Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методы и приемы формирования творческих способностей, обучающихся на занятиях по литературе

29.05.2024 124 147
Кузьменко Ирина Степановна
Кузьменко Ирина Степановна, преподаватель

Сибирский геофизический колледж

Каждый преподаватель мечтает воспитать успешного, самодостаточного, а значит счастливого человека. Все обучающиеся разные. Они разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, по характеру, по способностям. У них разный жизненный опыт и уровень интеллекта. Как построить занятие, чтобы учение всем приносило радость понимания, пробуждало интерес к предмету? Педагогическое мастерство в том и состоит, чтобы умело сочетать различные формы работы: групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее, типичное для групп и индивидуальное для отдельных обучающихся. Ведь полноценное занятие ориентировано на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого, его индивидуальных особенностей, на всестороннее развитие личности, на активную роль в процессе обучения. Все используемые методы и приемы я классифицировала следующим образом:

  1. Проектно-исследовательская деятельность.
  2. Игровые технологии.
  3. Интегрированные уроки.
  4. Театральная деятельность.

Данные формы обучения направлены на развитие творческих и коммуникативных качеств, гибкости ума. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативными. Они научились правильно выполнять проектные работы, достаточно грамотно создавать презентации по изученным темам. Все учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, улучшили качество знаний по предмету. Их достижения способствуют повышению самооценки и собственной значимости.

Проектно-исследовательская деятельность

Урок-исследование – это такой урок, на котором учебная задача подвергается рассмотрению (изучению) в устной форме.  Я предлагаю многоэтапную творческую деятельность школьников через поиск, путем постановки серий проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций.

Подготовительный этап: за две недели обучающимся предлагается план по избранной теме с указанием вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы. Преподаватель определяет возможные формы работы на уроке (общую, групповую, индивидуальную), вид самостоятельной работы обучающихся (план, тезисы, конспект, реферат). Главное на занятии – это совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.

В самостоятельной работе по предложенной теме учащиеся используют памятку «Как готовиться к уроку-исследованию». (Приложение 1)

Сделать урок более эффективным, добиться высокого результата в обучении способствует приобщение учащихся к проектно-исследовательской деятельности, так как в ее основе лежит развитие познавательных навыков и творчества, умений самостоятельно добывать знания. Основа работы на уроке − учебник. Если хорошо организовать работу по учебнику, сделать ее доступной каждому ребенку, т. е. дифференцированной, то учащиеся получат прочные знания.

Такие же мини-исследования можно предлагать способным ученикам в качестве самостоятельной работы на уроке и дома. Заниматься же серьёзной исследовательской работой можно лишь во внеурочное время. Поэтому учащиеся, работающие на опережение, получают более сложные или творческие задания.

Например:

  • задания, требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты);
  • задания, требующие творчества в содержании работы (сочинения, эссе, нестандартные вопросы);
  • творческие игровые совместные задания с распределением игровых ролей в форме деловых игр, театрализации;
  • творческие совместные задания со специальным распределением ролей, функций, позиций в группе;
  • задания на самоопределение, когда от ученика требуется выбор нравственной, научной, эстетической, гражданской позиции.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет учащимся не только учиться работать творчески, самостоятельно, но и решает проблему взаимодействия с родителями (родители могут проверить и оценить знания своего ребёнка по зачётной тетради). Надо заметить, что успешность каждого учащегося в обучении зависит от соблюдения следующих условий:

  • важно систематически проводить анализ и оценку индивидуальных способов познавательной деятельности, побуждающих обучающихся к осознанию как результатов учения, так и процесса своей работы;
  • необходимо создавать атмосферу заинтересованности каждого в личном успехе, а также в успехах товарищей;
  • должны быть использованы разнообразные формы и технологии обучения, их органическое сочетание и варьирование, способствующих самоактуализации, самореализации, самооценке обучающегося.

При организации обучения с применением исследовательского метода наряду с традиционными формами я применяю такие виды уроков, как урок-семинар, урок-практикум (филологический анализ текста, анализ отдельных эпизодов, картин природы), урок-исследование, урок-поиск.

В ходе работы по данной проблеме я пришла к выводу, что исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету.

Игровые технологии

Применение игровых технологий на занятиях русского языка и литературы способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов занятия.

Выделяют следующие виды дидактических игр.

  1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности обучающихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
  2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность обучающихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
  3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Обучающиеся соревнуются, разделившись на команды. (Приложение 2)

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение

следующих условий:

  1. соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
  2. доступность для учащихся данного возраста;
  3. умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

  1. ролевые игры на уроке;
  2. игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок -соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
  3. игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
  4. использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
  5. различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.)

Интегрированные уроки

Некоторые виды работ традиционно использую в практике: работа с полотнами мастеров живописи, работа с иллюстрациями, использование музыкальных фрагментов для пробуждения эмоционального восприятия. Например, изучение поэзии С. Есенина невозможно представить без прослушивания романсов на его стихи. Музыка, звучащая на занятии, украшает, воспитывает эстетическое чувство, расширяет кругозор. Чтобы занятие превратился в волнующую встречу с музыкой, необходимо знать произведение, прослушиваемое в классе, творчество композитора, иметь фонотеку, технические средства обучения.

Театральная деятельность

Для реализации задач по развитию креативности обучающихся на занятиях словесности использую разные формы нетрадиционных уроков. Ребята очень любят такие уроки, как урок-диалог, урок-концерт, урок-спектакль, урок-инсценировка, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-игра. Эти уроки связаны с реализацией творческих потребностей обучающихся. Мы играем в театр, «примеряем» на себя роли, в которых соединяются литературный образ и особенности внутреннего мира подростка. Постигая язык театрального и литературного видов искусства, учатся целостно воспринимать мир, познавать красоту во всем ее многообразии. Театральная игра способствует снятию напряжения, помогает освободиться от утомляемости за счет переключения обучающихся на разнообразные виды деятельности в ходе занятия, делает его живым и увлекательным, наполняет интересным содержанием. Подросток становится эмоционально отзывчивее, он тоньше чувствует и глубже познает мир писателя, литературного произведения и его героев.

С огромным удовольствием ребята откликаются на предложение инсценировать литературные произведения: сказки, басни, а также эпизоды из драматических произведений, диалоги героев романа.

Наиболее талантливые ребята выступают в творческих конкурсах, как в своем колледже, так и на районном и региональном уровне.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методы и приемы формирования творческих способностей, обучающихся на занятиях по литературе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*