Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ современном образовании придается огромное значение пониманию того, что мотивирует учащихся в процессе обучения. От внутренней духовной потребности до внешней похвалы и признания наставников – мотивационные факторы могут быть различными и тесно связаны с индивидуальными особенностями личности.
В толковом словаре психиатрических терминов мотивация (с англ. motive – повод, мотив, побуждение) – это мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность организма, определяющие её направленность [4]. Таким образом, мотивация является совокупностью причин психологического характера, которые объясняют поведение индивида, целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленность на достижение определенной цели. Мотивацией называется динамический процесс, управляемый психикой личности и проявляемый на поведенческом и эмоциональном уровне. На данный момент существуют десятки теорий мотивации. Проблемы учебной мотивации рассматриваются в общепсихологических теориях личности, мотивации и познания.
Советский педагог А.К. Маркова определяет мотивацию как полимерное образование отдельных мотивов, потребностей, целей, намерений, интересов, ценностей и идеалов. Она выделяет, что «учебная мотивация состоит из ряда побуждений, которые постоянно меняются и вступают в связи с друг другом. Поэтому становление мотивации - не просто рост положительного или усиление негативного отношение к учебе, а усложнение структуры мотивационной сферы, побуждений, входящих в нее» [1].
Мотивация, по мнению многих психологов, является стержнем направленности личности, обусловливает ее особенности поведения и деятельности. Существуют различные трактовки ученых к пониманию термина «мотивация»:
- побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта (А. Маслоу);
- предметно - направленная активность определенной силы (Л. Выготский);
- побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности на предмет, ради которого она осуществляется (А. Леонтьев);
- осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действия и поступков личности (А. Карпов).
Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Исследуя структуру мотивации, Борис Игнатьевич Додонов, советский психолог, специалист в области психологии эмоций, создатель концепции эмоциональной направленности личности, выделил ее 4 структурные компонента:
- удовольствие от самой деятельности;
- значимость для личности непосредственного её результата;
- «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность;
- принуждающее давление на личность [2].
Проанализировав определения «мотивации», можно определить мотивацию к учебной деятельности – как совокупность внешних побуждений, индивидуальных стремлений и рациональных доводов, определяющих принятие человеком аргументированного решения о продолжении учебной деятельности; персонифицированный процесс формирования внутренней готовности к принятию такого решения, обусловленный социальными обстоятельствами и личностными качествами человека, определяющими и стимулирующими его учебно-познавательную активность.
Как и любой другой вид мотивации, учебная мотивация системна и характеризуется, в первую очередь, направленностью, устойчивостью, динамикой. В учебной мотивации выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, обусловленные различными социальными отношениями с другими людьми.
Показателями учебной (познавательной) мотивации являются стабильность, связь с уровнем интеллектуального развития обучающихся и спецификой учебных задач.
Среди познавательных мотивов выделяют широкие познавательные мотивы, определяющиеся ориентацией человека на усвоение новых знаний, и учебно-познавательные мотивы, которые характеризуются ориентацией на усвоение способов добывания знаний, а также мотивы самообразования, это направленность на самостоятельное совершенствование способов получения знаний. К социальным мотивам относят: широкие социальные мотивы, которые характеризуются стремлением быть полезным обществу, узкие социальные (позиционные) мотивы, проявляются в желание занять определенную позицию в социуме, заслужить авторитет, а также мотивы социального сотрудничества, здесь речь идет о стремление к осознанию, анализу способов и форм своего сотрудничества с окружающими, к постоянному совершенствованию этих форм. Ряд исследователей признают необходимость присутствия обеих составляющих (познавательных и социальных мотивов) для эффективности учебной деятельности.
Из вышеперечисленного следует, что учебная мотивация характеризуется сложной структурой, но важнейшими формами, являются системы внутренней (на процесс и результат) и внешней (награда, избегание) мотивации [3]. Но стоит также отметить, что термин «внешняя мотивация» не является вполне точным. Внешняя мотивация – это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность. При этом она может использоваться в двух направлениях: как стимул при ожидании преимуществ – принцип надежды; как средство давления при ожидании недостатков – принцип страха.
Внутреннюю мотивацию можно определить, как систему внутреннего контроля, и поиска трудностей. Если в этой системе отсутствует напряжение, это приводит к скуке и апатии, чего человек всегда стремится избежать. Внешняя мотивация непосредственно влияет на поведение, но эффективность ее действия ограничена тем периодом, пока она воспринимается в качестве стимула или давления. Многие авторы считают серьезной проблемой тенденцию большинства образовательных систем в опоре на внешнюю мотивацию учащихся при недостаточном, с их точки зрения, внимании к формированию мотивации внутренней.
Психолог А.Г. Бугрименко исследовала область образа «Я» и внутренней учебной мотивации студентов. Исследование выявило, что студенты с более сложным образом «Я», воспринимают себя как субъект, который отличается от других субъектов, и наделен более высоким уровнем внутренней учебной мотивации [5]. Также у данных студентов более высокие показатели самоопределяющего учения и мотивации самореализации в профессии. Они более самостоятельны и сильнее других вовлечены в учебный процесс.
Таким образом, под мотивацией можно понимать внешние и внутренние факторы, которые стимулируют индивида к достижению определенных целей. Считается, что в учебной мотивации должны эффективно функционировать обе системы при относительном доминировании последней. Если отсутствует внутренняя мотивация к новым профессиональным знаниям, следовательно, нет и добровольного, осознанного включения подростка в учебный процесс. Кроме того, абсолютное доминирование внутренней мотивации придает системе обучения большую устойчивость.
Список использованных источников
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Понятие мотивации к учебной деятельности в педагогической литературе
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.