Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала
В современной отечественной педагогической психологии проблема свойств личности педагога, определяющих эффективность педагогической деятельности, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения в исследованиях Н.В. Кузьминой и ее школы, А.К. Марковой, С.В. Кондратьевой, Л.М. Митиной и других ученых.
Н.В. Кузьмина выделяет следующие компоненты факторной структуры свойств педагога: личностный, индивидуальный и профессионально-педагогический (профессиональные знания и профессиональные умения).
По А.К. Марковой [9], структура субъективных свойств может быть представлена следующими блоками характеристик: объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания; субъективные характеристики: психологические позиции, мотивация, «Я» - концепция, установки, личностные особенности (Табл. 1).
Таблица 1
Субъективные свойства педагога по А.К. Марковой
Субъективные свойства педагога |
|
Объективные характеристики - Профессиональные знания - Профессиональные умения - Психологические и педагогические знания |
Субъективные характеристики - Психологические позиции - Мотивация - «Я» - концепция - Установки - Личностные особенности |
В разработанной в 1994 году Л.М. Митиной [11] модели личности учителя в контексте той же схемы «деятельность – общение – личность» выделяются пять профессионально значимых качеств, выявляющих две группы педагогических способностей (по Н.В. Кузьминой):
1) Проектировочно - гностические способности: педагогическое целеполагание; педагогическое мышление.
2) Рефлексивно - перцептивные способности: педагогическая рефлексия; педагогический такт; педагогическая направленность.
Как показывает анализ педагогической, психолого-педагогической и психологической литературы, эффективность профессионального становления педагога напрямую зависит от наличия у них определенных способностей, называемых педагогическими. Изучением способностей занимались Н.А. Аминов, Л.И. Божович, В.Н. Дружинин, И.А. Зязюн, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, К.К. Платонов, Б.М. Теплов, М.И. Станкин, В.Д. Щадриков [1; 2; 3; 5; 6; 7; 12; 13; 14; 15].
Педагогические способности- совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. В педагогике принято выделять такие разновидности педагогических способностей, как коммуникативные, перцептивные, эмоциональная устойчивость, динамизм, оптимистическое прогнозирование, креативность.
М.И. Станкин рассматривает следующие профессиональные способности педагога: экспрессивные, дидактические, авторитарные, научно-педагогические, перцептивные, коммуникативные, способности разрешения конфликтных ситуаций, личностные, организаторские, мажорные, психомоторные, способности к концентрации и распределению внимания, гностические, конструктивные [14].
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким [5], который и дал им общие определения:
Н.В. Кузьмина выявила 5 профессионально значимых качеств, которые собраны ею в две группы педагогических способностей:
Большинство отечественных специалистов: физиологов, психологов и педагогов рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания.
Отсутствие педагогических способностей или их сформированность в той или иной степени определяют результативность деятельности педагога. Как считает Н.В. Кузьмина, возможны пять уровней результативности. Первые два наблюдаются при отсутствии педагогических способностей, следующие три отражают их развитие.
Педагогический психолог, А.К. Маркова, выделила 9 групп педагогических умений:
Профессиональные умения также соотносятся с позицией педагога, где профессиональные педагогические позиции – это устойчивые системы отношений к ученику, к себе, к коллегам, определяющие его поведение.
Педагогическая деятельность включает в себя и требования к сформированности отдельных специальных умений:
Уровень профессиональной компетентности педагога определяет его квалификацию или категорию. А.К. Маркова выделяет шесть категорий: стажер, учитель, учитель-мастер, учитель-новатор, учитель-исследователь, учитель-профессионал. Педагогическая деятельность становится эффективной на том уровне профессиональной компетентности, который соответствует категории «учитель». Эффективность деятельности возрастает по мере повышения категории – от учителя к учителю-профессионалу [8].
Переход из одной категории в другую обусловлен профессиональным развитием педагога. Но здесь следует иметь в виду, что существует и другой, неблагоприятный вариант профессионального функционирования. «Встраивание» в традиционную систему может приводить не к развитию, а к регрессу. Как показала Л.М. Митина [10] часть педагогов проходит через три стадии:
Если вместо профессионального развития начинается переход к профессиональной стагнации, эффективность педагогической деятельности снижается.
На становление профессионализма влияют не только индивидуальные особенности педагога, но и особенности окружающей его инновационной среды. Понятие «инновационная образовательная среда» отражает комплекс взаимосвязанных условий, обеспечивающих образование человека, формирование личности педагога с инновационно-творческим мышлением, его профессиональную компетентность.
В Законе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены основные обязанности педагогических работников, в том числе:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию образовательных программ, учебных планов по преподаваемому учебному курсу, предмету, дисциплине, модулю;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности; формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира; пропагандировать здоровый образ жизни;
5) применять педагогически обоснованные формы, методы (методики) обучения и воспитания, обеспечивающие высокое качество образовательного процесса;
6) систематически повышать свою квалификацию, профессиональный уровень и др.
Таким образом, в настоящее время требуется системное осмысление профессионализма педагога XXI в., чтобы ориентировано оценить его место в российском обществе, выявить степень его готовности и модернизации системы образования.
Список
литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.