Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Доступная среда

09.12.2014 1242 2234
Иванова Елена Михайловна
Иванова Елена Михайловна, преподаватель

Осташева Светлана Владимировна
Осташева Светлана Владимировна, преподаватель

Костромской машиностроительный техникум

«…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней,

 найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием

человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…»

В. А. Сухомлинский

 

Актуальной проблемой среднего профессионального образования на сегодняшний день является рост числа студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающихся в специальных (особых) подходах к обучению и воспитанию. Инвалидность у учащейся молодежи создает существенное ограничение их жизнедеятельности, может способствовать социальной дезадаптации, затруднениям в общении, обучении и овладении профессиональными навыками, а также являться социальной проблемой неравных возможностей. Важную роль в решении данной проблемы призвана сыграть сама система среднего профессионального образования, способная создать условия для личностного развития будущего специалиста, формирования его социальных ценностей, обеспечивающих активную, успешную адаптацию и самореализацию в личностной, профессионально-трудовой и социально значимой деятельности. Освоение студентами с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от образовательного учреждения определенных дополнительных мер, средств и усилий (например, разработки специальных программ, технологий, методик и т. д.). Результативность этих мер будет более эффективной при учете закономерностей, задач, сущности процесса социально-педагогической реабилитации таких студентов и специальной организации внеучебной деятельности учреждения.

 

Социально-педагогическая Программа «Доступная среда» предусматривает реализацию комплекса мероприятий для  обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование условий и порядка предоставления услуг в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации с целью интеграции инвалидов с обществом. Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать одни из направлений реабилитации – обучение, образование и трудоустройство.

 

С 2014 года ОГБПОУ «Костромской машиностроительный техникум» активно принимает участие в федеральной программе «Доступная среда». В рамках данной программы в техникуме обучаются студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалиды по специальности слесарь по ремонту автомобилей.

 

Наши студенты выделяются среди сокурсников: они могут быть очень замкнутыми или агрессивными, чрезмерно активными или пассивными. Наблюдая за такими студентами, можно отметить склонность к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности. В процессе обучения у некоторых из них появляются не свойственные им ранее особенности поведения или усиливаются какие-то особенности характера, поведение становится странным, непонятным. Они не успевает фактически по всем предметам. Задача преподавателей найти новые методы работы с такими учащимися, помочь им овладеть основными навыками обучения.

 

Для студентов с ОВЗ мы изменяем способы подачи информации с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Им необходимо предоставление особых условий, а именно: изменение сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Мы применяем рекомендации учебников и образовательных программ, которые нужно принять во внимание при обучении детей с особыми образовательными потребностями и свой опыт работы.

 

В учебном процессе мы используем различные виды деятельности:

  • чередование занятий и физкультурные паузы;
  • предоставление дополнительного времени для завершения задания;
  • использование  заданий, которые требуют минимального выполнения
  • обеспечение копией конспект и т.д.

 

При проведении контроля и оценки знаний создаем атмосферу доверия, доброжелательности, справедливости, объясняем определения критериев оценки их знаний и умений, не резко реагируем на неправильные ответы или действия. Выставляя учащемуся неудовлетворительную оценку, всегда стараемся внушить ему надежду на успех в дальнейшем, поддерживать веру в свои силы, практикуем выставление перспективных, несколько завышенных оценок слабых учащихся.

 

Мы корректируем программы обучения для таких учащихся, метод формирования групп с минимальными требованиями к содержанию образовательного стандарта.

 

В данной статье мы хотим поделиться мыслями о том, как можно добиться лучшей профессиональной направленности в преподавании математики для студентов с ограниченными возможностями здоровья. У студентов с ОВЗ очень низкая математическая подготовка, но интересы все же направлены на избранную профессию, поэтому одним из мотивов, стимулирующих интерес к изучению того или иного вопроса курса математики - это его практическая и профессиональная направленность.

 

В нашем техникуме группа студентов с ОВЗ обучается по профессии «слесарь по ремонту автомобилей». В профессиональном модуле 01.01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» по МДК 01.01. «слесарное дело и технические измерения» очень много задач, при решении которых требуются знания по математике. Процесс обучения математике необходимо построить так, чтобы вызвать у них стремление применять полученные знания и умения, а также в новых условиях добиваться осуществления поставленных задач, уметь отстаивать свою точку зрения, опираясь на знания и жизненный опыт.

 

При обучении математике, слесарного дела и технических измерений для реализации профессиональной направленности используем задачи и вопросы, разработанные совместно. Профессиональный характер может быть заложен в тексте задач или с помощью рисунка, чертежа, схемы и т.д. Задачи с профессиональной направленностью составляются на основе знаний и умений по математике. Они помогают заинтересовать учащихся, позволяют обратить внимание на применение математических знаний в процессе обучения выбранной профессии. Решение задач с профессиональной направленностью способствуют формированию у обучающихся подводить объект под математическое понятие и наоборот умение применять теоретические знания к решению практических задач.

 

Задачи с профессиональной направленностью развивают пространственное воображение, вычислительные навыки и графические умения студентов, расширяют их профессиональный кругозор, формируют умения и навыки при работе с измерительными приборами, таблицами, справочной литературой.

 

Например, в теме «Гибкость металла» для определения длины заготовки, студенты должны вспомнить понятия прямоугольника, окружности, диаметра, действия с целыми числами и десятичными дробями, таблицу умножения.

Это задачи такого плана:

  • «Определите длину заготовки из стальной полосы толщиной 4 мм и шириной 12 мм для кольца с наружным диаметром 120 мм.
  • Определите длину заготовки скобы с закруглениями.
  • Определите длину заготовки без закруглений».

 

В теме «Обработка отверстий» важно уметь решать  линейные уравнения, находить значения функции, знать действия, сложения, вычитания, умножения,

уметь пользоваться линейкой.

Это задачи такого плана:

  • На рисунке приведена номограмма для облегчения расчетов (определение скорости резания и частоты вращения с ее помощью занимает мало времени и прочно усваивается);
  • «Определите частоту вращения сверла, если известны диаметр сверла и скорость резания;
  • Определите скорость резания или частоту вращения сверла, используя заданные параметры».

 

В теме «Нарезание резьбы» проводим практическую работу, в которой студенты знакомятся с понятием цилиндра, его элементами, вспоминают понятия прямоугольного треугольника, гипотенузы, катета, угла, пользуются линейкой и транспортиром. Это может быть такая практическая работа:

«Возьмите цилиндрический стержень и вырежьте из бумаги прямоугольный треугольник, сторона которого равна длине окружности цилиндра. Оберните треугольник вокруг цилиндра так, чтоб сторона треугольника совместилась с окружностью нижнего основания цилиндра; тогда другая сторона треугольника расположится по образующей, а гипотенуза образует на поверхности цилиндра винтовую линию. При этом сторона треугольника составляет шаг винтовой линии, гипотенуза длину одного витка, а угол – угол подъема винтовой линии. При выполнении практической работы студенты знакомятся с понятием цилиндра, его элементами, вспоминают прямоугольный треугольник».

 

Опыт работы со студентами, имеющими инвалидность, говорит о том, что существуют эффективные пути компенсации дефекта, одним из которых является социально-педагогическая реабилитация. Она приобретает все большее значение в рамках общего реабилитационного процесса. Порой из таких студентов получаются прекрасные рабочие, способные выполнять производственные задания с высоким качеством. Они не претендуют на дальнейшее образование, но в жизни они состоялись. Это большая заслуга и самих студентов и коллектива мастеров и преподавателей нашего техникума.

 

Список литературы

  1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности Текст. / Л.И. Божович. М.: Директ-Медиа, 2008. - 612 с.
  2. Борисова, Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект Текст.: автореф. дис. . д-ра психол. наук / Е.М. Борисова. М., 1995. -34 с.
  3. Будаева, Г.С. Социальная адаптация инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в современном российском обществе (На материалах Республики Бурятия) Текст.: автореф. дис. . кан социол. наук / Г.С. Будаева. Улан-Удэ, 2005. - 23 с.
  4. Буякас, Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением Текст. / Т.М. Букаяс // Вестник Московского унтиверситета. 2000. - № 2. - С. 62-70.
  5. Вачков, И.В. О проблеме образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов Текст. /
  6. Вербицкий, A.A., Платонова, Т.А. Формирование профессиональной мотивации студентов Текст. / A.A. Вербицкий, Т.А. Платонова. -М.: Просвещение, 1986. 123 с.
  7. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология Текст. / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
  8. Данилюк, JI.E. Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья Текст.: автореф. дис.  канд. соц. наук / JI.E. Данилюк. Москва, 2011. - 20 с.
  9. Письмо Министерства образования РФ от 25.03.1999 № 27/502-6 «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования» Электронный ресурс. М., [200-]. - Режим доступа: http: // www.jurizdat.ru. - Загл. с экр.
  10. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» Электронный ресурс. М., [200-]. - Режим доступа: http: // www.jurizdat.ru. - Загл. с экр.
  11. Приказ Министерства образования от 12.11.2003 № 4206 «О совершенствовании профессионального образования инвалидов» Электронный ресурс. М., [200-]. - Режим доступа: http: // www.jurizdat.ru. - Загл. с экр.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*