Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПриоритетной задачей образовательного учреждения является подготовка компетентного, ответственного, квалифицированного специалиста, конкурентоспособного и востребованного на рынке труда, способного к эффективной работе, готового к постоянному профессионально-личностному росту, социальной мобильности, инициативности, принятию самостоятельных решений и работе на качественно новом уровне.
Поэтому педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, выбирать те из них, которые отвечают требованиям времени и способствуют формированию профессиональных компетенций будущего специалиста.
Метод кейсов, (метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) – это метод ситуационного обучения на конкретных примерах.
Профессор Р.Мерри выделяет основную характерику этого метода:
«Обучение – процесс принятия решения, а не обзор того, что решат сделать другие…».
Преподаватели медицинских колледжей широко используют при подготовке специалистов сестринского дела методику ситуационного обучения по каждой теме, по каждому разделу дисциплины, поскольку убеждены, что чем больше ситуаций учащиеся проанализируют, тем больше готовых схем у них будет для действий в аналогичных ситуациях. Я как преподаватель первостепенное значение придаю кейсам, обучающим решению проблем и принятию решений.
Студентам предлагается осмыслить реальную клиническую ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимых при разрешении данной проблемы.
Кроме этого, в кейсе можно моделировать ситуацию таким образом, что одного правильного решения нет, студенты совместными усилиями вырабатывают практическое решение. Применение метода кейсов дополняет традиционные методы обучения (лекции и практические занятия) и направлено не столько на получение новых знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности.
Кейс можно рассматривать, как пакет документов для работы студентов и преподавателя, единый информационный комплекс, позволяющий понять и решить ситуацию, с которой придется столкнуться медицинской сестре в процессе профессиональной деятельности.
на основе принципов контекстного обучения составлена серия обучающих кейсов по сестринскому делу в педиатрии. Теоретической основой для создания материалов явилась теория сестринского дела. Адаптированная к российским условиям она представлена в пятиэтапном формате сестринского процесса.
Например, патронаж 4-х месячного ребёнка. Из беседы с мамой выясняете: сон и аппетит у ребёнка не нарушены; гигиенический уход хороший, прогулки регулярные; бодрствование активное (улыбается, гулит, тянется к игрушкам).
Данные объективного обследования: состояние удовлетворительное; Т – 36,60; кожные покровы сухие; на коже щёк отмечается гиперемия и шелушение; в области подмышечных складок – покраснение; на разгибательной поверхности нижних конечностей – единичные папулы красного цвета; видимые слизистые оболочки влажные, розовые. Нервно-психическое развитие соответствует возрасту, физиологические отправления в норме.
Вы продолжаете беседу и получаете информацию: изменения на коже появились после введения в рацион ребёнка абрикосового сока.
Мама ребенка очень встревожена признаками болезни у ребенка, возможными последствиями. Считает себя виновной в возникновении заболевания у ребенка. В карте сестринского наблюдения представлена вся информация о ребенке и его маме.
При работе с обучающим кейсом наша задача научить студента систематизировать и интерпретировать данные. Конкретная ситуация, изложенная в обучающем кейсе, ведет студента от фактов к проблемам. Проблемы возникают тогда, когда у пациента есть трудности в удовлетворении жизненно-важных потребностей. В обучающем кейсе проблема не должна лежать на поверхности, есть проблемы, до которых нужно «докопаться». Затем из всех проблем студент должен выявить те, с которыми необходимо работать в первую очередь (первоочередные, приоритетные). В вышеизложенной ситуации, например, приоритетную проблему можно сформулировать так: «Тревога за будущее здоровье ребенка в связи с дефицитом знаний о вскармливании грудного ребенка».
Наибольшие трудности у студентов вызывает целеполагание и планирование сестринского ухода. Многие не умеют принимать обоснованные решения по той или иной проблеме. С цель экономии учебного времени я предлагаю (как домашнее задание) написать в тетрадях цели и план по выявленной проблеме. Студент проводит как-бы мысленный эксперимент, прогнозирует, что надо сделать, чтобы устранить проблему.
Последовательность действий ситуационного обучения:
Каждый студент бригады анализирует материал кейса самостоятельно (индивидуально, дома), решая вопрос, какие потребности нарушены, пытается выделить проблемы; заносит выводы в дневник.
На занятии индивидуальные выводы обсуждаются в «малых» группах.
Все варианты наработок выносятся на общую дискуссию подгруппы, обсуждаются в аудитории и совместно с преподавателем вырабатывается наиболее эффективное решение и стратегия поведения.
При индивидуальной работе с обучающими кейсами у студента формируется умение не просто читать предложенный материал, а изучать и анализировать его. Во время работы малых групп и в дискуссии отрабатывается умение слушать других, защищать свое предложение, находить ошибки (свои или других участников).
На практических занятиях по разделу 2 «ОСУ в педиатрии» широко используются практические кейсы. Они отражают абсолютно реальные жизненные ситуации и формируют конкретные практические умения и навыки. Студенту предлагается интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследований или предложить дополнительные методы исследования. Такие задания обычно обсуждаются коллективно, заслушиваются разные варианты решения, их обоснования, а затем выбирается оптимальное решение.
Источниками таких кейсов служили случаи из собственной практики, клинические ситуации, описанные в периодических и непериодических изданиях по клинической дисциплинам. Кроме того, кейс можно дополнить интерактивными элементами, аудио- и видеозаписями, фотографиями, интерактивным манекеном для отработки диагностических навыков. В зависимости от подготовки студентов можно моделировать ситуацию в каждом кейсе. Можно дать студенту сразу всю информацию о пациенте, или студенты должны самостоятельно запросить необходимую информацию у преподавателя, например, после ознакомления с клинической ситуацией студент предложит план обследования и только следующим этапом получит результаты, затем разрабатывается алгоритм решения проблемы. На последнем этапе кейса, где предлагается лечение, можно дополнить кейс манипуляциями.
Учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучающихся, закреплению знаний, умений и навыков поведения. В соответствии с ФГОС студенты отрабатывают методику объективного и субъективного обследования пациента, в результате чего формируются умения эффективного интервьюирования, проведения осмотра, пальпации, работы с медицинской документацией, выполнения сестринских манипуляций. Главный смысл практического кейса сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
Задача кейс-метода состоит в том, чтобы студент не упрощал ситуацию, а старался ее объяснить, чтобы он умел вычленять главное (основное), чтобы умел принимать решения с учетом возможных последствий и препятствий.
Вывод: обучение на основе кейс-метода – это целенаправленный процесс формирования умений и навыков принятия решений, построенный на всестороннем индивидуальном и групповом анализе и моделировании конкретных ситуаций с последующим обсуждением во время открытых дискуссий сущности и путей преодоления содержащихся в ситуации проблем.
Источники информации:
Антипова М.В. Метод кейсов (case study). Методическое пособие для преподавателей филиала. Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ» Сентябрь, 2011 ⦏Электронный ресурс⦐ URL: https://mpfmargtu.ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf
. Гаранин А.А., Гаранина Р.М. Возможности и перспективы применения метода кейс-анализа в подготовке врачей клинических специальностей// Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (26) 2016. Стр 39-48 ⦏Электронный ресурс⦐: URL: file:///C:/Users/User/Downloads/vozmozhnosti-i-perspektivy-primeneniya-metoda-keys-analiza-v-podgotovke-vrachey-klinicheskih-spetsialnostey.pdf
Описание образовательной технологии «Кейс-технология» ⦏Электронный ресурс⦐: URL: https://edu.itmo.ru/files/95
Сторитейлинг в медицинском образовании. ⦏Электронный ресурс⦐: URL: https://clincasequest.org/case-method/
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Опыт применения метода кейсов (ситуационного анализа) в медицинском колледже
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.