Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОбразование выступает одной из важнейших отраслей человеческой деятельности. В мировом образовательном пространстве складываются позитивные тенденции, ориентированные на обеспечение нового качественного уровня системы образования. При этом центральной фигурой в осуществлении образовательных реформ был и остается учитель. Социальный заказ государства, обращенный к учителю, прежде всего, заключается в том, чтобы шла подготовка высокообразованных, компетентных людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются академической и социальной мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Важное место в профессиональном развитии педагога принадлежит кризисам. Кризисы профессионального развития выражаются в изменении темпа и вектора профессионального становления личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур профессионального сознания, переориентацией на новые цели, коррекцией социальнопрофессиональной позиции Кризис профессионального развития может рассматриваться как новый виток, переход на следующий этап профессиональной деятельности. Кризисы нельзя игнорировать, не замечать. Уход от них грозит человеку профессиональной дезадаптацией, крушением профессиональных надежд, несостоятельностью профессиональной биографии.
По мнению автора исследований В.Прокопюк, кризис профессионального развития - состояние, когда учитель осознает разницу между своими замыслами, своими возможностями и достигнутым результатом педагогической деятельности. Таких кризисов представлено три.
Однако в изучении данного вопроса наиболее полную и четкую периодизацию кризисов профессионального развития в своих работах предлагают Абраумова А.Г., В.Прокопюк, С.А.Беличева. Кризисы профессионального развития делятся на следующие этапы:
1) юношеский кризис (годы студенчества). Это формирование и понимание своих ценностей, способностей. Это период, когда молодые люди имеют о профессии идеализированные мечты и представления.
2) кризис профессиональных ожиданий – 21-22 г. Это начало самостоятельной работы и первое столкновение с реалиями профессии. В этот период человек может быть разочарован в выборе профессии, у него могут появиться сомнения в правильности своего выбора, т. к не совпала реальность и идеалистические представления о профессии. И в этом случае поспешное увольнение – не лучший способ. Полезнее будет присмотреться к организации, увидеть в своей работе плюсы и минусу, продумать план дальнейшего роста, активизировать свои профессиональные амбиции, проанализировать, сможет ли эта компания быть местом, где эти амбиции удовлетворятся.
3) кризис профессиональных амбиций - 23-25 лет. В этот период у многих идет создание семьи, увеличиваются расходы, появляется потребность в бОльшем доходе. У некоторых начинается неудовлетворенность своими профессиональными достижениями, карьерные амбции. На этом этапе так же полезно подробно выстраивать свои карьерные планы и перспективы, повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием. На этом этапе уже можно менять место работы и род занятий.
4) кризис карьеры – 30-33 г. На этом этапе может быть ощущение, что развитие прекоатилось, ощущается неудовлетворенность своим профессиональным положением. Человек начинает переосмыслять свое место в этом мире. Здесь может быть полезным освоение новой специальности, повышение квалификации.
5) кризис профессиональной самореализации -38-42 года. К этому времени у человека уже прочно сложившийся профессиональный статус и далеко не всегда он высок. В связи с этим у человека может появиться недовольство и этим статусом и собой. Появляется тревога, депрессия. К тому же начинаются возрастные изменения здоровья, человек четче видит и понимает свои ограничения. Свое влияние оказывает и профдеформация. Способ справиться с этим – овладение новыми технологиями, наставничество (уже накоплен некоторый профессиональный опыт и человеку есть чем поделиться. Многие в этом возрасте пишут диссертации).
6) угасание профессиональной деятельности – 55-60 лет. Человек ожидает свой уход на пенсию, после которого у него сменится социальная роль и многих это пугает. Профессиональные возможности сужаются, резко сужается круг социально общение, снижается статус. Способ справляться – активная жизнь вне профессиональной области – хобби, дача, внуки. Поддержание теплых отношений с окружающими, общение с теми, на кого раньше не хватало времени.
7) кризис психологической адекватности и интегрирования опыта – 65-70 лет. У человека появляется намного больше свободного времени, но вместе с тем резко сокращаются финансовые возможности. В этот период человек утрачивает многих из своих друзей, появляется чувство ненужности. Способ справляться – новые виды деятельности (хобби, написание каких-то воспоминаний о своей жизни, нарисовать генеалогическое древо для внуков, дача, походы в музеи и театры).
Отношение личности к кризисам может быть нейтральным, что приводит к апатии, профессиональной пассивности. В таком случае личность стремится реализовать себя не в профессиональной деятельности (хобби, безделье, алкоголь и т. п.). Все это не способствует развитию личности в профессиональном плане. Конструктивные пути предполагают развитие личности в профессиональной деятельности (повышение квалификации, поиск новых способов деятельности, смена места работы и пр.).
Под профессиональными деформациями понимается деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности. Развитие профессиональных деформаций определяется многими факторами: разнонаправленными онтогенетическими изменениями, возрастной динамикой, содержанием профессии, социальной средой, жизненно важными событиями и случайными моментами.
Каждая профессия имеет свой ансамбль деформаций. Исследования профессионального становления педагогов привели к выделению следующих деформаций: авторитарности, педагогического догматизма, индифферентности, консерватизма, ролевого экспансионизма, социального лицемерия, поведенческого трансфера.
В наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа «человек—человек». Это вызвано, по мнению С.П.Безносова, тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда.
Исследователи отмечают, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкции.
Профессиональные деформации по-разному выражаются у представителей различных профессий.
Профессиональные деструкции — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.
А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкции:
■ отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;
■ дезинтеграцию профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;
■ низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптацию;
■ рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);
■ ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления;
■ искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
■ появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции);
■ прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.
Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека, А.К.Маркова указывает на возрастные изменения, связанные со старением, профессиональные деформации, профессиональную усталость, монотонию, длительную психическую напряженность, обусловленную сложными условиями труда, а также кризисы профессионального развития.
Сенситивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, инициирует возникновение негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность. Эти изменения активизируют процесс образования профессиональных деформаций.
Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы:
■ объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой;
■ субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;
■ объективно-субъективные, порождаемые системой и организацей профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.
Э.Ф.Зеер выделяет следующие психологические детерминанты деформаций личности, порождаемые этими факторами. Следует отметить, что одни и те же детерминанты проявляются во всех трех группах факторов.
Эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности приводит к повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам. Такое неустойчивое состояние психики получило название синдрома «эмоционального сгорания». Этот синдром наблюдается у педагогов, врачей, управленцев, социальных работников. Его следствием могут стать неудовлетворенность профессией, утрата перспектив профессионального роста, а также разного рода профессиональные деструкции личности.
Знание психологических особенностей кризисов профессионального становления личности может существенно облегчить жизнь человека и способствует его карьере. Как представители профессии типа «человек – человек» педагоги, чтобы быть профессионально успешными, должны развивать в себе такие профессиональные значимые умения и качества личности, как: интерес к другому человеку, стремление к общению и коммуникабельность; эмпатичность, отзывчивость, доброжелательность и бесконфликтность, эмоциональную устойчивость при длительных контактах с людьми; рефлексивность, хорошая саморегуляция, выдержка, собранность, пунктуальность; адаптивность, произвольность поведения, способность оказывать эмоциональное воздействие на окружающих.
Литература
Захарова Е.В. Профессиональная педагогическая деятельность как фактор профессиональной деформации личности учителей и преподавателей// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2015.
Зеер Э. Ф., Сыманюк, Э. Э. Психология профессиональных деструкций. М.: Академический Проект, Фонд "Мир", 2015.
Калашникова О.В. Значение способности к рефлексии в решении проблем профессиональных кризисов в педагогической деятельности. /Открытое знание -2018
Кунаковская Л.А. Деструктивные проявления в профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа. /Преподаватель ХХI век – 2016
Садовникова Н. О. Преодоление педагогами барьеров профессионального развития: деятельностный подход. /Современные проблемы науки и образования- 2014, №5
Садовникова Н. О. Профессиональный кризис личности педагога: содержание и основные признаки / Н. О. Садовникова // Научный диалог. — 2016. — № 11 (59).
Сапего Е.И. Интердетерминанты профессиональной деформации личности педагогов// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского педагогического университета. 2015.
Тришина О.Ю. Влияние профессиональных кризисов на профессиональное становление преподавателя технического ВУЗа/ Педагогика высшей школы- 2014
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Кризисы в профессиональном развитии педагога профессионального образования
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.