Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Привлечение интереса современной молодёжи к рабочим профессиям

07.05.2024 49 50
Жаворонков Алексей Васильевич
Жаворонков Алексей Васильевич, мастер производственного обучения

Черникова Антонина Федоровна
Черникова Антонина Федоровна, воспитатель

Вешагури Любовь Николаевна
Вешагури Любовь Николаевна, воспитатель

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Профессиональное образование в России является исторически сложившейся системой подготовки кадров работников для всех видов производства, отраслей социальной сферы, сервисной деятельности. Специалисты этого уровня составляют около трети занятого населения страны.

Сегодня среднее профессиональное образование располагает объемным педагогическим и материально-техническим потенциалом. В то же время, новые условия жизни общества, в частности, формирование рыночной экономики, требуют значительно большей эффективности использования этого потенциала, усиления значимости среднего профессионального образования во всех сферах жизни современного российского общества.

Сегодня профессиональному образованию присущ ряд актуальных проблем, которые охватывают весь воспитательно-образовательный процесс. Решение этих проблем будет способствовать повышению качества подготовки рабочих кадров и роста престижа рабочей профессии.

Актуальной проблемой современного профессионального образования становится недостаточный интерес обучающихся к среднему профессиональному образованию. В современном российском обществе потерян престиж рабочей профессии.

Особую роль в современном образовательном процессе играют активные методы обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое продуктивное мышление, поведение, общение. Методы называют активными, т.к. в них существенно меняется и роль обучающего (вместо роли информатора - роль менеджера), и роль обучаемых (информация не цель, а средство для освоения операций и действий, развития личностных качеств). Современные активные методы обучения включают в себя: игровое/социальное/имитационное моделирование; деловые игры; анализ конкретных ситуаций (кейсы).

Использование различных форм обучения и инновационных технологий на занятиях, особенно в разрезе специальных дисциплин, позволяет преподавателям моделировать различные проблемные ситуации. Используя проектный метод, студент учится разрабатывать и проектировать технологические схемы и операции. На занятиях преподаватели применяют новые технологии обучения, создают условия для формирования профессиональных и специальных навыков.

Как данная проблема решается в нашем образовательном учреждении?

Во – первых  это профориентационная работа которая проводится в нашем учебном заведении по нескольких направлениях:

  • дни открытых дверей, в рамках которых обучающиеся имеют возможность познакомиться с материально-технической базой колледжа, с условиями поступления в учебное заведение и реализуемыми на базе колледжа специальностями и профессиями;
  • размещение информации на сайте, в СМИ и интернет - контентах о достижениях наших студентов;
  • встречи с учащимися и родителями;
  • участие обучающихся и педагогов колледжа в соревнованиях на муниципальном и краевом уровнях.

Во - вторых - увеличение спектра предоставляемых образовательных услуг.

На базе колледжа действует многофункциональный центр прикладных квалификаций обеспечивающий образовательную деятельность по реализации практико-ориентированных образовательных программ – программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ по профилю подготовки «Сельское хозяйство и автомобильный транспорт». Центр оснащен современным учебно-производственным оборудованием нового поколения [1].

В – третьих -  повышение практико - ориентированности образовательных программ через социальное партнерство.

Основными требованиями и направлениями развития социального партнерства в сотрудничестве колледжа с работодателями сегодня являются такие, как уточнение перечня образовательных услуг, предоставляемых нашим образовательным учреждением, и определение степени их востребованности на рынке труда. Для этого мы проводим мониторинг рынка труда на основе современных методов исследования.  

Адекватно судить о качестве образования и оценивать его могут только работодатели, те, к кому на предприятия завтра придут наши выпускники, молодые квалифицированные рабочие и специалисты среднего звена.

Также при определении требований к квалификации и качеству подготовки специалистов наше образовательное учреждение, выполняя требования ФГОС СПО, привлекает в качестве внешних экспертов представителей предприятий и организаций к промежуточной аттестации обучающихся по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, к проведению государственной итоговой аттестации, к совместному руководству по прохождению производственной практики, ежегодно с работодателями согласовывается основная профессиональная  образовательная программа.

Только в условиях реального производства, студент может целиком погрузиться в процесс и получить полное представление о выбранной специальности (профессии). В колледже согласно рабочим учебным планам в среднем профессиональном образовании наши студенты проходят производственную практику на 2-4 курсах обучения, это дает им возможность ещё раз проанализировать правильность своего выбора. 

В - четвертых  - формирование интереса к осваиваемой специальности (профессии) посредством взаимодействия обучающихся с профессиональным и компетентным педагогом.

При формировании ОК и ПК наши преподаватели используют различные формы и методы работы. Например, процесс организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся позволяет создать условия для осуществления деятельности обучающегося, при реализации которой он сам продумывает материал, анализирует, обобщает его, проверяет свои выводы. Также подбирают систему заданий, в ходе выполнения которых обучающиеся анализируют ситуацию, высказывают предположения, выслушивают другие варианты решения проблемы или задачи, находят верный ответ и подводят итоги. Используют технологию сотрудничества, которая формирует коммуникативные универсальные учебные действия: распределение работы в большой группе при выполнении практического задания, выполнение на учебном занятии заданий в составе малой группы, организация анализа и взаимопроверки результатов выполненной работы при решении ситуационных задач. 

Для системы профессионального образования было бы идеальным, когда элементы профессиональной образовательной программы преподаёт практик. Данный вопрос мы решаем посредством организации производственных стажировок в соответствии с требованиями ФГОС.

Очень остро сегодня стоит проблема повышения квалификации работающих специалистов. Всем известно, что при нынешнем научно-техническом прогрессе моральное устаревание стремительно во всех областях. Работник, не повышающий регулярно свою квалификацию, через полгода - год рискует её потерять полностью. Эта проблема особенно актуальна для системы среднего профессионального образования. Большинство образовательных учреждений, особенно государственных, готовящих специалистов среднего звена, просто не владеют современной информационно-технической базой и даже не имеют её в своём арсенале. Как в такой ситуации можно обеспечить качественную подготовку специалистов?

Наше образовательное учреждение по данному вопросу на протяжении многих лет тесно сотрудничает со Ставропольским краевым институтом развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования и Невинномысским государственным гуманитарно-техническим институтом, на базе которых сотрудники колледжа повышают свою квалификацию раз в три года в соответствии с требованиями Закона об образовании.

Развитие и укрепление материально – технической базы – необходимое условие успешного функционирования учебного заведения. Мы уделяем большое внимание её модернизации. В колледже в соответствии с требованиями ФГОС СПО оборудованы учебные кабинеты для проведения теоретических занятий, лаборатории для проведения практических занятий, библиотека, спортивный зал, столовая, актовый зал, общежитие. Для наших студентов организован доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, как локальным, так и глобальным. Поддержание и развитие материально - технической базы является одним из основных условий успешного осуществления учебного процесса и гарантирует повышение интереса молодого поколения к получению среднего профессионального образования.

Подводя итоги, хочется отметить, что наступил новый этап реформирования системы профессионального образования - переход к качественно новому подходу к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, способных грамотно и эффективно работать в современных рыночных экономических условиях на предприятиях различных форм собственности.

Список литературы:

  1. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Отношение молодежи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров с. 103 // Социологические исследования. 2012. №8
  2. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-i-perspektivy-razvitiya-professionalnoy-orientatsii-uchascheysya-molodezhi - современные проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Привлечение интереса современной молодёжи к рабочим профессиям




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*