Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Понятие мотивации к учебной деятельности в педагогической литературе

29.05.2024 239 327
Кононова Лада Витальевна
Кононова Лада Витальевна, преподаватель

Попова Мариамна Валерьевна
Попова Мариамна Валерьевна, студент

Вятский колледж культуры

В современном образовании придается огромное значение пониманию того, что мотивирует учащихся в процессе обучения. От внутренней духовной потребности до внешней похвалы и признания наставников – мотивационные факторы могут быть различными и тесно связаны с индивидуальными особенностями личности.

В толковом словаре психиатрических терминов мотивация (с англ. motive – повод, мотив, побуждение) – это мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность организма, определяющие её направленность [4]. Таким образом, мотивация является совокупностью причин психологического характера, которые объясняют поведение индивида, целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленность на достижение определенной цели. Мотивацией называется динамический процесс, управляемый психикой личности и проявляемый на поведенческом и эмоциональном уровне. На данный момент существуют десятки теорий мотивации. Проблемы учебной мотивации рассматриваются в общепсихологических теориях личности, мотивации и познания.

Советский педагог А.К. Маркова определяет мотивацию как полимерное образование отдельных мотивов, потребностей, целей, намерений, интересов, ценностей и идеалов. Она выделяет, что «учебная мотивация состоит из ряда побуждений, которые постоянно меняются и вступают в связи с друг другом. Поэтому становление мотивации - не просто рост положительного или усиление негативного отношение к учебе, а усложнение структуры мотивационной сферы, побуждений, входящих в нее» [1].

Мотивация, по мнению многих психологов, является стержнем направленности личности, обусловливает ее особенности поведения и деятельности. Существуют различные трактовки ученых к пониманию термина «мотивация»:

- побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта (А. Маслоу);

- предметно - направленная активность определенной силы (Л. Выготский);

- побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности на предмет, ради которого она осуществляется (А. Леонтьев);

-  осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действия и поступков личности (А. Карпов).

Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Исследуя структуру мотивации, Борис Игнатьевич Додонов, советский психолог, специалист в области психологии эмоций, создатель концепции эмоциональной направленности личности, выделил ее 4 структурные компонента:

- удовольствие от самой деятельности;

- значимость для личности непосредственного её результата;

- «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность;

- принуждающее давление на личность [2].

Проанализировав определения «мотивации», можно определить мотивацию к учебной деятельности – как  совокупность внешних побуждений, индивидуальных стремлений и рациональных доводов, определяющих принятие человеком аргументированного решения о продолжении учебной деятельности; персонифицированный процесс формирования внутренней готовности к принятию такого решения, обусловленный социальными обстоятельствами и личностными качествами человека, определяющими и стимулирующими его учебно-познавательную активность.

Как и любой другой вид мотивации, учебная мотивация системна и характеризуется, в первую очередь, направленностью, устойчивостью, динамикой. В учебной мотивации выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, обусловленные различными социальными отношениями с другими людьми.

Показателями учебной (познавательной) мотивации являются стабильность, связь с уровнем интеллектуального развития   обучающихся и спецификой учебных задач.

Среди познавательных мотивов выделяют широкие познавательные мотивы, определяющиеся ориентацией человека на усвоение новых знаний, и учебно-познавательные мотивы, которые характеризуются ориентацией на усвоение способов добывания знаний, а также мотивы самообразования, это направленность на самостоятельное совершенствование способов получения знаний. К социальным мотивам относят: широкие социальные мотивы, которые характеризуются стремлением быть полезным обществу, узкие социальные (позиционные) мотивы, проявляются в желание занять определенную позицию в социуме, заслужить авторитет, а также мотивы социального сотрудничества, здесь речь идет о стремление к осознанию, анализу способов и форм своего сотрудничества с окружающими, к постоянному совершенствованию этих форм. Ряд исследователей признают необходимость присутствия обеих составляющих (познавательных и социальных мотивов) для эффективности учебной деятельности.

Из вышеперечисленного следует, что учебная мотивация характеризуется сложной структурой, но важнейшими формами, являются системы внутренней (на процесс и результат) и внешней (награда, избегание) мотивации [3]. Но стоит также отметить, что термин «внешняя мотивация» не является вполне точным. Внешняя мотивация – это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность. При этом она может использоваться в двух направлениях: как стимул при ожидании преимуществ – принцип надежды; как средство давления при ожидании недостатков – принцип страха.

Внутреннюю мотивацию можно определить, как систему внутреннего контроля, и поиска трудностей. Если в этой системе отсутствует напряжение, это приводит к скуке и апатии, чего человек всегда стремится избежать. Внешняя мотивация непосредственно влияет на поведение, но эффективность ее действия ограничена тем периодом, пока она воспринимается в качестве стимула или давления. Многие авторы считают серьезной проблемой тенденцию большинства образовательных систем в опоре на внешнюю мотивацию учащихся при недостаточном, с их точки зрения, внимании к формированию мотивации внутренней.

Психолог А.Г. Бугрименко исследовала область образа «Я» и внутренней учебной мотивации студентов. Исследование выявило, что студенты с более сложным образом «Я», воспринимают себя как субъект, который отличается от других субъектов, и наделен более высоким уровнем внутренней учебной мотивации [5]. Также у данных студентов более высокие показатели самоопределяющего учения и мотивации самореализации в профессии. Они более самостоятельны и сильнее других вовлечены в учебный процесс.

Таким образом, под мотивацией можно понимать внешние и внутренние факторы, которые стимулируют индивида к достижению определенных целей. Считается, что в учебной мотивации должны эффективно функционировать обе системы при относительном доминировании последней. Если отсутствует внутренняя мотивация к новым профессиональным знаниям, следовательно, нет и добровольного, осознанного включения подростка в учебный процесс. Кроме того, абсолютное доминирование внутренней мотивации придает системе обучения большую устойчивость.

Список использованных источников

  1. Доронина, М. А. Понятие об учебной мотивации в психолого-педагогической литературе / М. А. Доронина // ИНФОУРОК: infourok.ru. – 2022. – URL: https://infourok.ru/statya-ponyatie-ob-uchebnoj-motivacii-v-psihologo-pedagogicheskoj-literature-6055370.html
  2. Захарова, М. П. Мотивация и успешность учебной деятельности / М. П. Захарова // КПМСС – 2023. – URL: http://cpmss.edu.ru/wp-content/uploads/2021/11/Захарова-Мотивация-и-успешность-учебной-деятельности.pdf (дата обращения: 03.05.2024).
  3. Зимняя, И. А. Учебная мотивация / И. А. Зимняя // Московский педагогический государственный университет – 2015. – URL: https://studfile.net/preview/4467200/page:27/ (дата обращения: 02.05.2024).
  4. Толковый словарь психиатрических терминов: официальный сайт. – Москва, 2024. – URL: https://gufo.me/dict/psychiatry_terms/Мотивация
  5. Храмова, А. С. Исследование учебной мотивации студентов в условиях дистанционного и смешанного обучения / А. С. Храмова // УрФУ – 2022. – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/114408/1/m_th_a.s.khramova_2022.pdf (дата обращения: 04.05.2024).

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Понятие мотивации к учебной деятельности в педагогической литературе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*