Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка урока «Законы отражения и преломления света» по дисциплине «Физика» для специальностей среднего профессионального образования

10.04.2024 129 138
Ступникова Марина Федоровна
Ступникова Марина Федоровна, преподаватель

Орский нефтяной техникум им. Героя Советского Союза В.А.Сорокина

В образовательных учреждениях среднего профессионального образования учебным планом общеобразовательной подготовки по специальностям предусмотрено изучение дисциплины «Физика».  Главной задачей преподавателя при изучении физики является формирование у студентов знаний основных физических величин, явлений, законов, приборов и умений применять их на практике.

Разработка урока представлена в соответствии с методикой изучения физических величин в процессе решения обучающимися системы специально подобранных задач, предложенной профессором, д.пед. наук В.И. Земцовой. Такая форма предъявления и воспроизведения информации ориентирована не на накопление суммы знаний в памяти студентов, а на овладение ими способами их получения и применения в любых конкретно-практических ситуациях. Данная методика предполагает реализацию на занятии определенных этапов: демонстрация условия экспериментально-ситуативной задачи; решение задачи; получение выводов по изучаемому понятию; варьирование исходных данных для нахождения существенных признаком, изучаемого объекта; проверка качества усвоенного материала.

На этапе мотивации преподаватель настраивает обучающихся на полноценное изучение законов отражения и преломления света, приводит примеры реализации этих законов в природных явлениях: радуга, мерцание звезд в ночном небе, игра света в потоке воды, изменчивость океана и неба, миражи; демонстрирует видеофрагмент отражения в реке; зачитывает стихотворение А. С. Пушкина; отмечает необходимость в знаниях законов отражения и преломления света в медицине, технике, быту.

На этапе актуализации опорных знаний преподаватель предлагает обучающихся вспомнить школьный курс физики и установить соответствие между формулировкой законов геометрической оптики и их названием.

На этапе объяснения учебного материала преподаватель обеспечивает следующие виды деятельности: демонстрация условия экспериментально-ситуативной задачи; решение задачи; получение выводов по изучаемому понятию. Реализацию данных видов, педагог обеспечивает через: проведение демонстрационных экспериментов; показ, с помощью программы Algodoo явлений отражения (на зеркальной поверхности) и преломления света в пластине и призме; представление хода лучей в оптоволокне путем использования компьютерной анимацию; демонстрацию видеоопыта, подготовленного студентами.

На этапе первичная проверка понимания преподаватель обеспечивает процесс – варьирование исходных данных, предусмотренный в методике В.И.Земцовой изучения физических величин в процессе решения обучающимися системы специально подобранных задач. При осуществлении данного этапа была использована методика применения планов обобщенного характера изучения физических величин, законов, явлений, предложенная профессором, д.пед. наук А.В.Усовой.  На занятии обучающимся предлагается пройти компьютерные тестирования, вопросы которого составлены в соответствии с пунктами плана обобщенного характера изучения закона. Представлено два компьютерных теста – закон отражения и закон преломления света. После прохождения тестирования программа выводит на экран оценку, а также указывает правильные и неправильные ответы.

На этапе закрепления преподаватель контролирует процесс решения студентами задач по нахождению абсолютного показателя преломления света в различных средах.

В процессе занятия, обучающиеся проводят самооценку. В листе самооценки предусмотрен столбец «Бонусы», в который обучающиеся вносят дополнительно заработанные за урок баллы. Итоговый балл определяется как среднеарифметический, с применением правила округления.

Данное занятие активизирует познавательную деятельность студентов, помогает проявить свои интеллектуальные способности. Урок спланирован таким образом, что каждый студент принимает в нём активное участие при ответах на вопросы компьютерного тестирования, выполнении опытов, самостоятельном решении задач.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методическая разработка урока «Законы отражения и преломления света» по дисциплине «Физика» для специальностей среднего профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*