Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПояснительная записка
Организация управления производством и коллективом в условиях рынка и конкурентной борьбы предъявляет к руководителям особо жесткие требования. Именно руководители и специалисты предприятия вырабатывают цели и обеспечивают их достижение. В условиях рыночной экономики повышается специальная роль менеджеров, расширяется сфера их ответственности, происходит рост требований к уровню компетентности и организаторским способностям руководителей. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, современным выпускникам в процессе обучения необходимо овладеть профессиональными и общими компетенциями в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Предлагаемая форма проведения занятий способствует этому в наибольшей степени, так как активизирует учебный процесс по сравнению с традиционной формой проведения практических занятий, позволяет глубже разобраться в изучаемом материале. Данная методическая разработка имеет целью активизацию и закрепление у студентов знаний теоретических основ менеджмента при решении ситуационных задач в области управления, формирование на основе полученных знаний позитивной позиции по отношению к управленческой деятельности, понимания ее значения и преобразующей роли в экономике; развитие экономического мышления, повышение уровня культуры профессионального общения.
Предлагаемая методическая разработка рекомендуется для проведения уроков нетрадиционных форм обучения в группах студентов, обучающихся по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет в сельском хозяйстве».
Методика организации и проведения занятия
Предлагаемое практическое занятие относится к нетрадиционным формам технологий развивающего обучения, являясь уроком-конкурсом, который позволяет активизировать изучение студентами дисциплины в современных условиях экономических явлений и управленческих решений.
Предлагаемое занятие проводится в форме урока - конкурса, перед которым участники должны прослушать лекции по изучаемой дисциплине «Менеджмент», в результате чего должны иметь четкое представление о роли и месте менеджмента в области экономики и технологии, процессе принятия управленческих решений, информационном обеспечении менеджмента, формах делового общения в коллективе.
Накануне занятия проводится подготовительный этап, который заключается в самостоятельном формировании студентами состава команд (по 6-7 человек), выборе лидеров, названий и девизов команд, подготовке красочной характеристики выбранному руководителю.
Преподаватель подготавливает критерии оценки и оценочные ведомости, необходимый дидактический материал, состав жюри (преподаватели экономических дисциплин, студенты - старшекурсники), который оценивает правильность ответов и выполненные задания, фиксируя итог каждого этапа урока в оценочной ведомости и подводит результаты игры. Перед уроком необходимо оформить аудиторию: расставить столы, подготовить технические средства обучения, экран соревнования.
Руководитель конкурса – преподаватель, который в начале урока знакомит с правилами игры и ходом занятия, раздает участникам рабочий материал, объявляет жюри. В его обязанности входит также контроль над временем, отведенным на каждый этап. Урок - конкурс состоит из 7 этапов, проводится со всей группой студентов. После выполнения всех игровых заданий руководитель урока-соревнования подводит итоги, используя оценочную ведомость, объявляет победившую команду.
План урока-конкурса по предмету «Менеджмент»
Тема: «Все зависит только от меня самого».
Цель: систематизация, обобщение и закрепление знаний по дисциплине.
Задачи:активизация и закрепление у студентов знаний теоретических основ менеджмента, полученных в ходе изучения дисциплины; развитие практически умений при решении ситуационных задач в области управления, формирование на основе полученных знаний позитивной позиции по отношению к управленческой деятельности, понимания ее значения и преобразующей роли в экономике; развитие экономического мышления, аналитических умений и познавательного интереса, повышение уровня культуры профессионального общения; совершенствование методики проведения уроков нетрадиционной формы; формирование ключевых профессиональных компетенций.
Вид урока: практический.
Форма проведения: урок-конкурс.
Методы и приемы: метод учебных дискуссий, проблемно-поисковое обучение.
Оснащение урока: бумага, карандаши, ватман, фломастеры, кроссворд.
Межпредметные связи: менеджмент, маркетинг, психология, экономика.
Ход урока
1. Оргмомент: проверка посещаемости, готовности группы к уроку, объявление темы и цели занятия; правила конкурса и система оценок;состав жюри.
2.Основная часть
Первый этап «Создание фирм». Группа студентов делится на 4 команды, каждая из которых выбирает название фирмы и своего руководителя. Члены команды дают краткую характеристику выбранному руководителю. (Максимальный балл – 5)
Второй этап «Словарь менеджера» Участникам предлагается ответить на тестовые задания по менеджменту. (Приложение 1) (Максимальный балл – 5)
Третий этап «Наш комментарий». Издания по менеджменту содержат примеры выражений, кратко характеризующих суть менеджмента и его значение для бизнеса. Примеры таких высказывания представлены в качестве заданий командам (Приложение 2). Участникам конкурса необходимо сформулировать собственную оригинальную интерпретацию аналогичного выражения с учетом российской практики менеджмента. (Максимальный балл – 5)
Четвертый этап «Клерк». Конкурс на точность восприятия цифровой информации. Команды должны быстро, но внимательно просмотреть 40 пар чисел и в бланке для ответов отметить крестиком (х) номера пар, состоящих из одинаковых числе. (1 ответ – 1 балл) (Приложение 3)
Пятый этап «Затруднительное положение». Существуют задачи, когда менеджер может почувствовать себя в затруднительном положении из-за того, что принятые в этих ситуациях решения в некоторых случаях не будут соответствовать понятия «справедливость» и «этика» в моральных традициях общества, но будут вполне приемлемыми в сфере предпринимательской деятельности. Членам команды необходимо принять решение по каждой «затруднительной» ситуации с точки зрения этики и справедливости и обосновать его. (Максимальный балл – 3) (Приложение 4)
Шестой этап «Решаем кроссворд». Командам предлагаются кроссворды, которые содержат управленческую терминологию. Необходимо их решить. (1 слово – 0,5 балла) (Приложение 5)
Седьмой этап «Вербальная информация». Участникам предлагается внимательно просмотреть 40 пар слов и в бланке для ответов отметить крестиком (х) номера пар, состоящих из одинаковых слов или словосочетаний. (1правильный ответ – 1 балл) (Приложение 6)
3. Заключительная часть.Подведение членами жюри итогов в оценочной ведомости (Приложение 7) и выявление команды-победителя.
Приложение 1
Тестовые задания:
1. Менеджмент – это… а) искусство б) наука в) искусство и наука
|
2. Для любого бизнесмена определяющим признаком является то, что он… а) является собственником ценных бумаг б) работает ради получения прибыли в) руководит коммерческим предприятием г) берет на себя личную ответственность за совершение сделок д) имеет самостоятельность в ведении хозяйственных операций е) живет мыслями о своем бизнесе |
3. SWOT-анализ предусматривает выявление и подробное рассмотрение (выберите несколько): а) конкурентных преимуществ б) сильных сторон фирмы в) благоприятных возможностей для бизнеса г) слабых сторон организации д) угроз для бизнеса |
4. Процесс принятия решений начинается с: а) формулировки миссии предприятия б) постановки управленческих целей в) выявления проблемы г) определения лица, ответственного за приятие решений д) идентификации функциональной сферы, где принимается решение |
5. Функции стратегического управления президента фирмы не подлежат делегированию: а) да б) нет |
6. При формировании организационной структуры соблюдение принципа единоначалия является обязательным: а) да б) нет |
7. Суть делегирования состоит: а) в установление приоритетов б) передаче властных полномочий вниз и принятии их менеджером низшего звена в) передаче ответственности на более низкий уровень управления г) в доверии к своим подчиненным д) поручении подчиненному принять какое-либо решение
|
8. Руководитель исследовательской организации опирается преимущественно на следующие формы власти (расставьте источники в порядке приоритетности: 1 – высший приоритет, 5 – низший приоритет): а) харизма б) власть, основанная на вознаграждении в) власть, основанная на принуждении г) экспертная власть д) эталонная власть |
9. Корпоративная культура основана: а) на принятых в обществе формах поведения б) правилах, определяемых руководством организации в) разделяемых большинством членов организации убеждениях и ценностях г) особенностях производства д) законодательстве |
10. Организационные изменения встречают наибольшее сопротивление вследствие: а) неправильной последовательности действий б) консервативности людей в) внешних обстоятельств г) недостатка ресурсов для осуществления изменений д) спешки
|
11. В каком виде может быть реализована в процессе управления обратная связь? а) приказ, распоряжение, указание б) план, задание в) отчет г) данные контроля
|
12. Какой признак характерен для формальной группы (коллектива) в организации: а) объединение по интересам и целям б) отсутствует четкая ролевая структура – разделение труда и управления в) признак социальной общности (например, по национальным признакам, признакам социального происхождения) г) группы имеют различную социальную значимость в обществе, на предприятии - положительной или отрицательной направленности д) структура коллективов и групп определяется соответствующими официальными документами, предусматривающими круг обязанностей и прав, как всего коллектива, так и отдельных, входящих в ее состав |
13. Какой из представленных стилей руководства необходимо применять в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях: а) демократический б) авторитарный в) либеральный г) анархический
|
14. Должностная инструкция на предприятии разрабатывается с целью: а) определение определенных квалификационных требований, обязанностей, прав и ответственности персонала предприятия б) найма рабочих на предприятие в) отбора персонала для занимания определенной должности г) согласно действующему законодательству д) достижения стратегических целей предприятия |
Приложение 2
«Наш комментарий»
1. «Кто боится неудач, тот ограничивает свою деятельность. Честная неудача не позорна, позорен страх перед ней». (Г.Форд)
2. «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека, а также смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения». (Г.Форд)
3. «Умение обращаться с людьми — это товар, который можно купить так же, как мы покупаем сахар или кофе. И я заплачу за это умение больше, чем за что-либо другое на свете». (Дж. Д. Рокфеллер)
4. «Прежде чем что-нибудь получить, нужно что-то отдать» Когда миллионеры поняли это, пиратский бизнес превратился в предпринимательство, работающее на общество. И такое предпринимательство до сих пор более выгодно». (Н.Хилл)
5. «Секрет удачного выбора сотрудников прост — надо находить людей, которые сами хотят делать то, что вам хотелось от них». (Г. Селье)
6. «Во всем и всегда следуйте старому доброму девизу «Думай сам». (Д. Мерсе)
Приложение 3
«КЛЕРК»
Перед вами 40 пар чисел, состоящих из 3-12 цифр. Вы должны быстро, очень внимательно просмотреть их и в бланке для ответов отметить крестиком (х) номера пар, состоящих из одинаковых чисел.
Оценивается точность работы: вы должны сделать как можно меньше ошибок. Время для анализа информации – 5 минут.
1. |
673958 – |
673958 |
|
21. |
9675439 - |
967555 |
2. |
434678387 – |
445678367 |
|
22. |
456327 - |
456327 |
3. |
2415648 – |
3415638 |
|
23. |
1342 - |
1324 |
4. |
896347189237 - |
896347189237 |
|
24.. |
3628165 - |
363816 |
5. |
12345678 – |
12345678 |
|
25. |
987654 - |
987654 |
6. |
9182736 - |
9182736 |
|
26. |
8237419 - |
8237419 |
7. |
1002030405 – |
1002030405 |
|
27. |
39047512 - |
39047512 |
8. |
56704095 – |
65704095 |
|
28. |
7506780 - |
750578 |
9. |
897 – |
879 |
|
29. |
9991 - |
91999 |
10. |
68923011 |
68823011 |
|
30. |
213415699 - |
213415699 |
11. |
6903401234 |
6903401234 |
|
31. |
90060045 |
900600 |
12. |
2436791 |
2436792 |
|
32. |
333446785 - |
334446 |
13. |
4378 |
4378 |
|
33. |
78591 - |
87591 |
14. |
345 |
543 |
|
34. |
658922 - |
658922 |
15. |
9067841232 |
9067842232 |
|
35. |
525 - |
555 |
16. |
6789012 |
6788812 |
|
36. |
1245627 - |
1245627 |
17. |
290578602378 |
290578602378 |
|
37. |
21564380 - |
2156440 |
18. |
970689102 |
976689102 |
|
38. |
427 - |
427 |
19. |
67768 |
66768 |
|
39. |
3456709 - |
4456709 |
20 |
814329 |
814329 |
|
40. |
46738920 - |
467333 |
Ответы: Номера одинаковых пар: 1,4,5,6,7,11,13,17,20,22,25,26,27,30,34,36,38
Приложение 4
«Затруднительное положение»
Примите решение по каждой ситуации и обоснуйте ответ.
1. Вы – главный менеджер на крупной фирме по производству всемирно известных сигарет. У фирмы имеются многочисленные фабрики по всему миру. Она достигла большого объема продаж. Появилась возможность открыть еще фабрику в одной из стран СНГ, и от вас зависит решение – подписать новый контракт или нет. С одной стороны, строительство данной фабрики обеспечит новыми рабочими местами этот регион, тем самым решится актуальная для этого региона проблема безработицы, с другой – это принесет большой доход вашей фирме. Однако вы, занимаясь производством и продажей крупных партий сигарет, до сих пор не были убеждены в том, что курение вызывает рак. Недавно вам в руки попал отчет об исследовании, в котором была установлена прямая связь между курением и онкологическими заболеваниями. Каково будет ваше решение? Подпишите вы новый контракт или нет? Почему?
2. Вы – менеджер туристической фирмы. К вам пришла женщина, желающая отдохнуть в Греции. У вас же есть горящий тур на Мертвое море в Израиль. У женщины явные проблемы с давлением, одышка. Вы знаете. Сто гипертоникам на Мертвое море ехать противопоказано. Как вы поступите?
3. Вы – менеджер фирмы, выпускающей средства по уходу за волосами. Фирма приступила к выпуску нового шампуня, препятствующего образованию перхоти и эффективного даже при разовом применении. Однако специалист по маркетингу вашей фирмы рекомендует в инструкции на этикетке указать, что шампунь следует применять дважды при каждом мытье головы. Дополнительного эффекта потребитель не получит, но шампунь будет расходоваться в два раза быстрее, и, следовательно, увеличится объем продаж. Что вы предпримите? Почему?
4. Вы – менеджер по персоналу. В вашу фирму пришла молодая способная женщина, желающая стать торговым агентом. Уровень ее квалификации значительно выше, чем у претендентов – мужчин на эту должность. Но прием ее на работу неизбежно вызовет отрицательную реакцию со стороны ряда ваших торговых агентов, среди которых женщин нет, а также может раздосадовать некоторых важных клиентов фирмы. Возьмете ли вы эту женщину на работу? Почему?
Приложение 5
Приложение 5
«Решаем кроссворд»
2 |
|||||||||||
|
1 |
||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
3 |
4 |
|||||||||
2р |
у |
к |
о |
в |
о |
д |
И |
т |
е |
л |
и |
|
|||||||||||
|
1 |
|
|||||||||
|
3 |
||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
Вопросы:
По вертикали: 1. Целевое объединение ресурсов; 2.Степень знаний, владения чем- либо; 3. Основное производственное подразделение промышленного предприятия; 4. Как называется функциональное подразделение, отвечающее за направление денежных средств?
По горизонтали: 1. Основной (штатный) состав квалификационных работников; 2. Лица, которые в силу закона осуществляют управление организацией; 3. Результат производственной, хозяйственной деятельности.
КЛЮЧ. По вертикали: 1. Уровень 2.Организация 3. Цех 4. Финансы.
По горизонтали: 1. Кадры 2. Руководители 3. Продукция
Приложение 6
«Вербальная информация»
Перед вами 40 пар слов и словосочетаний. Вы должны быстро, но очень внимательно просмотреть их и в бланке для ответов отметить крестиком номера пар, состоящих из одинаковых слов и словосочетаний. Оценивается точность работы: вы должны сделать как можно меньше ошибок. Время для анализа информации – 5 минут.
КЛЮЧ: Номера одинаковых пар: 2,5,8,9,10,14,16,20,24
Приложение 7
Оценочная ведомость
Оцениваемые элементы деятельности (максимальный балл) |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
1. Создание фирмы (5 баллов) |
|
|
|
|
2. «Словарь менеджера» (1 термин – 1 балл) |
|
|
|
|
3. «Наш комментарий» (5 баллов) |
|
|
|
|
4. «Клерк» (1 ответ – 1 балл) |
|
|
|
|
5. «Затруднительное положение» (3 балла) |
|
|
|
|
6. «Решаем кроссворд» (1 слово – 0,5 балла) |
|
|
|
|
7. «Вербальная информация» (1 ответ – 1 балл) |
|
|
|
|
Итоговая оценка |
|
|
|
|
Список используемой литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.