Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в современном профессиональном образовании

19.11.2024 15 15
Ленчевская Татьяна Тимофеевна
Ленчевская Татьяна Тимофеевна, преподаватель

Савинов Юрий Александрович
Савинов Юрий Александрович, преподаватель, к.и.н

Белебеевский медицинский колледж

Несмотря на четкое разделение понятий «электронного обучения» и «дистанционных технологий» в Федеральном Законе«Об образовании», эти термины часто применяютсякак синонимы. На самом деле, электронное обучение не обязательно дистанционное. Первое обязательно подразумевает использование в образовательном процессе баз данных, информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей. Второе же понятие предполагает взаимодействие студента и преподавателя в различных формах и видах на расстоянии.

Электронное обучение (ЭО) – это технология обучения, основанная на использовании средств вычислительной техники и систем передачи данных для представления и доставки знаний, поддержки взаимодействия обучаемого и обучающего, а также контроля знаний. То есть, ЭО – это обучение с использованием ПК и электронных образовательных ресурсов.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства – будем подразумевать ПК: электронные учебники, тесты, статьи, видеофильмы, интерактивные модели, виртуальные лаборатории, редакторы текстов, презентаций, учебные системы автоматизированного проектирования, цифровые энциклопедии и словари, справочники и др.

Таким образом, дистанционная технология обученияна современном этапе – это следствие развития электронного обучения, совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий [4].

Однако основная его характеристика состоит в возможности осваивать учебный материал с помощью «реальных», «живых» преподавателей, находясь на любом расстоянии от них.

Существуют пять видов дистанционного обучения:

1) Курсы на основе «кейс-технологий» и средств ИКТ. Средством связи в данном случае является электронная почта и факсимильная связь. Обучаемые по электронной почте получают учебные материалы и отсылают письменные отчеты и результаты самостоятельно выполненных практических работ и заданий.

2) «Вещательные» курсы. В процессе обучения используются учебные телепередачи, которые интегрируются в учебное расписание очных курсов, таким образом, дополняя учебные программы. В качестве обратной связи используются каналы электронной почты, по которым обучаемые получают помощь преподавателей и передают отчетные материалы.

3) Учебные телеконференции и видеоконференции. Эти два вида конференций часто объединяются в учебном процессе: телеконференции используются на начальных этапах учебной деятельности для трансляции теоретического материала, аудио- и видеоконференций, для семинарской или проектной работы в небольших группах. Обучаемые работают над своими проектами, а с помощью конференций собираются вместе для демонстрации отчетов, их обсуждения, координации учебной и исследовательской деятельности, получения консультации со стороны преподавателя и пр.

4) Курсы на основе компьютерных обучающих систем. С электронными учебными изданиями, как правило, входящими в учебно-методический комплект и состоящими из учебника, учебных планов, дидактических материалов, обучающийся может работать автономно на своем компьютере или непосредственно в сети Интернет. Для осуществления обратной связи широко используется электронная почта и видеоконференции.

5) Интернет-курсы. В данном случае дистанционное обучение организовано в среде Интернет с использованием интерактивных Web-учебников, электронной почты, списков рассылки, чатов и видеоконференций для осуществления обратной связи, компьютерных моделей и симуляций.

В настоящее время научное и педагогическое сообщества делят дистанционные образовательные технологии на следующие виды:

  • кейс-технологии;
  • сетевые технологии;
  • информационно-спутниковые технологии.

Первый вид технологий включает методы и приемы, направленные на формирование и решение практических ситуаций самостоятельно и с помощью педагога.

Второй вид ориентирует слушателей на использование электронных программ обучающего характера.

Третий вид технологий дает возможность передавать данные и взаимодействовать преподавателям и обучающимся в реальном времени (просмотр видео- и аудиотрансляций, участие в вебинарах и конференциях, общение по электронной почте, в социальных сетях и форумах) [6].

Как и стандартные образовательные программы, программы дистанционного обучения регулируются нормативно-правовыми актами в сфере образования. Вместе с тем существуют и узконаправленные приказы, ориентированные исключительно на эту сферу.

Программы дистанционного обучения

Порядок организации дистанционного обучения регламентирован приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Согласно этому приказу дистанционные образовательные технологии (ДОТ) могут применяться при реализации как основных, так и дополнительных образовательных программ [2]. Таким образом, ДОТ используются в:

  • основных общеобразовательных программах (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования);
  • основных профессиональных образовательных программах (среднего профессионального, высшего образования);
  • основных программах профессионального обучения (профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации);
  • дополнительных образовательных программах.

Формы дистанционного обучения

Согласно статье 17 Федерального Закона «Об образовании» обучение в образовательных организациях осуществляется в одной из трех форм: очной, заочной или очно-заочной[1]. Каждая из этих форм предполагает использование ДОТ, поэтому сопоставлять заочное и дистанционное обучение в корне неверно. ДОТ позволяют реализовывать инновационные методы во всех формах обучения.

Существует множество форматов дистанционного обучения. Наиболее распространенные из них:

  1. чат-занятия;
  2. веб-занятия;
  3. онлайн-конференции.

Однако на этих трех видах перечень не заканчивается. Например, компания ActiveLearning предлагает целую Энциклопедию форматов онлайн-обучения, в которой указано 22 наиболее эффективных формата. Перечислим для примера некоторые из них:

  • диалоговый тренажер;
  • массовые открытые онлайн-курсы;
  • видео-лекция;
  • обучающая игра;
  • бизнес-симуляция;
  • подкастинг;
  • интерактивный кейс;
  • анимированная инфографика;
  • скрайбинг;
  • слайдовый курс.

Все указанные форматы эффективно совмещают звуковой, видео- и графический формат для максимального погружения студента в учебный материал.

Преимущества и недостатки дистанционного обучения

К основным преимуществам дистанционного обучения следует отнести:

- возможность обучения в индивидуальном темпе, самостоятельно определяя время и скорость изучения дисциплин;

- мобильность:процесс взаимодействия с педагогом осуществляется при необходимости и по конкретному вопросу;

- технологичность:использование в образовательном процессе современных и актуальных технологий;

- социальное равноправие:предоставление равных возможностей получения образования вне зависимости от пола, возраста, национальности, места проживания, состояния здоровья и т.д.;

- творчество:комфортные условия для творческого самовыражения каждого студента;

- объективность:разнообразные формы контроля позволяют оценить знания студента с разных сторон, а их количество позволяет осуществлять промежуточную аттестацию в автоматическом режиме.

Несмотря на многочисленные положительные моменты применения ДОТ, имеется ряд недостатков:

- не все обучающиеся владеют навыками самостоятельной работы;

- неумениеобучающегосярационально организовать свою учебную деятельность, распределить учебное время и изучаемый материал;

- дорогостоящее оборудование для организации ДОТ (ПК, ноутбук, выход в интернет и т.д.) [5].

Внедрение в современную систему среднего профессионального образования ДОТ позволяет студентам приобретать ИКТ компетентность: умение использовать информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности, осуществлять поиск, анализ и оценку информации и сформировать у них навыки профессионального общения на всех уровнях.

Литература

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. // Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/71770012/paragraph/1:0 (Дата обращения: 25.05.2022)
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/267:0 (Дата обращения: 25.05.2022)
  3. ИбрагимовИ.М.Информационныетехнологииисредствадистанционногообучения: учебное пособие для вузов. / И.М.Ибрагимов; под ред. А.Н. Ковшова. –М.:Академия,2007. – 330 с.
  4. Карманова Е.В. Дистанционное образование в условиях компетентностного подхода: монография / Е.В. Карманова. – М.: ФЛИНТА, 2017. – 159 с.
  5. Лагуткина О.А. Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования. [Электронный ресурс] // Мультиурок. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/distantsionnoie-obuchieniie-v-sistiemie-sriedniegh.html (Дата обращения: 25.05.2022).
  6. Организация дистанционной подготовки в образовательном учреждении: методическое пособие. / Отв. ред. Н.Н. Лузанова. – СПб: Экспресс, 2013. – 231 с.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в современном профессиональном образовании




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*