Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаДанное методическое пособие содержит разработку занятия в форме изучения нового материала.
Разработка построена по плану: цель занятия, планируемые результаты, перечень вопросов для обязательного рассмотрения на занятии. Кроме того, даны рекомендации относительно типа занятия, используемого оборудования, методики проведения занятия.
Методическое пособие апробировано на уроках истории России для студентов Костромского энергетического техникума.
Методическая разработка занятия «Русская культура конца XIX – начала XX в. Серебряный век».
Цели: дать представление о культурной жизни конца XIX – начала XX в., охарактеризовать творчество ее выдающихся представителей; познакомить с понятиями и терминами: символизм, акмеизм, футуризм, нигилизм, неопримитивизм, кубизм, импрессионизм, стандартизация культурной жизни конца XIX – начала XX в..
Формируемые универсальные учебные действия: сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность; анализировать и обобщать факты, составлять таблицу, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности; проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические традиции и ценности общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: исторические документы; иллюстрации учебника, ноутбук
Тип урока: изучения нового материала.
Методическая разработка занятия «Русская культура конца XIX – начала XX в. Серебряный век».
Организационный момент
Мотивационно–целевой этап
Многие литераторы и литературоведы претендуют на право считаться первыми, кто использовал термин «серебряный век» применительно к русской культуре рубежа XIX-XX вв. Наиболее вероятными кандитами являются поэт В. Пяст и литературовед Р. Иванов-Разумник, которые стали использовать это понятие в конце 20-х годов, а также горячо настаивавший на своем первенстве поэт-эмигрант Николай Оцуп. Недавно было высказано предположение, что впервые слово «серебряный» по отношению к литературе символизма было использовано футуристом Глебом Маревым в 1913 г. Интересно, что изначально этим словам придавался негативный оттенок, так как культуру (и прежде всего литературу) XX века сравнивали с пушкинским, «золотым» веком, причем сравнение получалось явно в пользу пушкинских времен.
Постепенно, однако, негативный смысл понятия «серебряный век» был утерян. Этим термином стали определять выдающийся взлет русской культуры, произошедший на рубеже веков, ту эпоху, которую великий философ Николай Бердяев определил как русский «культурный, духовный ренессанс».
Тема урока: «Русская культура конца XIX – начала XX в. Серебряный век».
(Знакомство с планом урока.)
План урока
III. Введение в новый материал Термин «серебряный век» чаще всего применяют к русской литературе, даже, точнее, к поэзии. Но, по сути дела, это понятие шире, тем более что перемены, происходившие в сфере литературы, неразрывно связаны с общими изменениями российской культуры.
Сегодня под культурой Серебряного
века понимают все множество новаторских течений и поисков «нового
искусства», породившее в России на рубеже веков огромное количество
выдающихся произведений практически во всех сферах культуры. Это время распространения
в России стиля модерн, проявившегося в литературе, живописи, музыке,
и постепенного перехода от модерна к еще, более новаторским течениям,
которые в самом общем виде могут быть определены как авангард. Кроме того,
Серебряный век определил не только формальные поиски писателей,
художников, режиссеров, но и во многом сформировал определенный
стиль жизни, создал публику, которая была способна воспринимать новое
искусство. Ученые расходятся в определении временных рамок Серебряного
века. Большинство из них согласны с тем, что началась эта эпоха
в конце 80–90-х годах XIX в., в тот период, когда начало
формироваться мощное литературно-художественное направление – символизм,
обозначивший перелом во всей русской культуре. Что же касается
ее окончания, то некоторые связывают этот момент с революцией
1917 г., другие – с началом 20-х годов: окончанием Гражданской войны,
смертью Блока и расстрелом Гумилева, третьи считают, что культура
Серебряного века сохранялась в эмиграции вплоть до 30-х годов.
На сегодняшний день большинство ученых склоняются к тому, чтобы
считать начало 20-х годов границей Серебряного века.
IV. Работа по теме урока
Представьте себе, что вы получили задание подготовить мультимедийную презентацию на тему «Русская культура конца XIX – начала XX в. Серебряный век»
Для того чтобы сделать ее качественно, предлагаю разделиться на творческие группы.
Презентация работы первой группы
Слайд 1. Город, как центр развития индустриализации.
В городах появились:
Слайд 2. Водопровод, Канализация,
Слайд 3.Электрическое освещение на улицах и домах
Слайд 4.Строительство многоэтажных доходных домов,Железнодорожных вокзалов
Слайд 5.Электростанций
Слайд 6. Новый вид городского транспорта – трамвай
Слайд 7. Телефонизация в 67 городах
Слайд 8. Город - Центр сосредоточения основных учебных и культурных учреждений.
Слайд 9. Облик провинциальных городов
Слайд 10. Российская деревня в общественно-культурной среде
Слайд 11. Интеллигенция.
Слайд 12. Основная черта самосознания русской интеллигенции.
Презентация работы второй группы
Слайд 1.Российские ученые второй половины XIX в обогатили мировую науку важными достижениями в разных областях
Слайд 2. Д.И. Менделеева - открытие периодического закона химических элементов, одного из основных законов естествознания
Слайд 3. А. Бутлеров-теория химического строения вещества
Слайд 4. И.М. Сеченов – Разработка физиологических основ высшей нервной системы
Слайд 5. Нобелевские премии, врученные русским ученым
1904 г.- физиологу И.П. Павлову за труды по физиологии кровообращения и пищеварения
1908 г. биологу и врачу И.И. Мечникову за исследование в области иммунологии и инфекционных заболеваний
Слайд 6. П.Н. Лебедев – создатель первой научной школы физиков.
Слайд 7. К.А. Тимирязев – исследователь физиолог, почетный доктор Кембриджского университета
Слайд 8.В.И. Вернадский создание комплекса наук о земле, разработал целостное учение о биосфере и ноосфере
Слайд 9. Н.Е. Жуковский основатель научной теории авиации
В 1908 г И.И. Сикорский создал самый большой в мире четырехмоторный самолет «Русский витязь» и «Илья Муромец».
1913 г. военный летчик П.Н. Нестеров впервые выполнил ряд фигур высшего пилотажа и «Мертвую петлю».
К.Э. Циолковский стал первопроходцем в разработке теории движения ракетной техники
Слайд 10.А.С.Попов изобрел радио
Слайд 11.Создание ледокольный флот с флагманом-ледоколом «Ермак»под руководством адмирала А.С. Макарова
В 1913г. первый в истории проход всего Северного морского пути.
Открытие архипелага северная Земля
Презентация работы третьей группы
Слайд 1.Духовная жизнь рубежа столетий – одна из интереснейших страниц в культурном наследии России. В ней отразились сложность и противоречивость эпохи, полной острейших конфликтов и политических битв.
Слайд 2. У интеллигенции были популярны нравственное учение Л.Н. Толстого,
философия Ф. Ницше с его идеей сверхчеловека, экономическая теория К.Маркса
Слайд 3. В 1909 г появился сборник «Вехи». Авторами его были Н.А. Бердяев, С.Н .Булгаков, П.Б. Струве, М.О Гершензон и др.)
Слайд 4. Главным в сборнике «Вехи» был вопрос об оценке русской революции и роли интеллигенции в ней, об отношении либералов к наследию революционных демократов
Слайд 5. В «Вехах» критиковались такие черты интеллигенции, как ее противогосударственность, так и безрелигиозность.
Слайд 6. Авторы сборника «Вехи» возлагали на интеллигенцию вину за жертвы и потрясения революционных лет
Слайд 7.Обобщение.
Презентация работы четвертой группы
Слайд 1. В культурной жизни в конце XIX - начала XX века:
- шли поиски путей обновления форм художественного творчества,
- переоценка ценностей
Возрастал интерес к духовному миру личности
Слайд 2. В реалистическом искусстве появились новые художественные, эстетические качества
Л.Н. Толстой, А.П.Чехов, М.Горький, И.А.Бунин, И.И.Куприн
Слайд 3. Декаденство. Символизм. В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ф.К.Сологуб, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, А.Белый, А.А.Блок
Слайд 4. В 1910 г. акмеизм. С.Н.Гумилев, С.М.Городецкий, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам, М.А.Кузьмин, Г.В.Иванов
Слайд 5. 1910 Футуризм. Д.Д.Бурлюк, В.В.Хлебников, В.В.Каменский, В.В.Маяковский
Слайд 6.Крестьянские поэты С.Есенин
Слайд 7. Театральное искусство.
К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко
Слайд 8. Кинематограф.
А.А Ханженков – производство отечественных игровых фильмов
К 1913 в городах России работало более 1400 кинотеатров
Слайд 9. Музыкальное искусство
С.В. Рахманинов
С.Н. Скрябин
И.Ф. Стравинский музыка к балету «Жар птица» и «Петрушка»
Новаторские симфонии С.С. Прокофьева
Слайд 10.Русская архитектура
Стиль модерн. Архитектор Ф.И.Лидваль – Азовско-Донской банк в Петербурге
А.В. Щусев – Казанский вокзал в Москве
Ф.О. Шехтель – Ярославский вокзал в Москве
В.А.Покровский – ссудная палата в Москве
Слайд 11. Изобразительное искусство.
- М.А. Врубель, В.А. Серов, импрессионизм К.А. Коровин, М.В. Нестеров,
«Мир Искусства»: художники А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, музыкальный критик В.Ф. Нувель, публицист Д.В. Философов, театральный и художественный продюсер С.П. Дягилев.
- «Голубая роза» П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, А.В. Фонвизин, С.Ю. Судейкин, Н.Н. Сапунов
К.С. Петров - Водкин «Купание красного коня»
примитивизм
М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, М.З. Шагал, П.Н. Филонова,
супрематизм: К.С.Малевич - основатель абстрактной живописи - («Черный квадрат»),
В.В. Кандинский
Авангардизм, модернизм
Слайд 12. Русские сезоны в Париже, организованные С.П,Дягилевым
1907 г. Русские концерты (Ф.И.Шаляпин)
Слайд 13. 1909-1912гг в Париже Русские сезоны балета – мастера балетного танца: А.П.Павлова, В.Ф.Нижинский, Т.П.Красавина, художники А.Н.Бенуа, Л.Б.Бакста, Н.К.Рерих
Работали над костюмами и декорациями спектакля А.,НЭ.Бенуа, Л.Б.Бакст, Н.К.Рерих
Слайд. Обобщение
Домашнее задание.
Слайд 14. Обобщение
V. Подведение итогов занятия.
- Чем объяснить, что вначале ХХ в. Существенно повысилась ценность прикладного научного знания?
- Как взаимосвязаны процессы развития российского общества в различных сферах его жизни и идейные искания мастеров художественной культуры?
(Учащиеся высказываются, преподаватель подводит итоги работы на занятии)
Домашнее задание (дифференцированное)
Литература.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.