Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ последнее время существенно изменились требования к уровню профессиональной подготовки студентов в профессиональных учебных заведениях, цели современного образования, содержание обучения и образования в техникумах.
В основу образовательного процесса кладется осознание каждым студентом целей изучения учебного материала, форм и методов своей учебной деятельности, условий контроля успешности процесса обучения и отчетности о его результатах, заметно увеличивается степень самостоятельности и ответственности студентов за результаты своего учебного труда. Иными словами, образовательный процесс в техникумах переориентируется на превращение студентов из объектов обучения в активных и сознательных субъектов учебной деятельности
Актуальность данной темы заключается в том, что в этих условиях для студентов возрастает значение овладения умениями самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности. Анализ психологических, педагогических и методических исследований по проблемам самоорганизации и самоконтроля в учебной деятельности убеждает в том, что самоорганизации и самоконтролю отводится значительное место в структуре учебной деятельности, они являются основными звеньями системы самоуправления учебной деятельностью. Сформированность этих умений у студентов позволяет им успешно анализировать условия и задачи обучения, рационально планировать и организовывать свою учебу, адекватно оценивать, своевременно корректировать и совершенствовать процесс и результаты своей учебной деятельности, иными словами, управлять ею. От сформированности данных умений у студентов в огромной степени зависит их активность в обучении, а также эффективность и результативность их учебной деятельности. Именно в этой сфере кроется значительный резерв для активизации студентов.
В современных техникумах не происходит планомерного, целенаправленного формирования умений самоорганизации и самоконтроля у обучающихся. Студенты чаще всего являются самоучками в плане овладения умениями самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности. Отсутствие у них необходимых теоретических, методологических, методических знаний, невладение рациональными приемами в области формирования умений и многие другие факторы являются причиной того, что степень сформированности таких умений у студентов не соответствует объективным требованиям общества к выпускникам профессиональных учебных заведений.
Увеличение числа публикаций по проблеме самоорганизации и самоконтроля в учебной деятельности говорит о растущем интересе исследователей к данному вопросу. Причину этого мы видим в том, что в теории и практике профессионального обучения назрел ряд противоречий, которые определяют актуальность постановки данной проблемы.
К их числу относятся:
а) противоречие между необходимостью активизации и оптимизации учебной деятельности студентов и неразработанностью единого научно- обоснованного мнения о резервах и наиболее эффективных и рациональных путях решения этой проблемы;
б) противоречие между потребностью общества в активных, грамотных, самостоятельных, способных к самообразованию и самосовершенствованию специалистах и недостаточной разработанностью теорий, методов, технологий подготовки такого рода специалистов в среднепрофессиональной школе;
в) противоречие между общественной формой осуществления образования и индивидуальной формой ее присвоения;
г) противоречие между нацеленностью педагогики на перевод студентов из объектов обучения в субъектов учении и недостаточностью в арсенале профессиональной школы эффективных технологий осуществления такого перевода;
д) противоречие между необходимостью формирования у современных студентов умений рационально, научно обоснованно, с наибольшим эффектом применять самоорганизацию в учебной и профессиональной деятельности и недостаточностью в педагогике теоретических разработок по проблеме формирования умений самоорганизации учебной деятельности у студентов.
Обучение самоорганизации – это сложный, многогранный процесс, который требует специфического педагогического руководства, квалифицированной помощи обучающимся по основным вопросам становления личности.
Педагогическое руководство самоорганизацией личности состоит в практическом исполнении преподавателем учебно-воспитательных, организационных и методических приемов, которые обеспечивали бы целенаправленную, спланированную, разнообразную, систематическую и обязательно самостоятельную работу учащегося над самоусовершенствованием. Конечной целью обучения самоорганизации является формирование у обучающегося убеждения, что он по своим природным свойствам является самоорганизующимся существом, субъектом всех видов своей деятельности и становления, сам творит себя как личность, что, только научившись правильно познавать мир и самого себя, он сможет овладеть необходимыми знаниями, гуманистической моралью и, научившись мастерству самопознания и саморазвития, стать личностью, способной разумно строить жизнь. Важнейшим условием успешного обучения студентов самоорганизации служит глубокое убеждение преподавателя, что среди них нет неспособных ни к чему.
Основой обучения самоорганизации должны быть практические занятия, упражнения, а также повседневная специфическая жизнедеятельность студентов. Стоит помнить, что настоящий преподаватель – не тот, кто учит, а тот, у кого студенты учатся сами. Своим главным заданием нужно считать помощь студентам в развитии их способностей и умений, необходимых для достижения успеха.
Преподаватель сам должен быть таким, каким он хочет воспитать каждого студента. Причины неудач в обучении студентов самоорганизации нужно всегда искать в себе, в своих методах работы. Одной из самых распространенных причин бывает незнание студента. Особенное внимание воспитателя обращал на это еще К.Д. Ушинский: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна сперва познать его тоже во всех отношениях».
Метод самоорганизации эффективно влияет на формирование молодого человека только в том случае, когда при его применении учитывается объективная модель личности, что раскрывает качества человека как существа биосоциального, информационно открытого, целеустремленного, сознательно действующего, творческого и саморганизующегося. Должны учитываться и обусловленные генетической природой человека приспособленческие свойства психики: склонность к более легкой деятельности, недостаток самокритичности, возможность гипертрофии самолюбия, инертности и т. д.
При обучении самоорганизации важно как можно полнее учитывать потребности и возможности студента. Педагогическое влияние необходимо на всю сферу личности (сознание, чувства, самооценка, мышление, воля и др.), ни в коем случае не подавляя активности, инициативности, самостоятельности студента. Поэтому основным методом обучения самоорганизации должна быть стимуляция к мышлению и деятельности ( пояснение, убеждение, соревнование, творчество, разрешение проблемных ситуации и т.п.) При этом стимуляция должна быть не только вербальной, а в большей степени, предметно-практической, осуществляться при помощи игровых моментов, упражнениям, тренировкам, практическим средствам, поскольку настоящее развитие человека, его сознания осуществляется в деятельности.
Следовательно, стоит считать обязательным вовлечение всех обучающихся в добровольную, которая удовлетворяет их желаниям, личностно-ролевую деятельность в коллективе, в процессе которой студент мог бы проявить свои достоинства перед одногрупниками в конкретном деле.
Критериями сформированности самоорганизации можно считать: осознанность представлений студента о результате своего труда на занятиях, адекватное понимание уровня своего интеллектуального развития, сформированности учебных навыков и умений, систематическую целенаправленную работу над повышением своих умственных способностей и самоусовершенствованием.
Увлечь студента – это означает пробудить в нем потребность организовывать себя для достижения учебных целей. Для этого перед ним нужно поставить важные, но в то же время посильные задания, за успешное выполнение которых можно было бы поставить отличную оценку. Увлеченность этим процессом становится одним из свидетельств существования у студента способностей к самоорганизации. Даже небольшая победа над собой делает человека сильнее.
Студенту необходимо дать практическую помощь в освоении важных видов, форм и способов достижения поставленной цели при решении практических ситуаций.
Толчком к самоорганизации является создание на учебном занятии психологической обстановки сотрудничества между преподавателем и студентами. Именно это будет поощрять к:
В процессе усвоения основ самоорганизации студенты получат возможность добыть систему знаний о своих возможностях и способностях, умениях и навыках, а также для их совершенствования.
Общий смысл самоорганизации на занятиях можно пояснить так, студент путем внутренне мотивированной деятельности на занятиях, которая выступает как продукт его приспособления к внешним условиям обучения, становится в будущем отличным профессионалом.
Во время обучения студентов основам самоорганизации на занятиях можно применять такие формы работы, как актуализация специфических знаний обучающихся, организация индивидуальной учебной деятельности студентов на занятиях, индивидуальный и дуальный анализ достигнутого уровня самостоятельности и определение перспектив.
Эти и другие формы работы дают возможность:
Преподавательское руководство самоорганизацией студентов можно осуществлять в такой последовательности:
Практический аспект данной темы рассмотрю на конкретных примерах.
В программе дисциплины ОУПп.12 «Экономика» заложена практическая работа по теме «Расчет семейного бюджета». При выполнении данной работы использую самостоятельную работу в «четверках»: кейс-метод «Анализ скрытых проблем» с элементами ролевой игры.
Смысл данной работы: создать среду, в которой поощряются различия между людьми и приветствуется здоровая конкуренция, обеспечивающие достижение наилучших результатов для команды.
Каждой команде предлагается составить характеристику семьи, состоящей из 5 человек. Перед началом работы студенты договариваются о целях и нормах совместной работы, а также распределяют конкретные роли. Во время подготовки все участники команды проговаривают все вопросы, касающиеся предстоящей работы. Определяют, какие правила, регламенты, договоренности помогут избежать неудачи. Незамедлительно внедряют принятые правила. Затем приступают непосредственно к расчету бюджета, определив доходы и расходы данной семьи.
Предлагается для работы кейс с материалом по теме.
Семейный бюджет нуждается в планировании. При этом, чем скромнее бюджет семьи, тем более тщательным должно быть это планирование. Прежде всего, нужно подсчитать общую сумму доходов. Предлагается примерная структура семейного бюджета (таблица 1).
Таблица 1- Примерная структура семейного бюджета
Семейные доходы (в % к общему доходу семьи) |
% |
Семейные расходы (в % к общим расходам семьи) |
% |
1. Заработная плата членов семьи |
80 |
1. Обязательные платежи, сборы, налоги, оплата квартиры и др |
25 |
2. Пенсии, стипендии, пособия |
9 |
2. Питание |
40 |
3.Доход от личного подсобного хозяйства |
4 |
3. На непродовольственные товары: одежду, мебель, обувь, предметы домашнего обихода |
20 |
4. Доход от других источников |
7 |
4. На культурно-бытовые услуги (кино, театр, музей и т.д.) |
10 |
|
|
5. Накопления, сбережения |
5 |
Из общей суммы доходов необходимо вычесть налоги, а затем те затраты, которые происходят ежемесячно – обязательные платежи. Далее следует определить сумму расходов на питание, транспорт, хозяйственно-бытовые нужды, предметы личной гигиены, медикаменты, а также на посещение кинотеатров, концертов, приобретение книг.
Нужно учесть сезонные расходы (таблица 2) – подписка, журналы, закупка овощей на зиму и т.д.
Не следует забывать и о карманных расходах членов семьи. Прежде чем подсчитать «свободный остаток» дохода, рекомендуется исключить из него затраты, связанные с днями рождения, подарками, а также выделить резерв на непредвиденные расходы.
Если вычесть все перечисленные деньги из дохода, получится сумма, которую можно истратить на удовлетворение потребностей каждого члена семьи, бытовую технику, предметы культурно-бытового назначения.
В каждой семье нужно иметь блокнот, где необходимо отражать поступление средств и их расходование. Варианты ведения этих блокнотов могут быть самые разные. Это зависит от индивидуальных особенностей человека.
Например, если вы не очень любите углубляться в сложные экономические расчеты, можно вверху на первой странице записать число и месяц. Страницу делят на две части: приход и расход. Записи должны вестись аккуратно и грамотно. Количество граф в расходе может быть самым разным. Это зависит от вашей заинтересованности.
Записи в блокноте должны вестись ежедневно. Лучше запись делать сразу же после совершения покупки, так как трудно удержать в памяти покупки, сделанные мимоходом.
Возможен вариант ведения такого учета не на бумажном носителе, а в компьютере с использованием электронных таблиц. Предпочтительнее использовать компьютерную программу Microsoft Office Excel.
Большое влияние на доход оказывает инфляция, то есть выпуск в стране чрезмерного количества денег. Она обесценивает заработки членов семьи.
Планирование семейного бюджета – дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и знать цены товаров.
Ранее мы выделили 4 группы основных расходов: обязательные платежи, питание, промтовары и культурно-бытовые услуги.
К обязательным платежам относятся налоги, взносы в общественные и кооперативные организации, погашение ссуд, кредитов в банке; оплата коммунальных услуг, детсада; транспортные расходы; дополнительные услуги образования.
Налог на доходы физических лиц (подоходный налог – 13%) – вид налогового обложения, при котором облагается доход физического лица, полученный в результате его деятельности или от использования имущества.
Кредит – предоставление в долг товаров или денег. Когда в долг дают деньги, то такой кредит называют денежной ссудой. Ссуду может взять как предприятие, организация, так и любой человек.
Оплата коммунальных услуг включает плату за отопление, газ, воду, радио, телефон.
Плата за отопление
Тепловая энергия в быту, в основном, идет на отопление помещения (77%), и лишь 23 % идет на подогрев воды, на бытовые нужды.
Значительную часть тепловой энергии мы теряем.
Пути экономии тепловой энергии в быту:
Плата за газ
Входит в общую сумму платы за квартиру и зависит от способа его доставки.
Плата за воду
В нашей стране в большинстве случаев плата за воду входит в общую сумму платы за квартиру и рассчитывается согласно показания индивидуальных приборов учета.
Оплата электроэнергии
Разберем на примере: на счетчике стоит число 1200, а показания счетчика в прошлом месяце были 1100.
Значит, в этом месяце израсходовано 100 кВт/ч энергии: 1200 кВт/ч – 1100кВт/ч = 100 кВт/ч. Допустим, 1кВт/ч стоит 4,48 рублей. Плата за электроэнергию в этом месяце составит: 100кВт/ч х 4,48 рублей = 448 рублей.
Один участник берет на себя роль организатора командного взаимодействия: следит за соблюдением правил, активизирует малоактивных студентов. Лидер удерживает свою роль до тех пор, пока задача не будет решена, либо использует наиболее комфортную (но конструктивную) для себя роль и выполняет ее осознанно. В команде возникает здоровая конкуренция, но каждый осознает общекомандные цели, конструктивно помогают друг другу.
В процессе выполнения работы непременно возникают разногласия, которые решаются и проясняются во время дискуссии. При обсуждении каждый предлагает свой вариант решения проблемы и достигается истина.
Другим примером самоорганизации у студентов является выполнение практической работы по дисциплине ОП.05 «Метрология и стандартизация» по теме «Поверка средств измерений».
На занятии предлагается задание на рассмотрение практической или реальной ситуации: Произвести разбор практикоориентированной ситуации, используя для аргументации и обоснования своего ответа ПР 50.2.006-96 «Порядок проведения поверки средств измерений».
Ситуация заключается в следующем: при проверке электросчетчика бытового назначения «Меркурий 201» были выявлены неточности в его показаниях. При анализе инструкции по его применению обнаружилось, что срок поверки уже истек. Определите порядок проведения его поверки?
Смысл заключается в принятии своевременного и оптимального решения на основании проведенной аналитической работы.
Здесь формируется компетенция – работа с информацией и принятие решений и проявляются компетенции:
-выделяет объективные критерии, которым должно удовлетворять решение
- выбирает необходимую информацию о проблеме. Использует для этого нормативный достоверный источник
- определяет, какой информации не хватает для четкого понимания ситуации
- качественно анализирует информацию и выделяет все факторы, влияющие на проблему. Расставляет приоритеты, определяет, какие факторы являются наиболее значимыми, а какими можно пренебречь
- оценивает возможные риски и последствия выбранных решений.
Самостоятельная работа студентов, как структурный элемент практического занятия, занимает здесь главное место и осуществляется, главным образом, в форме выполнения практической работы.
Всегда самостоятельная работа студентов по усвоению новых умений проводится под руководством преподавателя. Он постоянно заботится об организации деятельности студента, направляет ее, делает дополнения по ходу работы, то есть управляет познавательной деятельностью студентов.
Упражнения, выполняемые в ходе самостоятельной практической работы, являются средством закрепления и совершенствования знаний, формирования умений и должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Важнейшее из таких требований – целенаправленность и самостоятельность деятельности обучающихся. Обучающиеся всегда должны четко представлять, что от них требуется, к какому результату они должны стремиться. Это стимулирует их активность, повышает степень сознательности, способствует творческому применению знаний.
Одно из требований к самостоятельной практической работе студентов – ее посильность на соответствующем этапе обучения, наличие у студентов необходимого запаса знаний и умений. Вместе с тем посильность задания предполагает не легкость его, а необходимость приложения максимума усилий для выполнения задания, ибо только это дает ощутимые результаты в развитии умений и познавательных способностей. Очень важно, чтобы студенты приобретали не только умения, но и необходимые интеллектуальные умения, то есть умели анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы, доказывать, защищать свое мнение. Важно также, чтобы содержание упражнений в процессе самостоятельной практической работы представляло для студентов интерес, что в значительной степени повышает мотив познавательной деятельности. Эти требования определяют как содержание заданий, так и методику проведения упражнений в процессе самостоятельной практической работы.
Я считаю, что ежедневные практические занятия помогают становлению и развитию гибких компетенций студентов и самоорганизации.
Список источников информации
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие навыков самоорганизации у студентов на учебном занятии (при организации самостоятельной работы)
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.