Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаДеятельность куратора начинается с изучения группы и каждого студента в отдельности. Чтобы влиять на становление и развитие студента, надо очень хорошо знать подростков в целом и тех ребят, которых воспитываешь в частности.
Зная особенности студентов, их интересы, склонности, уровень их воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный воспитательный план.
Иногда куратор ошибочно полагает, что индивидуальный подход требуется по отношению к трудным студентам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они нуждаются в особом внимании. Однако не следует забывать и об остальных. За внешним благополучием иногда скрываются отрицательные черты характера и личности. Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех студентов.
Формы изучения студентов: задушевный разговор, консультации, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск в решении проблемы, задачи.
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается кураторский час. Необходимо определить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы.
Известные ученые считают:
«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками» В.П. Созонов
«Классный час можно назвать специально организационной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру» Н.Е. Щуркова, Н.С. Финданцевич
«Классный час, в нашем понимании, - это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя» Л.И. Маленкова
Исходя из названных определений классного (кураторского) часа, можно сделать некоторые выводы, прежде всего:
Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач.
Советы по организации классного часа
Формы проведения классного часа – наиболее эффективные по мнению автора:
- Беседа
- Экскурсия
- Деловая игра
- Поход
- Посещение театра, кинотеатра, выставки
- Конкурс инсценировок
- Театрализованное представление
- Акция
- Выставка
- Устный журнал
- Вечер вопросов и ответов
- Тренинг
- Ролевая игра
- Анкетирование, тестирование
- Классный час – размышление
В моей практике чаще используются следующие формы:
1) Встреча с интересным человеком
2) Беседа с элементами тренинга
3) Деловая игра
4) Решение психологических задач
5) Театрализация с замещением роли
6) Социальный театр
В моей практике чаще рассматриваются темы на кураторских часах:
1) Формирование положительного отношения к ЗОЖ и спорту - посвящаются
вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;
2) Отношение к человеку труда, к профессии родителей, родственников - цель заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе как источнику духовного развития личности; профессионального становления личности, осознание себя как представителя специальности;
3) Нравственность и мораль - на них формируется определённое отношение студентов к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;
4) Ценность жизни – цель: познакомить с понятием «Жизненные ценности», сформировать ответственное отношение к собственной жизни.
5) Основные жизненные ценности - цель таких кураторских часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;
Тематика кураторских часов определяется на совместном разговоре с группой.
Куратор при подготовке и проведении кураторского часа является координатором.
Рассмотрим подробнее некоторые темы из опыта работы:
«Скажи НЕТ» - социальный спектакль, сценарий к которому был написан куратором с помощью студентов старшей группы. Роли исполняли студенты старшей группы для младшей. После спектакля организована небольшая беседа, в ходе которой студенты отвечали на вопрос: а как бы вы поступили на том или ином месте. После этого ответившему предлагалось занять место данного персонажа и сыграть роль, исходя из своего понимания ситуации.
По окончании кураторского часа студенты получили памятки с номерами телефонов экстренных служб помощи и поддержки и психолога колледжа.
«Моя педагогическая династия» - кураторский час направлен на формирование педагогической этики и профессиональной гордости, а также чувства патриотизма и любви к своей семье. Студентки рассказывали о своих династиях, одна из которых насчитывает более двухсот лет.
Встречи с бывшими выпускниками, успешно работающими по специальности, всегда вызывают особый интерес у студентов и проходят в рамках живого общения.
«Жизненные ценности» - организуется игра, в ходе которой студенты выбирают из представленных парами жизненных ценностей, по итогу организуется обсуждение, и рефлексия, заключающаяся в раскладывании жетонов в два конверта. Первый - зеленый конверт радости – «знания полезны, их нужно применять в жизни»; второй – черный конверт равнодушия – «знания БЕСполезны, их не нужно применять в жизни.
«Ценность жизни» - беседа с заключительным практическим опытом, в ходе которого в вазу укладывается большой камень, олицетворяющий жизнь/здоровье человека, затем несколько камней поменьше, олицетворяющих любовь, дружбу, ответственность, доброту и т.д., качества, которые, по мнению студентов, являются важными для их жизни; затем насыпаются мелкие камешки до краев вазы, они олицетворяют мелкие радости: красивую одежду, прическу, приятную музыку, веселые компании и т.д., без которых, по мнению группы, жизнь не является полной. Далее преподаватель вынимает большие камни (любовь, дружба и т.д.) – ваза наполовину пустеет; затем вынимается самый большой камень – сама жизнь – ваза почти пустая – делается вывод, что жизни нет без основного ее качества - без здоровья; что жизнь – это и есть самая главная ценность каждого человека.
«Можно ли измениться?» - кураторский час с практическим опытом, важный для будущих педагогов в большей мере, чем остальным подросткам.
Опыт называется Кубок с водой, заключается в следующем: в бокал наливается немного воды – это ребенок, пришедший в мир, чистый и открытый. Затем в бокал окунается кисточка с черной краской – каждый человек меняется под воздействием окружающих, иногда не в лучшую сторону. Ставится вопрос – можно ли исправить, перевоспитать, очистить человека? Студенты добавляют в бокал понемногу чистой воды, называя те качества или поступки, которые, по их мнению, могут помочь: любовь, забота, ответственность, поддержка, помощь и т.д. Вода в бокале постепенно очищается, переливается через края и постепенно становится снова прозрачной. Вывод: лечит любовь и ласка.
«Конфликт и способы его решения» - кураторский час, основанный на притче, с использованием различных тренингов.
Притча: У Мудреца однажды ученик спросил (он перед эту бабочку словил):
– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ? Жив мотылек в руках моих, иль нет? Ладони в этот миг легонько сжал...Плененный мотылек затрепетал. Блеснули искорки у мудреца в глазах:
– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!
После нескольких психологических тренингов и упражнений студенту получают памятку «Учимся жить без конфликтов»
Кураторство, безусловно, не сводится к проведению кураторских часов раз в неделю. Однако, в суматохе ежедневных забот, уроков, в потоке мероприятий у кураторского часа есть своя, очень важная роль.
Работа классного куратора требует от педагога глубоких знаний психологии подростка и умения правильно организовать работу группы, то есть создать благоприятную атмосферу в коллективе для каждого студента.
Куратор - это и педагог, и воспитатель, и организатор мероприятий, и консультант для родителей, и подотчетное лицо, и контролер учебного процесса. Его считают или хотят видеть «мамой» или «папой» учащегося, но у этого «родителя» нет никаких прав на ребенка. Но есть огромная ответственность! Ответственность и обязанность - опекать чужих детей.
В качестве компенсации в своей работе с группами я использую только такие формы и темы, которые нравятся мне, потому что именно в этом случае я смогу убедить и заинтересовать других. Результат обязательно будет, он всегда есть, но иногда его приходится ждать.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Кураторский час как главный метод взаимодействия со студентами
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.