Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаГеополитические, коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так и опосредованное общение довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков.
В современном мире одним из важнейших требований к профессионалу является наличие языковых знаний и умений. Содержание профессиональной подготовки направлено, прежде всего, на определение тематики и отбор содержания учебного материала, обусловленного требованиями будущей профессиональной деятельности. Учитывая требования ФГОС СПО, элементами формирования иноязычной профессиональной компетенции являются коммуникативные умения по видам речевой деятельности на основе общей и профессиональной лексики; языковые знания и навыки; учебные умения. Основным структурным элементом выступают коммуникативные умения. Так как будущие медработники должны владеть всеми видами речевой деятельности (чтением, аудированием, письменной и устной речью), то и коммуникативные умения должны различаться по этим видам: умения в области говорения, чтения, понимания на слух и письма. Проблематикой устного и письменного общения выступали такие профессионально-ориентированные тексты, как «Сердце и кровь», «Скелет», «Первая помощь», «Кровотечение» и др., что создает содержательную базу для обучения всем видам коммуникативной деятельности, служит материалом для деятельностных заданий, источником и средством новых языковых единиц, содержит образцы использования языка. Тексты представляют собой связную последовательность устных и письменных высказываний, порождаемых или понимаемых в процессе речевой деятельности, осуществляемой в конкретной сфере общения.
Поиск дидактических процедур усвоения учебного материала, совершенствования умений и навыков в рамках определенной тематики изучаемого раздела связан, как правило, с выбором методов, форм и средств обучения. При формировании иноязычной компетенции у студентов медицинского колледжа, ведущими методами работы с учебным материалом являлись активные методы обучения (проблемные задания, языковые и речевые игры, диалоги социо-культурной и профессиональной (медицинской) направленности). Например, на завершающем этапе изучения раздела «Болезни», «Поликлиника» использована учебно-ролевая профессионально-ориентированная игра «В поликлинике», нацеленная на обучении диалогической и монологической речи. Проведение игр позволяет комплексно решать задачи профессионального общения, включить самооценку и самокоррекцию обучающихся, открыть перспективы дальнейшего совершенствования обучения профессионально-ориентированного иностранного языка, использовать в дальнейшем педагогическое проектирование как технологию освоения иностранного языка.
Обучение иностранному языку на основе активного участия в иноязычной коммуникации – порождении и восприятии иноязычной речи в соответствии с реальной речевой ситуацией и заданной целью общения – наиболее распространенный современный подход в обучении иностранному языку не только в высшей школе, но и в системе СПО. В условиях моделирования в учебных целях типичных ситуаций общения, с которыми обучающиеся встретятся в профессиональной деятельности и в рамках которой они должны будут общаться, наиболее полно отражаются в педагогическом проектировании.
Работа с проектом обучающихся подразумевает несколько важных этапов: проектирование модели обучения, реальное выполнение проекта и рефлексию.
Алгоритм проектирования модели сводится к четырем этапам:
необходимой информации.
В структуре модели выделяются следующие блоки: целеполагания, содержательный, организационно-деятельностный, контрольно-коррекционный и результативный.
Блок целеполагания заключается в определении целей и вытекающих из них задач обучения, являющихся главным компонентом построения системы качества организации обучения. Необходимым условием эффективной реализации системы на практике является соответствие целей каждого конкретного обучающегося целям обучения в целом и целям его отдельных этапов в частности, от которых зависит результативность всего процесса обучения. При разработке модели под результативностью понималась степень достижения студентами этих целей, трансформированных в систему знаний, умений и навыков, общих профессионально значимых качеств личности, переходящих в компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника. В нашем случае - общие профессионально значимые качества и компетенции (коммуникативную, информационную, специальную (проектировочную и самообразовательную).
Содержательный блок включает в себя содержание обучения, которое можно определить как признанную государством систему знаний, умений, навыков и содержание учебной дисциплины.
Самым сложным нам представляется рефлексивный блок, который подразумевает умения анализировать собственную деятельность и деятельность товарищей при выполнении проекта. В этом блоке необходимо разработать соответствующий инструментарий, позволяющий объективно оценить уровень сформированности у обучающихся требуемых профессиональных компетенций, соответствие полученных результатов поставленным целям.
Интегративным видом проективной деятельности для нас выступил проекты «Экскурсия - Новочеркасск», «Конкурс буклетов», «Конкурс презентаций», «Короткометражный фильм – 150 лет НМК (по страницам истории НМК)», «Проект – на приёме у врача», которые были осуществлены студентами нашего колледжа (Специальности: Сестринское дело, Акушерское дело, Лечебное дело.)
Более подробно рассмотрим проект «Проект – на приёме у врача». Свой проект мы разработали с опорой на аутентичные источники, материалы из учебных пособий на английском языке, Интернет.
Реализации проекта предшествовала большая подготовительная работа: были поставлены цели, сформулированы задачи каждому участнику проекта, намечен индивидуально план действий, оказана соответствующая методическая поддержка.
Обучающимися совместно с преподавателем был определен круг исследуемых проблем, осуществлен поиск материалов на русском и английском языках, были изучены тексты по данной проблематике.
Студентами осваивается профессиональная лексика, осуществляется большая работа над пониманием и осмыслением текста, а также возможностями включения изученного материала в процесс проектирования.
После подготовительного этапа, который сам по себе продуктивен и интересен, каждый обучающийся выбрал тему (заболевание) - статью, которая раскрывает одно из направлений проекта: ОРВИ (ОРЗ), гипертония, пищевое отравление, солнечный удар и др.
Этап проектирования осуществлялся как дома, так и на занятиях. На английском языке обучающиеся раскрывали (расписывали) причины, симптомы, диагностику и лечение каждого заболевания.
Защита проекта проходила в виде ролевой игры: доктор и больной, медсестра и больной.
Таким образом, проектная деятельность отвечает требованиям современной образовательной парадигмы по внедрению личностно- и проблемно-ориентированного обучения. Применение проектной деятельности в образовательном процессе при обучении студентов медицинского колледжа иностранному языку способствует развитию их иноязычной коммуникативной компетенции с учетом профессиональной направленности и требований ФГОС к овладению рядом универсальных и общепрофессиональных компетенций. Данный вид учебной деятельности является эффективным средством развития творческого потенциала, когнитивных способностей и коммуникативных навыков будущих специалистов в области медицины.
Литература:
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профессионально-ориентированное изучение иностранного языка студентами в системе среднего профессионального образования
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.