Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Из опыта преподавания иностранного языка в медицинском техникуме. Профессионально ориентированное обучение

11.10.2024 36 37
Процюк Ирина Павловна
Процюк Ирина Павловна, преподаватель

Ачинский медицинский техникум

В любой стране мира вы, несомненно, услышите речь на английском языке. Английский - это язык культуры, науки, технологии, торговых и деловых  отношений  и, конечно, язык медицины. Международные медицинские конференции проводятся на английском. Большинство медицинских журналов, учебников, онлайн ресурсов предоставляются нам  также на английском языке.

Знания языка позволяют медицинскому работнику получать доступ к образовательным материалам, к актуальной и полной информации в области медицины.

С.П.Боткин, знаменитый русский врач, еще в 19 веке высказал такую мысль: «Знание современных языков играет важную роль в интеллектуальном и человеческом обогащении специалистов-медиков». В современную эпоху специалист должен хорошо знать хотя бы один иностранный язык, потому что взаимопонимание между народами играет огромную роль для мирного научного и практического сотрудничества. Без знания иностранного языка международное совместное взаимодействие  почти невозможно.

Каждый преподаватель иностранного языка, работающий в учебном заведении среднего профессионального образования медицинского профиля, сталкивается с проблемой, как донести и обосновать важность изучения иностранного языка, в частности английского, для студентов техникума или колледжа. В то же время, и студент-медик часто задает себе вопрос: а насколько необходимо изучать английский, и пригодится ли он в дальнейшей профессиональной деятельности.

Иностранный язык  (английский) –  важная составная часть гуманитарной подготовки специалиста. На занятиях по английскому языку в медицинском техникуме, согласно Федеральному Государственному стандарту, студенты – медики изучают основы делового английского языка, профессиональную лексику и терминологию. Студенты  овладевают навыками чтения литературы по специальности для получения медицинской информации, закрепляют навыки ведения беседы на иностранном языке в пределах тем, связанных с будущей специальностью, а также развивают диалогическую и монологическую речь.

Приобретение коммуникативных навыков является основной целью обучения иностранному языку в техникуме. Коммуникация в различных  профессиональных условиях и ситуациях (в стационаре, в палате, на приеме у врача, в аптеке, в поликлинике) играет важную роль в подготовке специалиста-медика.  Умение общаться необходимо будущему фельдшеру или медицинской сестре. Студенту-медику еще на этапах обучения в техникуме следует проявлять терпение  и настойчивость в освоении знаний в области медицинского английского. А в дальнейшей профессиональной деятельности  для будущего специалиста необходимо уметь активизировать свои знания в ситуациях, предполагающих применение английского языка (разобраться с инструкцией к медицинскому оборудованию, ответить на вопросы иностранного пациента, перевести инструкцию к лекарству, заполнить необходимую медицинскую   документацию на английском языке).

Обучение медицинскому английскому в техникуме основывается не только на коммуникативном подходе,  но и на межпредметных связях, с помощью которых достигается внедрение профессионально- направленной компетенции в процесс обучения.

Потребность  и способность к саморазвитию в области иностранного языка становятся особенно важными, так как самостоятельность не является врожденным качеством человека. Бытует знаменитое высказывание о том, что научить иностранному языку нельзя, ему можно научиться. Преподаватель не может импортировать свои накопленные знания студентам в готовом виде. Студенты должны проделать последующую работу по усвоению полученной информации. Понимание цели задания, применение приемов рациональной учебной деятельности ведет к внедрению принципа сознательности в организации учебного процесса на занятии. Использование различных средств обучения, схем, плакатов, таблиц, опор (мультимедийная презентация, звукозапись, план-пересказ, образцы диалогов и монологов, обучающие фильмы и ролики) создают больше возможностей для отработки и активизации языкового материала, помогают преодолевать трудности при его усвоении.

Однако, при изучении английского языка в техникуме трудности присутствуют, потому что процесс изучения иностранного языка является сложным, многосторонним, требует терпения и усилий. Наличие трудностей при изучении языка у студентов-медиков можно объяснить следующими причинами:

  • недостаточный уровень школьных базовых знаний по иностранному языку;
  • неполное представление о применении английского языка в будущей профессиональной деятельности (нет осознания четких целей);
  • отсутствие способности к изучению английского языка (трудность в изучении);
  • погружение в достаточно сложный материал медицинского английского;
  • трудности в работе с большим объемом учебного материала (восприятие, запоминание);
  • страх ошибиться, неспособность выразить свое мнение (языковой барьер);
  • недостаточная мотивация для изучения дисциплины.

Преодоление всех имеющихся трудностей при изучении английского языка студентами-медиками – основная задача, которая стоит перед преподавателем. Необходимо создавать такие психолого-педагогические условия, при которых у студентов появится желание и заинтересованность изучать английский язык. Преподаватель должен помочь каждому студенту приобрести уверенность в их силах, увлечь, пробудить интерес, включить каждого студента в процесс занятия, независимо от уровня подготовки.

Еще на первых занятиях в техникуме необходимо объяснить студентам-медикам о важности изучения английского языка, привести примеры применения языка в профессиональной деятельности, отметить его международное значение, соотнести язык с будущей специальностью.

Важной задачей, которая стоит перед преподавателем, является мотивация студентов, поиск таких средств, способов и методов обучения, которые бы раскрывали творческий потенциал, способности и познавательную активность студентов, интерес к изучению английского языка. Решению этой задачи способствуют активные методы обучения, мотивирующие студентов к саморазвитию, самостоятельной и творческой деятельности.        Деловые и ролевые игры, дискуссии, конференции, реальные жизненные и профессиональные ситуации, круглые столы, бинарные занятия, междисциплинарные олимпиады, проекты, презентации, составление аннотаций к учебным фильмам медицинской направленности могут быть эффективно использованы на разных этапах учебного процесса.

Одним из наиболее занимательных, полезных и познавательных является метод проектов, который активизирует саморазвитие и творческую деятельность студентов. Поиск и отбор необходимой для проекта информации студенты выполняют самостоятельно или с помощью преподавателя, что помогает лучше ориентироваться в информационном пространстве. Преподаватель направляет деятельность обучающихся, в зависимости от вида проекта (практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий или ролевой проект).Проекты студентов могут быть представлены в виде  различных продуктов мультимедийных презентаций, эссе, театрализации, игры, произведения изобразительного искусства, видеофильма, схемы, плаката, таблицы. Защищая свой проект, студенты учатся развернуто и аргументированно реагировать на поставленные вопросы, отстаивать свое мнение, правильно воспринимать замечания товарищей и оценивать результаты групповой или коллективной работы над проектом. Проектная деятельность, как и другие активные формы и методы работы, направлена на создание благоприятного эмоционально-психологического климата на аудиторных, внеаудиторных  занятиях по английскому языку, а также  кружка и развивают устойчивый интерес к овладению английским языком.

Выполнение интерактивных упражнений с применением современных технических средств обучения необходимо для усвоения студентами специальной медицинской терминологии: медицинских терминов и выражений, названий органов и систем организма человека, названий заболеваний, симптомов, лекарственных форм. Интерактивность – это взаимодействие всех участников процесса обучения, которое основывается на развитии коммуникативных навыков.

Работа над учебными фильмами различной медицинской тематики обеспечивает аутентичность материала. Интерактивность помогает получать актуальную информацию, создает реальные ситуации общения. Составление аннотации к учебным фильмам является очень полезным видом деятельности для развития навыков устной речи и сотрудничества студентов в парах или группах. При составлении аннотации можно использовать следующий план:

  1. Название учебного фильма/Title
  2. Основная тема (проблема)/ Maintheme (problem)
  3. Ключевые слова/ Key words
  4. Область медицины/ Field of medicine
  5. Действующие лица (если имеются)/ Maincharacters
  6. События происходят в…/ Event takes place in…
  7. Краткое изложение (3-4 предложения)/ Whatisthisfilmabout…
  8. Вывод (цель создания фильма)/ Conclusion

Студентам обычно нравится работать с составлением аннотации, так как, имея план, им легче составлять описание учебного фильма. Аннотация имеет законченную структуру (план), цель работы становится понятной, поэтому студенты  внимательнее относятся к деталям при просмотре фильма и выполнению задания.

Ситуационные задачи, основанные на межпредметных связях, также помогают овладению лексикой и терминологией медицинского английского языка. Установление правильной последовательности действий в экстренной ситуации, задания на поиск эквивалентов или на соответствия утверждениям (верно/неверно), выбор основной информации из текста – моделируют будущую профессиональную деятельность. Ситуационные задачи побуждают студентов правильно реагировать на различные ситуации посредством иностранного языка, расширяют сферу применения знаний.

Процесс обучения иностранному языку в медицинском техникуме строится с учетом следующих общих дидактических и методических принципов:

  1. Принципы сознательности, научности и доступности;
  2. Проблемная и практическая направленность обучения;
  3. Связь с будущей профессиональной деятельностью;
  4. Принцип интерактивности.

Применение разнообразных видов учебной  деятельности с целью формирования и развития навыков говорения, аудирования, чтения и письма, способствует активизации мыслительных способностей студентов и развитию мотивации; реализации положений личностно-ориентированного, дифференцированного и коммуникативного подходов к обучению; повышению информативности и интенсивности учебного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беленкова Г.А. Профильно-ориентированное обучение английскому языку студентов медицинских ССУЗов - Вестник Камчатского политехнического техникума 2010, №. 3.
  2. Гутарева Н.Ю. Основные вопросы профессионально-ориентированного обучения английскому языку в неязыковом вузе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.englishteachers.ru//forum.
  3. Попов М.А. Профессионально направленное обучение иностранному языку // Специалист. – 2013. – № 4.
  4. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
  5. Казначеева С.Н. Студенческий возраст и организация познавательной деятельности: дайджест // Психология обучения. – 2007. – № 5.
  6. Чурилов Л.П. Английский язык для медиков / Л.П. Чурилов, С.Г. Ханикатт, У.Дж. Скоггинса. – СПб., 2012.
  7. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М.: ИКАР, 2011. 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Из опыта преподавания иностранного языка в медицинском техникуме. Профессионально ориентированное обучение




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*