Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

К проблеме взаимосвязи воспитания личности и развития коллектива

07.05.2024 84 94
Жаворонков Алексей Васильевич
Жаворонков Алексей Васильевич, мастер производственного обучения

Черникова Антонина Федоровна
Черникова Антонина Федоровна, воспитатель

Вешагури Любовь Николаевна
Вешагури Любовь Николаевна, воспитатель

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя.

Напротив, она достигает в коллективе

высшей ступени и совершенствования.

                                      (Барбюс. А.)

Коллектив – это развивающаяся социальная система. В зависимости от уровня развития различают складывающийся коллектив, т.е. находящийся в процессе своего становления и сложившийся «зрелый» коллектив, то есть коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления.

Общение людей в коллективе активизирует их социальное созревание. В коллективе проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, вносит в коллектив индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В результате чего происходит расширение внутреннего мира каждого участника коллектива по средствам приобщения к тому, что составляет проявления внутреннего мира других членов коллектива.

Особенность человеческих взаимоотношений такова, что, воздействуя на другого, человек меняется сам. Воспитательно – развивающий эффект общения и сотрудничества людей в коллективе в большей мере определяется уровнем их культурно-нравственного развития. Чем более культурно развитым и духовно богатым становится студент по мере своего развития, тем более возрастают возможности его положительного влияния на других.

Воспитание в коллективе и через коллектив – один из важных принципов воспитания, отражающий объективную закономерность человеческого общения.

Воспитание в коллективе, с одной стороны, обеспечивает развитие индивидуальности, с другой – развивает общественное сознание его членов. Коллектив представляет особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива по педагогическому правилу: индивид в коллективе получает возможность всестороннего развития задатков.

В коллективе в совместной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируется эмпатия, социальная чуткость, которая помогает психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнёрами.

В непосредственном общении в коллективе человек приобретает умения поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для создания индивидуумом себя как субъекта деятельности познания и чувств. В этом сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосознания человека.

В коллективе студент входит в широкую систему отношений. Взаимодействие разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровне. Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирования будущего. На деятельностном уровне взаимодействие в коллективе представляет собой сотрудничество в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов, в корректировке действий, направленных на достижение общих целей. Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния студентов, их совместные переживания, отношения симпатий или антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы.

Детский коллектив оказывает воспитательное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций. Исследователи выделяют три функции:

- функцию организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;

- функцию идейно-воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

- функцию стимулирования — коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений [1].

Как член общества и коллектива, воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник должен пассивно приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям.

Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях не только подчинения, но и активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это приводит к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Коллективная жизнедеятельность обучающихся открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего, это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений.

С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Следует отметить, что утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности было одним из главных отличий социалистической системы воспитания. То, что отечественная педагогика на основе концепции А.С. Макаренко, предполагающей формирование личности в коллективе, в 30-е годы прошедшего столетия отказалась от ориентации на личностные компоненты человека, поставив в центр воспитательной деятельности коллектив, объявлялось большим преимуществом и крупным шагом вперед в развитии теории и практики воспитания.

Сегодня, когда осмыслен прошлый воспитательный опыт, стало ясно, что попытки переделать индивидуальную природу человека оказались прямолинейными и упрощенными. Только гармоничное сочетание личного и коллективного в наибольшей степени соответствует зрелым представлениям о воспитании. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности теперь составляет одну из главных задач современного российского общества [2].

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждый человек формировался как личность, взаимодействующая с окружающими ее людьми.

Для этого требуется не только его умственное развитие, совершенствование творческих возможностей, умения самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, взглядов, чувств, готовности к участию в совместной с другими людьми экономической, социальной и культурной деятельности. Следовательно, важное место в воспитании должно уделяться задаче формирования у человека способности быть субъектом общественных отношений, что возможно лишь в условиях воспитания в группе (коллективе).

Деятельность человека – необходимое условие его развития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, формируются качества личности, ее способности и характер.

Коллективная деятельность – это такая форма сотрудничества, при которой сами студенты являются активными и равноправными участниками достижения общей, социально значимой задачи под руководством педагога и при условии такой ее организации, когда от деятельности одного студента зависит общий результат.

Включение обучающихся в разнообразные виды коллективной деятельности является необходимым условием в процессе формирования студенческого коллектива. Влияние деятельности на развитие коллектива студентов зависит от того, насколько продуманы формы и методы ее организации.

Создание благоприятного социально-психологического климата является одной из целостных характеристик коллектива. В нем отражаются складывающиеся отношения, характер делового сотрудничества, отношение к значительным явлениям окружающей жизни. Психологический климат выступает в качестве диагностического показателя социальной зрелости коллектива.

Работоспособность группы, способность успешно решать поставленные задачи существенным образом зависят от особенностей отношений с руководителем. Куратор в вузе – преподаватель, в обязанности которого входит академическое руководство студенческой группой и внеучебной жизнью студентов, связанной с вузом.

Достаточно сложно однозначно определить оптимальный стиль руководства студенческой группой. Он должен меняться по мере развития группы как коллектива и определяться особенностями каждого входящего в него члена

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  К проблеме взаимосвязи воспитания личности и развития коллектива




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*