Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКаждый преподаватель мечтает воспитать успешного, самодостаточного, а значит счастливого человека. Все обучающиеся разные. Они разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, по характеру, по способностям. У них разный жизненный опыт и уровень интеллекта. Как построить занятие, чтобы учение всем приносило радость понимания, пробуждало интерес к предмету? Педагогическое мастерство в том и состоит, чтобы умело сочетать различные формы работы: групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее, типичное для групп и индивидуальное для отдельных обучающихся. Ведь полноценное занятие ориентировано на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого, его индивидуальных особенностей, на всестороннее развитие личности, на активную роль в процессе обучения. Все используемые методы и приемы я классифицировала следующим образом:
Данные формы обучения направлены на развитие творческих и коммуникативных качеств, гибкости ума. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативными. Они научились правильно выполнять проектные работы, достаточно грамотно создавать презентации по изученным темам. Все учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, улучшили качество знаний по предмету. Их достижения способствуют повышению самооценки и собственной значимости.
Проектно-исследовательская деятельность
Урок-исследование – это такой урок, на котором учебная задача подвергается рассмотрению (изучению) в устной форме. Я предлагаю многоэтапную творческую деятельность школьников через поиск, путем постановки серий проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций.
Подготовительный этап: за две недели обучающимся предлагается план по избранной теме с указанием вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы. Преподаватель определяет возможные формы работы на уроке (общую, групповую, индивидуальную), вид самостоятельной работы обучающихся (план, тезисы, конспект, реферат). Главное на занятии – это совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.
В самостоятельной работе по предложенной теме учащиеся используют памятку «Как готовиться к уроку-исследованию». (Приложение 1)
Сделать урок более эффективным, добиться высокого результата в обучении способствует приобщение учащихся к проектно-исследовательской деятельности, так как в ее основе лежит развитие познавательных навыков и творчества, умений самостоятельно добывать знания. Основа работы на уроке − учебник. Если хорошо организовать работу по учебнику, сделать ее доступной каждому ребенку, т. е. дифференцированной, то учащиеся получат прочные знания.
Такие же мини-исследования можно предлагать способным ученикам в качестве самостоятельной работы на уроке и дома. Заниматься же серьёзной исследовательской работой можно лишь во внеурочное время. Поэтому учащиеся, работающие на опережение, получают более сложные или творческие задания.
Например:
Проектно-исследовательская деятельность позволяет учащимся не только учиться работать творчески, самостоятельно, но и решает проблему взаимодействия с родителями (родители могут проверить и оценить знания своего ребёнка по зачётной тетради). Надо заметить, что успешность каждого учащегося в обучении зависит от соблюдения следующих условий:
При организации обучения с применением исследовательского метода наряду с традиционными формами я применяю такие виды уроков, как урок-семинар, урок-практикум (филологический анализ текста, анализ отдельных эпизодов, картин природы), урок-исследование, урок-поиск.
В ходе работы по данной проблеме я пришла к выводу, что исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету.
Игровые технологии
Применение игровых технологий на занятиях русского языка и литературы способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов занятия.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение
следующих условий:
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
Интегрированные уроки
Некоторые виды работ традиционно использую в практике: работа с полотнами мастеров живописи, работа с иллюстрациями, использование музыкальных фрагментов для пробуждения эмоционального восприятия. Например, изучение поэзии С. Есенина невозможно представить без прослушивания романсов на его стихи. Музыка, звучащая на занятии, украшает, воспитывает эстетическое чувство, расширяет кругозор. Чтобы занятие превратился в волнующую встречу с музыкой, необходимо знать произведение, прослушиваемое в классе, творчество композитора, иметь фонотеку, технические средства обучения.
Театральная деятельность
Для реализации задач по развитию креативности обучающихся на занятиях словесности использую разные формы нетрадиционных уроков. Ребята очень любят такие уроки, как урок-диалог, урок-концерт, урок-спектакль, урок-инсценировка, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-игра. Эти уроки связаны с реализацией творческих потребностей обучающихся. Мы играем в театр, «примеряем» на себя роли, в которых соединяются литературный образ и особенности внутреннего мира подростка. Постигая язык театрального и литературного видов искусства, учатся целостно воспринимать мир, познавать красоту во всем ее многообразии. Театральная игра способствует снятию напряжения, помогает освободиться от утомляемости за счет переключения обучающихся на разнообразные виды деятельности в ходе занятия, делает его живым и увлекательным, наполняет интересным содержанием. Подросток становится эмоционально отзывчивее, он тоньше чувствует и глубже познает мир писателя, литературного произведения и его героев.
С огромным удовольствием ребята откликаются на предложение инсценировать литературные произведения: сказки, басни, а также эпизоды из драматических произведений, диалоги героев романа.
Наиболее талантливые ребята выступают в творческих конкурсах, как в своем колледже, так и на районном и региональном уровне.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методы и приемы формирования творческих способностей, обучающихся на занятиях по литературе
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.