Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Кураторский час как главный метод взаимодействия со студентами

19.03.2024 793 1190
Залазаева Галина Борисовна
Залазаева Галина Борисовна, преподаватель

Пермский профессионально-педагогический колледж

Деятельность куратора начинается с изучения группы и каждого студента в отдельности. Чтобы влиять на становление и развитие студента, надо очень хорошо знать подростков в целом и тех ребят, которых воспитываешь в частности.

Зная особенности студентов, их интересы, склонности, уровень их воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный воспитательный план.

Иногда куратор ошибочно полагает, что индивидуальный подход требуется по отношению к трудным студентам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они нуждаются в особом внимании. Однако не следует забывать и об остальных. За внешним благополучием иногда скрываются отрицательные черты характера и личности. Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех студентов.

Формы изучения студентов: задушевный разговор, консультации, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск в решении проблемы, задачи.

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается кураторский час. Необходимо определить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы.

Известные ученые считают:

«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками» В.П. Созонов

«Классный час можно назвать специально организационной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру» Н.Е. Щуркова, Н.С. Финданцевич

«Классный час, в нашем понимании, - это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя» Л.И. Маленкова

Исходя из названных определений классного (кураторского) часа, можно сделать некоторые выводы, прежде всего:

  • это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
  • это форма общения куратора и его воспитанников, приоритетную роль в организации, которой играет педагог.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач.

  • Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
  • Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.
  • Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.

Советы по организации классного часа

  • Содержание классных часов следует проводить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок к развернутым суждениям.
  • Рассматривать такие темы на кураторских часах, которые интересны куратору тоже, в которых он компетентен.
  • Использовать такие формы работы, которые удачно получаются в данной учебной группе.
  • Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
  • В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.
  • Классный час или лучше его назвать «час общения» играет большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и удачно проведен.

Формы проведения классного   часа – наиболее эффективные по мнению автора:

- Беседа

- Экскурсия

- Деловая игра

- Поход

- Посещение театра, кинотеатра, выставки

- Конкурс инсценировок

- Театрализованное представление

- Акция

- Выставка

- Устный журнал

- Вечер вопросов и ответов

- Тренинг

- Ролевая игра

- Анкетирование, тестирование

- Классный   час – размышление

В моей практике чаще используются следующие формы:

1) Встреча с интересным человеком

2) Беседа с элементами тренинга

3) Деловая игра

4) Решение психологических задач

5) Театрализация с замещением роли

6) Социальный театр

В моей практике чаще рассматриваются темы на кураторских часах:

1) Формирование положительного отношения к ЗОЖ и спорту - посвящаются

вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека; 

2) Отношение к человеку труда, к профессии родителей, родственников - цель заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе как источнику духовного развития личности; профессионального становления личности, осознание себя как представителя специальности;

3) Нравственность и мораль - на них формируется определённое отношение студентов к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;

4) Ценность жизни – цель: познакомить с понятием «Жизненные ценности», сформировать ответственное отношение к собственной жизни.

5) Основные жизненные ценности - цель таких кураторских часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения; 

Тематика кураторских   часов определяется на совместном разговоре с группой.

Куратор при подготовке и проведении кураторского   часа является координатором.

Рассмотрим подробнее некоторые темы из опыта работы:

«Скажи НЕТ» - социальный спектакль, сценарий к которому был написан куратором с помощью студентов старшей группы. Роли исполняли студенты старшей группы для младшей. После спектакля организована небольшая беседа, в ходе которой студенты отвечали на вопрос: а как бы вы поступили на том или ином месте. После этого ответившему предлагалось занять место данного персонажа и сыграть роль, исходя из своего понимания ситуации.

По окончании кураторского часа студенты получили памятки с номерами телефонов экстренных служб помощи и поддержки и психолога колледжа.

«Моя педагогическая династия» - кураторский час направлен на формирование педагогической этики и профессиональной гордости, а также чувства патриотизма и любви к своей семье. Студентки рассказывали о своих династиях, одна из которых насчитывает более двухсот лет.

Встречи с бывшими выпускниками, успешно работающими по специальности, всегда вызывают особый интерес у студентов и проходят в рамках живого общения.

 «Жизненные ценности» - организуется игра, в ходе которой студенты выбирают из представленных парами жизненных ценностей, по итогу организуется обсуждение, и рефлексия, заключающаяся в раскладывании жетонов в два конверта. Первый - зеленый конверт радости – «знания полезны, их нужно применять в жизни»; второй – черный конверт равнодушия – «знания БЕСполезны, их не нужно применять в жизни.

«Ценность жизни» - беседа с заключительным практическим опытом, в ходе которого в вазу укладывается большой камень, олицетворяющий жизнь/здоровье человека, затем несколько камней поменьше, олицетворяющих любовь, дружбу, ответственность, доброту и т.д., качества, которые, по мнению студентов, являются важными для их жизни; затем насыпаются мелкие камешки до краев вазы, они олицетворяют мелкие радости: красивую одежду, прическу, приятную музыку, веселые компании и т.д., без которых, по мнению группы, жизнь не является полной. Далее преподаватель вынимает большие камни (любовь, дружба и т.д.) – ваза наполовину пустеет; затем вынимается самый большой камень – сама жизнь – ваза почти пустая – делается вывод, что жизни нет без основного ее качества - без здоровья; что жизнь – это и есть самая главная ценность каждого человека.

«Можно ли измениться?» - кураторский час с практическим опытом, важный для будущих педагогов в большей мере, чем остальным подросткам.

Опыт называется Кубок с водой, заключается в следующем: в бокал наливается немного воды – это ребенок, пришедший в мир, чистый и открытый. Затем в бокал окунается кисточка с черной краской – каждый человек меняется под воздействием окружающих, иногда не в лучшую сторону. Ставится вопрос – можно ли исправить, перевоспитать, очистить человека? Студенты добавляют в бокал понемногу чистой воды, называя те качества или поступки, которые, по их мнению, могут помочь: любовь, забота, ответственность, поддержка, помощь и т.д. Вода в бокале постепенно очищается, переливается через края и постепенно становится снова прозрачной. Вывод: лечит любовь и ласка.

«Конфликт и способы его решения» - кураторский час, основанный на притче, с использованием различных тренингов.

Притча: У Мудреца однажды ученик спросил (он перед эту бабочку словил):

– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ? Жив мотылек в руках моих, иль нет? Ладони в этот миг легонько сжал...Плененный мотылек затрепетал. Блеснули искорки у мудреца в глазах:

– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

После нескольких психологических тренингов и упражнений студенту получают памятку «Учимся жить без конфликтов»

Кураторство, безусловно, не сводится к проведению кураторских часов раз в неделю. Однако, в суматохе ежедневных забот, уроков, в потоке мероприятий у кураторского часа есть своя, очень важная роль.

Работа классного куратора требует от педагога глубоких знаний психологии подростка и умения правильно организовать работу группы, то есть создать благоприятную атмосферу в коллективе для каждого студента.

Куратор - это и педагог, и воспитатель, и организатор мероприятий, и консультант для родителей, и подотчетное лицо, и контролер учебного процесса. Его считают или хотят видеть «мамой» или «папой» учащегося, но у этого «родителя» нет никаких прав на ребенка. Но есть огромная ответственность! Ответственность и обязанность - опекать чужих детей.

В качестве компенсации в своей работе с группами я использую только такие формы и темы, которые нравятся мне, потому что именно в этом случае я смогу убедить и заинтересовать других. Результат обязательно будет, он всегда есть, но иногда его приходится ждать.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Кураторский час как главный метод взаимодействия со студентами




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*