационных полномочий, принятие управленческих решений.
Особое значение для эффективной организации практических занятий имеют разработанные рабочие тетради по дисциплине «Управление персоналом» для специальностей «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление». Тетради содержат лекционный материал, инструкционные карты практических занятий, практикумы, содержащие задачи для организации внеаудиторных самостоятельных работ.
Перед выполнением студентами внеаудиторных самостоятельных работ преподаватель проводит инструктаж, в ходе которого оговариваются цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки, предупреждает студентов о типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Если учесть, что в управлении нет готовых и «правильных» ответов, а есть только определенные тенденции, то можно представить, какое разнообразие ответов получит преподаватель.
Результатом внеаудиторной самостоятельной работы является развитие умения творчески использовать теоретические знания, повышение уровня усвоения студентами учебного материала.
Учебное пособие «Стратегическое управление бизнес-процессами» разработано на основе научной литературы: АЛ.Томпсон, А.Дж. Стрикленд «Стратегический менеджмент»; Д. Хасси «Стратегическое планирование. Путеводитель менеджера»; Д. Аакер «Стратегическое рыночное управление. Бизнес-стратегии для успешного менеджмента»; журналов «Менеджмент в России и за рубежом»; учебной литературы: О.С. Виханский «Стратегическое управление», Р.А, Фатхутдинова «Стратегический менеджмент». Глава «Проблемы внедрения стратегических изменений» подготовлена по материалам школы «Masterofbusinessadministration», этот раздел рекомендуется студентам для самостоятельного изучения с целью углубленного изучения дисциплины «Стратегический менеджмент».
Практические занятия по стратегическому менеджменту подготовлены по материалам учебников О.С. Виханского и А.И. Наумова «Менеджмент. Практикум», А.К. Семенова «Стратегический менеджмент. Практикум».
Учебное пособие «Стратегическое управление бизнес-процессами» состоит из 7 разделов. Первый раздел рассказывает о структуре, задачах и принципах стратегического менеджмента, второй — об управлении стратегическими изменениями, третий — о стратегических целях, миссии и корпоративных ценностях организации, четвертый — об оценке и анализе внешней среды организации, пятый содержит материал об управленческом исследовании внутренней среды организации, в шестом разделе рассказано об анализе стратегических альтернатив, седьмой раздел учебного пособия раскрывает сущность процессов реализации стратегического контроля и оценки стратегического плана.
Цель учебного пособия по дисциплине «Стратегический менеджмент» — научить студентов пользоваться инструментами анализа долгосрочного управления и планирования, устанавливать взаимосвязь между концепциями уже изученных дисциплин «Менеджмент», «Управление персоналом», «Основы экономической теории», «Микроэкономика», «Философия», а главное — развитие творческого стратегического мышления.
Большая работа проделана по составлению сборника инструкционных карт по дисциплине «Управленческая психология».
Цель сборника — научить студентов методам психологических исследований, применяемых для изучения личности работника, состояния морально-психологического климата в коллективе, измерения уровня аффилиации сотрудников.
В сборнике широко представлены методики самоанализа психологических способностей — памяти, внимания, а также методы релаксации и аутотренинга. Однако необходимо отметить, что при оценке выполнения практических работ по управленческой психологии перед преподавателем встает ряд трудностей, так как результатами работ являются итоги самоанализа и самооценки.
Для студентов заочной формы обучения по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» разработано учебно-методическое пособие по изучению дисциплины «Менеджмент», включающие в себя рабочую программу, инструкционные карты практических занятий, вопросы для самоконтроля, перечень самостоятельных работ по углубленному изучению тем, методические рекомендации для изучения учебного материала, контрольные задания.
Особенностью изучения менеджмента для бухгалтеров является включение тем по психологии управления и самоменеджменту.
Задания контрольных работ составлены таким образом, чтобы студенты имели возможность использовать в ответах весь накопленный профессиональный опыт, что особо учитывается при оценке их выполнения.
Системное использование разработанных для организации образовательного процесса учебных пособий по дисциплинам управленческого цикла на занятиях позволяет студентам не только качественно изучить теоретический материал, но и приобрести креативные профессиональные умения.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.