Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала«Выработка у юного поколения способности чувствовать и понимать утилитарное и эстетическое начало декоративно-прикладного искусства, квалифицированно пользоваться ими, имеет огромное значение для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.»
Учащиеся на уроках изобразительного искусства знакомятся с современными традициями росписи русской матрешки Полховского Майдана, Семенова, Загорска, а также с элементами, характерными для каждого вида росписи, с их цветовыми решениями. Каждый имеет возможность рассмотреть традиционную матрёшку у себя за партой. Но главная цель заключается в самостоятельном составлении эскиза матрёшки и росписи деревянной заготовки каждым учеником.
Декоративный язык близок и понятен уровню развития младшего школьника, а выполнение объемно-пространственной росписи на заготовке раскрывает широкие возможности в сознательном освоении особенностей прикладного искусства в целом.
«Мир без чудес – чёрно-бел», - поётся в детской песне. Прикосновение к прекрасному миру декоративно-прикладного искусства – настоящее чудо, особенно когда оно созвучно с возрастом ребят. Их день сегодняшний – грань между вчерашним, где были куклы и машинки, погремушки и матрёшки, и взрослым завтра с новейшей электроникой, сложной механикой современного быта и производства. Наша задача, чтобы в это своё взрослое завтра каждый ученик смог внести умение эмоционально переживать, размышлять о социальной роле искусства, смысле жизни, добре и зле.
Своеобразие
подачи образов, тёплый юмор, глубокая жизнерадостность, декоративная
цветистость – эти качества популярной матрёшки возникли в начале 20 в. В
Сергиевом Посаде. Полагают, что первые матрёшки – имеется в виду сам принцип
построения игрушки – были привезены из Японии писателем И. А. Гончаровым в
середине прошлого века, однако более вероятным является то, что матрёшки попали
в Россию после русско-японской войны 1904-1905 гг. с возвращавшимися из плена
русскими моряками и солдатами.
На уроке по
теме «Составление эскиза росписи матрёшки» ставятся цели и задачи: продолжение
знакомства с видами декоративно-прикладного искусства. Анализ художественных
особенностей произведений народных мастеров. Обязательное привлечение к беседе
– рассказу детей с выявлением их представления и раннего знакомства с русскими
матрёшками, осмыслением национального декоративного искусства. Ознакомление с эскизной
работой как подготовительным этапом в прикладной деятельности учащихся.
Дети приносят на урок различные матрёшки. Из них достаточно легко подобрать комплект для урока, разобрать по промыслам и расставить по вариантам: по одной-две на парту.
В ходе урока проводится беседа – познавание красочного мира народного искусства. Удивительные предметы и их весёлая роспись переносят ребят в мир сказки. Дети, знакомясь с различными предметами декоративно-прикладного искусства, узнаю, что такое узор, силуэт, композиция. Внимание акцентируется на форме матрёшек, на их различии по типажу и росписи в зависимости от мест традиционного промысла.
Когда-то давным – давно в России, где ещё не было специальных фабрик детских игрушек, в деревнях и посадах городов мастерили детские потешки. Их лепили из глины, обжигали в печах, резали из дерева, мастерили из бересты и соломы. Про них теперь рассказывают сказки и легенды.
В разных местах большой нашей страны, в основном в местностях к северу и востоку от Москвы игрушки привыкли делать по-своему. Конечно, любой из вас назовет известные всем народные игрушки.
- Вот изделия филимоновских мастериц: медведь, смотрящийся в зеркало, свистулька-петушок, корова, олень.
- А это дымковская барышня. Какой у нее яркий наряд, она тоже из глины, как и филимоновская.
- А богородскую резную деревянную игрушку кто из вас видел?
- Я! И я тоже!
- Матрёшки! Матрёшки! Какие все разные! – подхватывают все ребята.
- Нарядную, добродушную матрёшку не спутаешь ни с какой другой игрушкой. Думаете, матрёшки, эти юные Матрёны, были всегда? Нет, оказывается, первая Матрёшка-Матрёна была сделана по эскизам художника Сергея Малютина в конце прошлого века. Выточил её из дерева мастер Василий Звёздочкин. В неё входило семь фигурок, и самая большая, симпатичная девушка Матрёша с петухом в руках так понравилась всем, что игрушку назвали матрёшкой. Русская матрёшка родилась в старинном и знаменитом в русской истории Сергиевом Посаде, где даже создан музей русской игрушки.
Давайте внимательно посмотрим на них. Видите, а матрёшки – то все разные! Не в одном Сергиевом Посаде они сделаны! Есть сегодня гости из двух посёлков Горьковской области: Полховского Майдана и Семёнова. Ни формой, ни цветовой гаммой в росписи, ни узорами на переднике они не похожи друг на друга. Взгляните: у гостьи из Полховского Майдана нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Краски покрывают фигуру отдельным яркими цветами. Узоры на переднике имеют свои названия: «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград».
А семёновская матрёшка в правой руке держит большой букет цветов, в котором собраны колокольчики, рябинки, розаны и травки.
Сегодня и на
следующем уроке мы будем любоваться и изучать особенности росписи матрёшек.
Для начала выполним кистевой эскиз на бумаге: контур матрёшки без карандаша, разделение по элементам – платок, абрис (контур) лица, передник юбка.
Выполняется эскиз по рядам:
1-ый ряд – семёновская,
2-ый ряд – загорская (из Сергиева Посада),
-ый ряд – полхов-майданская.
Эскиз рисуем крупно, ярко, но упрощённо.
Полховский Майдан – это название села. «Майдан» очень старинное слово, и означает оно «сборище людей». А Полховка – это река, на которой стоит село. Вот и получается: сборище на Полховке – Полховский Майдан… Эти сведения из красиво оформленной рисунками Т. Мавриной книжки-альбома «Тарарушки-тарарушки – это русские игрушки» (Т.Маврина, А. Рогов).
Образный рассказ о матрёшках помогает детям работать в атмосфере русского фольклора.
Предлагается обратить особое внимание на симметричность в росписи деталей загорской матрёшки, а также на равновесие несимметричного мотива в узорах передника полхов-майданской и семёновской матрёшек.
После выполнения живописного эскиза дети приступают к знакомству с составлением карандашной подготовительной работы на деревянной заготовке по элементам. Учатся держать заготовку в руке, плавно поворачивать её. Продолжая работать в варианте своего ряда, намечают карандашом элементы росписи: овал лица матрёшки, платок, форму передника.
Последнее, что выполняют дети на этом уроке, - частичная гуашевая пропись платка.
Обязательно проводится сравнительный анализ работ учащихся и сообщается, что на следующем уроке они продолжат роспись своей матрёшки.
На следующем уроке продолжается роспись деревянной матрёшки с использованием растительного орнамента.
Финал
занятия – готовое, расписанное гуашью изделие – матрёшка.
Цели и задачи занятия: создать представление о связи формы изделия с узором в росписи при соблюдении народных традиционных стилей. Знакомить учащихся с приёмами верховой росписи (лессировки) на простейших полхов-майданских, семёновских и загорских матрёшках. Совершенствовать навыки и приёмы работы мягкой кистью.
В начале урока ещё раз напоминается о художественных особенностях матрёшек разных промыслов. Учитель рассказывает о матрёшках:
- Матрёшки – русоголовые и темноволосые девочки в праздничных сарафанах. Головки повязаны платками. В руках у некоторых (семёновских) больше букеты незамысловатых цветов. Вокруг старших их сёстры, мал мала меньше. Множество семей пожаловало второй раз на наши занятия. Теперь, любуясь на них, мы их оденем: распишем красивыми узорами стоящие перед ними заготовки.
Подумать о цвете и узорах в росписи у вас было достаточно времени. Теперь вспомним, как держать деревянную заготовку. Кто нам покажет?
Левая рука осторожно, но крепко придерживает её большим пальцем снизу и средним сверху. Матрёшка аккуратно поворачивается по мере росписи. Помогаем правой рукой. Так мы сможем постепенно писать красками по всему объёму заготовки.
Большой кистью будем работать мягко, покрывая большие поверхности гуашью. В росписи сначала выводится узор на подфоне передника. У матрёшки и лицо не нарисовано, и руки, а «шиповник», «колокольчики», «виноград» или «рябинки» с «розами» уже готовы.
В росписи используем приём наложения одного цветового слоя на другой и очерёдность нанесения слоёв. На прошлом уроке мы протонировали самой светлой жёлтой гуашью передник матрёшки. Далее будем комбинировать другие цвета: перекрытый ярко-красным или алым жёлтый цвет станет более интенсивным. Так же точно жёлтый в соединении с синем даёт яркую зелень. Как это у нас получается?
Малой тонкой кистью наметим поле передника – крупный стилизованный цветок, закомпонуем вокруг него причудливое, но равновесное окружение семёновского и полхов-майданского мотивов.
У загорских матрёшек легко намечается и прописывается несложный геометрический орнамент из полосок и смещённых скрещивающихся мазков. Для выполнения пятен – «кругляшей» можно воспользоваться тычком.
Смело и сочно прописываются юбки, сарафаны, а у загорского варианта и контур – ободок подставки.
Роспись черт лица матрёшки – это тонкая работа, доступна только кисти с очень мягким волосом.
- Орнамент одежды оформляем «кругляшами» в полосе не только передника, но и на платке.
- Волосы русые, лицо улыбчивое. Цвет одежды глубоко контрастный: нарядный русский сарафан с отделкой, на тёмно-зелёном фоне платка оранжевые «кругляши» - горошек.
- Семёновские – лицом взрослее. У них глаза светлые, а брови со строгим, подчёркнутым изгибом. Гладкие волосы, выглядывающие из-под платка, разобраны на прямой ряд. Расцветка передника пёстрая, в правой руке большой букет. Цвета нежные, к ним надо присмотреться: светло-зелёный, прозрачный розово-алый, бледный фиолетово-синий.
- А матрёшки Полховского Майдана самые яркие, с капризными, чуть чопорными лицами. Волосы, обрамляющие лицо, уложены в замысловатые колечки. Интересно, что у неё нет платка с завязанными концами, как у других матрёшек. Его иногда заменяет лёгкий свободный бантик с острыми концами.
Целесообразно дать возможность учащимся самостоятельно проанализировать выполнение росписи в целом.
Необходимо, чтобы с самого начала работы над росписью ученики знали, что результаты их созидательной деятельности не будут выброшены в корзину. Лучшие войдут в экспозицию выставки.
Не нарушая сказочного ритма, как и в начале, урок завершается в игровой форме. В построении финала урока помогает рассказ из книги-альбома Т.Мавриной: «И летом, и зимой, когда случаются солнечные дни, весь Полховский Майдан выносит сушить раскрашенные игрушки на воздух. Летом у пруда. А зимой раскладывают прямо на снегу фанеру, бумагу, холсты и на них всё расставляют. Снег белый, а игрушки, как полыхающая радуга – малиновое в них, зелёное, синее, жёлтое, алое. Всё такое жаркое, как будто нет никакой зимы, как будто прогнали её люди, вырастив эти дивные цветы. И в заснеженных садах они, и над замерзшей речкой Полховкой, и во дворах.
Снег и цветы – вот какое чудо! Говорят, что, когда поблизости никого нет, игрушки начинают даже водить хороводы и тихо поют. Вот уж праздник получается!»
Выходят ребята с урока, оставляя матрёшку и частичку своего детства на белой подставке возле доски. Улыбки их светлы, а в ребячьих глазах чуть-чуть видна грусть: жаль расставаться с творением своих рук. Но мы знаем – впереди у них много ещё встреч с прекрасным и мудрым творчеством русского народа.
На уроке решались не только задачи эстетического воспитания и образования школьников. Нравственно и полезно завершать работу в целом: видеть наглядно итог своего труда.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.