Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Повышение осознанности обучающихся в вопросах ценности здоровья и здорового образа жизни путем акцентирования внимания на вопросах профилактики при преподавании спецдисциплин

11.09.2024 61 65
Малахова Анна Олеговна
Малахова Анна Олеговна, преподаватель

Миасский медицинский колледж

Здоровье – великая ценность, главная в жизни, один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из условий успешного социального и экономического развития. Понятие «здоровье» многогранно: одни определяют его как отсутствие болезни, другие - как качество приспособления организма к условиям внешней среды.

По определению ВОЗ, это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков. Отечественными учеными предложены более конкретизированные определения. Академик В.П. Казначеев дает следующее определение: «Состояние здоровья индивидуума можно определить как процесс сохранения и развития психических, физиологических и биологических функций, его оптимальную трудоспособность и социальную активность при максимальной продолжительности жизни.» По Г.И. Царегородцеву: «Здоровье – это состояние гармонической саморегуляции и динамического равновесия со средой, совокупность психосоматических состояний организма, обеспечивающих возможность оптимального функционирования человека в разнообразных сферах его жизни.» [2]

 Согласно подавляющему большинству исследований, здоровье как ценность занимает лидирующее место в системе жизненных ценностей. Эту величайшую ценность, этот дар нужно оберегать, сохранять и преумножать. А беречь его, как говорится, надо «с молоду»…

Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) известны всем, так как привитие навыков личной гигиены, правильного питания, закаливания ощущаем с раннего детства. Семья, детский сад, телерадиоканалы в разной доле оказывают влияние на воспитание и формирование правильного образа жизни, являющегося залогом здоровья. Повзрослев, студенты учебных заведений уже осознанно подходят к вопросам образа жизни, особенно это касается студентов медицинских учебных заведений, ведь их будущая профессия напрямую связана с влиянием на устранение или уменьшение факторов риска, ведущих к различным заболеваниям. Таким образом, осознав важность соблюдения всех правил и норм образа жизни, они должны уметь пользоваться этими знаниями и стремиться поддерживать определенные навыки в окружающем обществе, особенно у подрастающего поколения. Поэтому целесообразно агитировать студентов на проведение образовательных и познавательных профилактических мероприятий в школах и детских садах. Это повышает оценку важности их роли, как будущих медработников, в привитии и формировании здорового образа жизни у будущего поколения, укрепляет их знания и мотивирует на образцовое ведение образа жизни, так как формируется осознание себя как образца, эталона поведения.

Но при всем понимании вопроса формирования осознанности обучающихся в вопросах ценности здоровья и здорового образа жизни, наблюдения показывают, что большинство из них  не имеют твердой жизненной установки на ведение здорового образа жизни при всем понимании его пользы. Прослеживается противоречие интуитивного понимания значения здоровья во всем многообразии его проявлений и реального отношения к соблюдению его составляющих. Например, на занятии мы говорим о здоровом рациональном сбалансированном питании, а на перемене перекусываем всухомятку фаст-фудами и чипсами. Или, мы обсуждаем последствия гиподинамии и игнорируем занятия физкультурой, находя массу причин. Уже не говоря о растущем проценте пристрастившейся к вейпам молодежи. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания, мотивации и заинтересованности.

Несомненно, здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая все составляющие понятия «здоровье», но здоровье каждого отдельного человека в совокупности определяет здоровье общества.

Через соблюдение ряда несложных правил и осознание их пользы для нашего здоровья,  мы должны мотивировать подрастающее поколение  на важность здорового образа жизни. Ведь здоровье необходимо не только индивиду, но и обществу в целом.

Спецдисциплины в медицинских образовательных учреждениях наилучшим образом подходят в качестве плацдарма для формирования и повышения осознанности в вопросах ценности здоровья как в личных интересах, так и в обществе в целом. В ходе изучения дисциплины «Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению» можно проследить совокупность выявляемых факторов риска развития неинфекционных заболеваний на организованных мероприятиях (медосмотры и диспансеризация), указав на важность выявления их на стадиях скрытого латентного периода.  Дальнейшее изучение дисциплины «Сестринское дело в терапии» позволяет связать выявленные ранее  и неустраненные факторы риска с заболеваниями и осложнениями.

Для изучения мнения обучающихся о повышении осознанности в вопросах ценности здоровья и здорового образа жизни в ходе обучения в колледже, проведено мини-анкетирование, включающее следующие вопросы:

  1. Изучив влияние факторов риска на состояние здоровья, я осознанно отказываюсь от некоторых слабостей/привычек.
  2. Будучи студентом медицинского колледжа, я более компетентно подхожу к вопросам здорового образа жизни и его пропаганде среди знакомых и родных.
  3. Кому, как не студентам медицинских колледжей необходимо прививать правила здорового образа жизни среди подрастающего поколения (школы, детские сады).
  4. На спецдисциплинах достаточно полно/четко раскрыта тема влияния негативных факторов на здоровье человека.

В ответах на вопросы предлагаются 3 варианта: да, не совсем, нет.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Повышение осознанности обучающихся в вопросах ценности здоровья и здорового образа жизни путем акцентирования внимания на вопросах профилактики при преподавании спецдисциплин




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*