Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессионально-ориентированное изучение иностранного языка студентами в системе среднего профессионального образования

28.02.2024 177 203
Ремигина Екатерина Александровна
Ремигина Екатерина Александровна, преподаватель

Новочеркасский медицинский колледж

Геополитические, коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так и опосредованное общение довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков.

В современном мире одним из важнейших требований к профессионалу является наличие языковых знаний и умений.  Содержание профессиональной подготовки направлено, прежде всего, на определение тематики и отбор содержания учебного материала, обусловленного требованиями будущей профессиональной деятельности. Учитывая требования ФГОС СПО, элементами формирования иноязычной профессиональной компетенции являются коммуникативные умения по видам речевой деятельности на основе общей и профессиональной лексики; языковые знания и навыки; учебные умения. Основным структурным элементом выступают коммуникативные умения. Так как будущие медработники должны владеть всеми видами речевой деятельности (чтением, аудированием, письменной и устной речью), то и коммуникативные умения должны различаться по этим видам: умения в области говорения, чтения, понимания на слух и письма. Проблематикой устного и письменного общения выступали такие профессионально-ориентированные тексты, как «Сердце и кровь», «Скелет», «Первая помощь», «Кровотечение» и др., что создает содержательную базу для обучения всем видам коммуникативной деятельности, служит материалом для деятельностных заданий, источником и средством новых языковых единиц, содержит образцы использования языка. Тексты представляют собой связную последовательность устных и письменных высказываний, порождаемых или понимаемых в процессе речевой деятельности, осуществляемой в конкретной сфере общения.

Поиск дидактических процедур усвоения учебного материала, совершенствования умений и навыков в рамках определенной тематики изучаемого раздела связан, как правило, с выбором методов, форм и средств обучения. При формировании иноязычной компетенции у студентов медицинского колледжа, ведущими методами работы с учебным материалом являлись активные методы обучения (проблемные задания, языковые и речевые игры, диалоги социо-культурной и профессиональной (медицинской) направленности). Например, на завершающем этапе изучения раздела «Болезни», «Поликлиника» использована учебно-ролевая профессионально-ориентированная игра «В поликлинике», нацеленная на обучении диалогической и монологической речи. Проведение игр позволяет  комплексно решать задачи профессионального общения, включить самооценку и самокоррекцию обучающихся, открыть перспективы дальнейшего совершенствования обучения профессионально-ориентированного иностранного языка, использовать  в дальнейшем педагогическое проектирование как технологию освоения иностранного языка.

Обучение иностранному языку на основе активного участия в иноязычной коммуникации – порождении и восприятии иноязычной речи в соответствии с реальной речевой ситуацией и заданной целью общения – наиболее распространенный современный подход в обучении иностранному языку не только в высшей школе, но и в системе СПО. В условиях моделирования в учебных целях типичных ситуаций общения, с которыми обучающиеся встретятся в профессиональной деятельности и в рамках которой они должны будут общаться, наиболее полно отражаются в педагогическом проектировании.

Работа с проектом обучающихся подразумевает несколько важных этапов: проектирование модели обучения, реальное выполнение проекта и рефлексию.

Алгоритм проектирования модели сводится к четырем этапам:

  1. Мотивационный этап, заключающийся в формулировании личностно-мотивированного выполнения проекта, выявлении важных в профессиональном плане проблем, осуществлении профессионально-мотивированного анализа собственных возможностей и активного поиска

необходимой информации.

  1. Установочный этап, заключающийся в формулировании целей, задач, принципов проектирования обучения, в анализе применяемых методов, форм, средств обучения; включающий уточнение целей, уточнение и перечисление конкретных задач, разработку критериев оценки результатов, определение условий и средств достижения целей, уточнение задач проектирования с ориентацией на требуемый уровень усвоения учебного материала.
  2. Деятельностный этап, состоящий из диагностики уровня подготовленности и индивидуально-психологических особенностей студентов, отбора содержания учебного материала, выбора системы контроля качества усвоения с учётом выбранных критериев оценки результатов, завершающийся проектированием модели процесса обучения и её апробированием.
  3. Коррекционный этап, заключающийся в анализе и оценке результатов проектирования и их оформлении.

В структуре модели выделяются следующие блоки: целеполагания, содержательный, организационно-деятельностный, контрольно-коррекционный и результативный.

Блок целеполагания заключается в определении целей и вытекающих из них задач обучения, являющихся главным компонентом построения системы качества организации обучения. Необходимым условием эффективной реализации системы на практике является соответствие целей каждого конкретного обучающегося целям обучения в целом и целям его отдельных этапов в частности, от которых зависит результативность всего процесса обучения. При разработке модели под результативностью понималась степень достижения студентами этих целей, трансформированных в систему знаний, умений и навыков, общих профессионально значимых качеств личности, переходящих в компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника. В нашем случае - общие профессионально значимые качества и компетенции (коммуникативную, информационную, специальную (проектировочную и самообразовательную).

Содержательный блок включает в себя содержание обучения, которое можно определить как признанную государством систему знаний, умений, навыков и содержание учебной дисциплины.

Самым сложным нам представляется рефлексивный блок, который подразумевает умения анализировать собственную деятельность и деятельность товарищей при выполнении проекта. В этом блоке необходимо разработать соответствующий инструментарий, позволяющий объективно оценить уровень сформированности у обучающихся требуемых профессиональных компетенций, соответствие полученных результатов поставленным целям.

Интегративным видом проективной деятельности для нас выступил проекты «Экскурсия - Новочеркасск», «Конкурс буклетов», «Конкурс презентаций», «Короткометражный фильм – 150 лет НМК (по страницам истории НМК)», «Проект – на приёме у врача», которые были осуществлены студентами нашего колледжа (Специальности: Сестринское дело, Акушерское дело, Лечебное дело.)

Более подробно рассмотрим проект «Проект – на приёме у врача». Свой проект мы разработали с опорой на аутентичные источники, материалы из учебных пособий на английском языке, Интернет.

Реализации проекта предшествовала большая подготовительная работа: были поставлены цели, сформулированы задачи каждому участнику проекта, намечен индивидуально план действий, оказана соответствующая методическая поддержка.

Обучающимися совместно с преподавателем был определен круг исследуемых проблем, осуществлен поиск материалов на русском и английском языках, были изучены тексты по данной проблематике.

Студентами осваивается профессиональная лексика, осуществляется большая работа над пониманием и осмыслением текста, а также возможностями включения изученного материала в процесс проектирования.

После подготовительного этапа, который сам по себе продуктивен и интересен, каждый обучающийся выбрал тему (заболевание) - статью, которая раскрывает одно из направлений проекта: ОРВИ (ОРЗ), гипертония, пищевое отравление, солнечный удар и др.

Этап проектирования осуществлялся как дома, так и на занятиях. На английском языке обучающиеся раскрывали (расписывали) причины, симптомы, диагностику и лечение каждого заболевания.

Защита проекта проходила в виде ролевой игры: доктор и больной, медсестра и больной.

Таким образом, проектная деятельность отвечает требованиям современной образовательной парадигмы по внедрению личностно- и проблемно-ориентированного обучения. Применение проектной деятельности в образовательном процессе при обучении студентов медицинского колледжа иностранному языку способствует развитию их иноязычной коммуникативной компетенции с учетом профессиональной направленности и требований ФГОС к овладению рядом универсальных и общепрофессиональных компетенций. Данный вид учебной деятельности является эффективным средством развития творческого потенциала, когнитивных способностей и коммуникативных навыков будущих специалистов в области медицины.

 

Литература:

  1. Панжинская Н.И. Формирование коммуникативной компетентности при изучении английского языка в медицинском колледже // Между[1]народный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 189-191
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  3. Туе К. A. A Look to the Future // Global Education: From Thought to Action. -Alexandria: ASCD, 1990. P. 163 – 168.
  4. Шатько О.А. Метод проектов на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 1. – С. 32–35.  Электронные ресурсы 1. Гутарева  Н.Ю.  Основные вопросы профессионально-ориентированно.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профессионально-ориентированное изучение иностранного языка студентами в системе среднего профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*