Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ соответствии с законодательством РФ федеральный государственный образовательный стандарт – главный нормативный документ, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любой образовательной организации.
Достаточно ли методического сопровождения для реализации ФГОС, которое мы сегодня осуществляем? Как и в чем мы должны обновляться? А должны ли мы обновляться, чтобы соответствовать требованиям ФГОС? Как должна измениться деятельность наших методических служб? Проблемы стоящие перед учебными заведениями состоят в том, недостаточно полно и продуктивно преподаватели владеют теоретико–методической базой, чтобы осуществить практическую деятельность в соответствии с требованиями ФГОС; со стороны обучающихся – имеют базовые пробелы в знаниях; масштабность и многоуровневость изменений: от локальных документов, методических инструментариев, технологических шагов по формированию новых результатов, до системообразующих программ дисциплин, междисциплинарных курсов, реализуемых нами программ. И суть проблем заключается в том, что новые введения недостаточно обеспечены технологическими шагами: недостаточно спроектирована и на управленческом и на педагогическом уровне система оценки новых результатов.
Перед педагогом стоит задача – передавать не только знания умения. ФГОС дает новый посыл – формирование деятельности, практического опыта.
Поэтому методическая работа является одной из важных составляющих в учебно-методическом сопровождении реализации ФГОС в образовательной деятельности, направленной на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя, совершенствование методик преподавания общепрофессиональных дисциплин, междисциплинарных курсов и разработку учебно-методических материалов.
Существующая методическая работа не соответствует велению времени, недостаточно разработаны и освоены механизмы той методической работы, которая направлена на решение новых поставленных профессиональных проблем. Конечно, речь идет о деятельностном характере, поэтому методическая работа должна находиться в постоянном совершенствовании, особенно в рамках обновления содержания
Методическое сопровождение реализации ФГОС нами рассматривается как система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации обучения по образовательным программам
Основная цель методического сопровождения ФГОС нами видится в:
–оказание методической поддержки педагогическим работникам и обучающимся;
– создание условий для реализации требований ФГОС и достижения необходимого качества подготовки специалистов, рабочих (служащих).
Какие проблемы возникают при реализации ФГОС СПО нового поколения? Это: формулирование прогнозируемого результата (цели) освоения ППССЗ, ППКРС; обеспечение соответствующих условий реализации ППССЗ, ППКРС; изменение характера деятельности преподавателей (профессиональный цикл) и мастеров производственного обучения; определение адекватных форм (способов) оценки учебных достижений на этапе промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации.
Для решения этих проблем нами определены основные направления методического сопровождения ФГОС СПО:реализация ФГОС / апробация разработанных ППССЗ, ППКРС и их корректировки; адаптация образовательного процесса к требованиям ФГОС; разработка рекомендаций по организации учебной и производственной практики, промежуточной и государственной (итоговой) аттестации; создание комплексного методического обеспечения реализуемых ППССЗ, ППКРС. Для реализации этих направлений нами разработана модель целостного методического сопровождения процесса реализации ФГОС СПО, включающая: организационно-методическое, информационное, нормативно-правовое; учебно-методическое, научно-методическое, научно-исследовательское и инновационное сопровождение.
Организационно-методическое сопровождение состоит в изменении структуры и содержания методической работы; создании новой компетентностной модели методической службы.
Организационно-содержательной основой инновационной деятельности в колледже стала реализация Программы Краевой опытно-экспериментальной площадки по теме «Компетентностный подход в методической работе колледжа как условие повышения качества профессионального образования».
В результате разработана, апробирована и внедряется, основанная на компетентностном подходе модель методической системы колледжа, модель профессиональной компетентности педагогов колледжа, которая внедряется в колледже и имеет положительные результаты.В ней выделены: коммуникативная, психолого-педагогическая, методическая, предметная, исследовательская компетенции, готовность к саморазвитию.
В нашей модели методическая служба колледжа обеспечивает действенную систему внутриколледжного управления в организации, совершенствовании, развитии методической работы по внедрению и реализации новых ФГОС через созданный информационно-методический центр колледжа (ИМЦК), направленность действий которого осуществляется в тесном контакте с кафедрами, организует координацию опытно-экспериментальной и инновационной деятельности педагогов; информационно-аналитическое, психолого-методическое сопровождение участников образовательного процесса; управление методической работой педагогов.
Информационно-методический центр проводит научно-методические советы, где рассматриваются вопросы реализации ФГОС, научно-практические конференции, организует работу постоянно действующего методического семинара по теме: «Развитие профессиональной компетентности педагога современного колледжа», обучающие проблемные семинары, семинары – практикумы, участие педагогов в конкурсах различного уровня, в том числе и на уровне колледжа,
Традиционно в колледже проводятся конкурсы педагогического мастерства: «Мастер года», «Самый классный классный», «Преподаватель года, «Мудрая сова». За 4 года проведено 8 конкурсов, в которых приняло участие 46 педагогов. что позволяет не только повысить их профессиональную компетентность, осуществить мониторинг реализации ФГОС, определить проблемы и найти пути решения.
Для решении проблем учебно-методического сопровождения организована работа Творческих проблемных групп деятельность которых направлена на решение проблем разработки рабочих программ, фонда оценочных средств, освоение новых форм организации занятий, повышение профессиональной компетентности педработников.
Проблемы учебно-методического сопровождения реализации ФГОС заслушиваются на педагогических советах, Совете колледжа, совещании при директоре.
ИМЦ организует проведение мониторинга хода реализации ФГОС, методического сопровождения. Результаты представляются на педсоветах.
Особые затруднения вызывает у педагогов разработка контрольно-оценочных материалов (КОСов и КИМов). Для оказания им помощи в колледже организована работа творческих групп по разработке ФОС. Мониторинг состояния разработки фондов оценочных средств каждым педагогом, каждой кафедрой по каждой специальности и профессии был представлен на педсовете, по результатам которого были своевременно приняты решения.
Реализация задачи по нормативно-правовому обеспечению профессиональной подготовки специалистов в условиях внедрения ФГОС планомерно осуществлялась через: разработку новых локальных актов и корректировку действующих в колледже; издание приказов. И в этом направлении методической службой проведена большая работа.
Сколько и какие нормативно-правовые акты должны быть разработаны в наших ОО? Однозначно никто нам не скажет.
В статье 30. П.2 Федерального «Закона об образовании в РФ» дан минимальный перечень локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.
Нами разработаны локальные акты, о необходимости разработки которых конкретно говорится в других статьях ФЗ № 273. И в каждой статье есть направления, по которым мы обязаны иметь локальные акты.
Предоставленная нам ФГОС, самостоятельность должна быть подтверждена локальными актами.
Создание оптимального научно-методического обеспечения образовательного процесса – весьма сложная и трудоемкая задача. Для ее успешного решения педагогам недостаточно только компетентности в области преподаваемых учебных дисциплин и мастерства в вопросах формирования ЗУН. Необходимы знания понятий и сущности УМК учебных дисциплин, его состава, структуры, содержания, требований к его разработке, технологий и методики его проектирования. В педагогической и методической литературе еще нет единого понимания учебно- методического обеспечения образовательного процесса.
Основной и главный документ, который мы самостоятельно разрабатываем, утверждаем и реализуем на основании утвержденного Положения по разработке и периодическом обновлении – это ППССЗ, ППКРС.
В колледже разработаны методические рекомендации по разработке и периодическом обновлении программ подготовки специалистов среднего звена, которые содержат практические рекомендации, предлагают логический пошаговый алгоритм действий, устанавливают требования к структуре, содержанию и оформлению, прописывается порядок согласования, экспертизы, утверждения, а также актуализации и внесения изменений.
Для обеспечения методического сопровождения реализации ППССЗ, ППКРС нами созданы сборники рабочих программ по специальностям и профессиям, методические рекомендации по разработке методических документов, необходимых для методической поддержки реализации ФГОС
ИМЦк разработаны и используются педагогами шаблоны унифицированных документов по созданию УМК студента по учебной дисциплине, профессиональному модулю, УМК по ЛП занятиям, УМК по курсовому проектированию, УМК по практикам и другие документы.
Это значительно повышает качество разработки документов и облегчает работу педагогов.
Одним из важных направлений методической работы является методическое обеспечение выполнения требований ФГОС К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ, ППКРС раздела VII, которые образовательная организация обязанавыполнять.
Разработка всех документов, входящих в состав ППССЗ, ППКРС проведена нами на основе локальных актов: Положений и рекомендаций по разработке ППССЗ и ППКРС. Согласно пункта 7.1 ФГОС мы обязаны ежегодно обновлять ППССЗ, ППКРС. Мы реализуем это требование следующим образом: нами внесены изменения в ходе апробации в учебные планы, по распределению объема вариативных часов, по проведению практик и другое.
В приложениях к ППССЗ, ППКРС ежегодно вносим изменения, касающиеся сведений об обновлении (изменении) условий реализации ППССЗ, ППКРС по:
– кадровому обеспечению образовательного процесса;
– учебно-методическому и информационнму обеспечению образовательного процесса;
– материально-техническому обеспечению образовательного процесса;
– сведения об обновлении (изменении) условий реализации ППССЗ - базам (учебных, производственных) практик.
По решению кафедр и НМС нами внесены изменения в части содержания рабочих программ.
С целью обновления содержания в рабочих программах учебных дисциплин и ПМ нами внесены в них ОК и ПК и в раздел оценка результатов включены не только сформированные умения, знания, но и ОК и ПК.
В соответствии с требованиями ФГОС обновляются и учебно-методические комплексы (УМК) по учебным дисциплинам и профессиональным модулям.
С целью мотивации создания инновационных учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и проведения мониторинга в колледже в 2013-2014 году проводились конкурсы на «Лучший инновационный учебно-методический комплекс» и «Лучшее учебно-методическое сопровождение самостоятельной работы», в которых участвовали все педагоги.
Конкурс позволил не только осуществить мониторинг методического обеспечения реализации ФГОС, но и оценить качество методического обеспечения.
Для выполнения требований ФГОС по эффективному обеспечению самостоятельной работы в каждой рабочей программе по УД и по ПМ наши педагоги указывают тематику и формы внеаудиторной самостоятельной работы. В колледже имеется Положение и рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы.
Каждый преподаватель разработал для студентов методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.
В ФГОС СПО нового поколения разделе 7 п.7.1 отмечается, что педагоги должны использовать активные и интерактивные формы проведения занятий. Большинство преподавателей колледжа, да я не ошибусь, если скажу и не только нашего, в качестве инструментария реализации образовательных задач используют различные приемы, методы и технологии обучения, разработанные и описанные для школьной образовательной практики или для высшей школы, что объясняется на мой взгляд тем, что многие методы и педагогические технологии имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к использованию на разных уровнях образования, а с другой стороны – недостаточной разработанностью специфических методов обучения различным профессиям и специальностям СПО. Между тем компетентностный подход предполагает нацеленность на результат в виде не только знаний, умений, навыков, но и обязательного опыта практической деятельности, настоятельно требует переосмысления способов отбора и конструирования методов обучения в процессе профессиональной подготовки обучающихся. Отбор и конструирование методов обучения должны стать ведущими профессиональными компетенциями преподавателей реализующих ФГОС 3 поколения. Отправной точкой в этой работе являются требования к реализации ФГОС (раздел 7, п.7.1) и это требование в ФГОС носят не рекомендательный характер, а обязательный для исполнения. Во- вторых отличаются по уровням профессионального образования: в ППССЗ предусмотрена реализация активных и интерактивных форм проведения занятий, для ППКРС – активных. В третьих подчеркивается направленность указанных форм на развитие ОК и ПК.
По решению НМС колледжа педагогами внесен в рабочие программы раздел 3.3. Образовательные технологии, в котором определены и формы активных и интерактивных форм проведения занятий. Кроме того, в КТП преподаватели конкретно указывают формы занятий и реализуемые ОК и ПК. Эти формы организации обучения соответствуют требования компетентностного подхода, поэтому должны найти свое место в системе профессиональной подготовки обучающихся.
В рамках инновационной деятельности по теме «Использование компетентностно-ориентированных технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения» нами были определены наиболее эффективные технологии формирования общих и профессиональных компетенций студентов.
Для педагогов создавались условия для освоения современных продуктивных методов и приемов, их внедрению в образовательный процесс. Проводились фестиваль открытых уроков, мастер-классы.
Вопросы применения современных образовательных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения рассматривались на педсовете по теме «Методико-технологическая компетентность педагога в условиях реализации ФГОС третьего поколения».
Одним из направлений, которые коснулись совершенствования методической работы, стало проведение мониторинга реализации ФГОС. Нами проведен мониторинг внедрения компетентностно-ориентированных технологий педагогами колледжа в образовательный процесс. Итоговые результаты мониторинга дали возможность проверить, насколько педагоги колледжа освоили и применяют различные технологии; выявить не только положительные моменты, но и определить проблемы, которые нам необходимо решать для успешной реализации ФГОС нового поколения.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.