Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблемы развития исследовательских умений учителя иностранного языка

14.02.2024 170 195
Салыга Лильянна Адамовна
Салыга Лильянна Адамовна, преподаватель

Борисоглебское музыкальное училище

Для современного этапа развития образования в целом и обучения иностранному языку в частности характерно активное использование инновационных технологий, включение учителя в исследовательскую деятельность. Современный педагог не просто медиатор определенного набора знаний, но и исследователь.

Организация исследовательской деятельности учителя привлекла и продолжает привлекать внимание ученых.

В своем исследовании, посвященном разработке модели совершенствования исследовательской компетенции учителя, А.А. Севрюкова трактует исследовательский потенциал как характеристику личности, в которой находит свое отражение набор «возобновляемых ресурсов» (исследователь относит к ним исследовательские знания, умения, наработанный профессиональный опыт, мотивацию, инновационное мышление, организаторские умения и личностные особенности). Данные характеристики, используемые в комплексе, выступают основой эффективной организации педагогического исследования учителя, нацеленного на достижение обучающимися новых результатов в обучении [2, с. 10].

Для придания исследовательской деятельности учителя системного характера проводится активная разносторонняя работа: организуются научно-практические конференции, реализуется экспериментальная работа по определённой тематике, стимулируется самообразование. Несмотря на активизацию работы по задействованию исследовательских умений педагога, ученые констатируют значительные трудности, с которыми сталкиваются учителя в данном направлении своей деятельности.

Как отмечает А.А. Севрюкова, исследовательская деятельность учителей носит , как правило, эмпирический характер, что выражается в отсутствии четкого замысла и идейного базиса проводимого исследования. В то же время новизна и актуальность осмысливаются на уровне конкретных практических задач без выхода на более общие педагогические проблемы. Исследователь приходит к выводу о недостаточном уровне продуктивности исследовательской деятельности, что в свою очередь  обусловлено невысоким уровнем исследовательского потенциала учителя, а также низким уровнем активности и инициативы в его развитии [с. 4].

Исследователь Ю.А. Заиченко [1, с. 5] выделяет следующие проблемы в направлении развития исследовательских умений современного учителя, требующие пристального внимания и разрешения:

- существующие противоречия между уровнем подготовки молодых специалистов и актуальными потребностями современной школы и социальными запросами общества и государства;

- несовпадение в понимании сущности исследовательских умений педагога и общих механизмов их формирования и развития, с одной стороны, и недостаточной теоретической и практической разработанностью процесса и методов развития исследовательской компетенции учителей, с другой;

- актуальность поиска новых продуктивных форм и средств развития и стимулирования исследовательской деятельности учителя.

При этом отмечается, что ввиду сложности и многогранности педагогического исследования круг противоречий, с которыми может столкнуться учитель, достаточно широк и многообразен. Решение данных проблем следует рассматривать, на наш взгляд, как движущую силу развития педагога, поскольку в процессе работы над возникшим противоречием происходит овладение новыми навыками, новыми качествами, освоение новых ролей и функций. Иными словами, имеет место изменение структуры и содержания исследовательских умений учителя.

Для решения выделенных проблем А.А. Севрюкова [4] предложила модель развития исследовательских умений учителя, включающую следующие этапы:

- проповеднический, нацеленный на расширение представлений учителя о педагогическом исследовании как эффективном механизме решения конкретных педагогических задач;

- технологический, предполагающий оказание содействия учителю в расширении теоретических представлений и способов реализации исследования. К последним можно отнести научные общества учителей, тематические заседания методического объединения, посещения мастер-классов педагогов-инноваторов;

- преобразующий, на котором осуществляется научно-методическая поддержка учителя в общении и распространении опыта педагогического исследования на выходе учитель сам начинает помогать другим освоить основные механизмы исследования.

Данная модель характеризуется непрерывностью развития исследовательских умений учителя. Предложенная модель обладает достаточной гибкостью и может иметь различное методологическое наполнение. Сочетая теорию и практику, она позволяет учитывать проблемы, интересующие конкретный педагогический коллектив. Процесс развития исследовательских умений учителя органично вписывается в процесс овладения знаниями, освоения умений и навыков, способствующих саморазвитию и самосовершенствованию учителя.

К более частным проблемам развития исследовательских умений в современных условиях можно отнести проблему соотношения целей и задач. Реализация цели возможна через решение конкретно заданных задач. Путем построения задач педагог намечает путь достижения цели, конкретизирует уровень и качество создаваемых навыков и умений. Однако важно понимать, что кроме практической цели необходимо формирование развивающей, воспитательной и образовательной целей.

Данная проблема может иметь решение при условии:

- формирования практической направленности урока, когда навыки и умения применяются как инструмент общения; в этом случае приобретенные знания могут применяться в целях наиболее эффективного использования полученных навыков и умений, что и будет находить отражение в развитии исследовательских умений;

- создания атмосферы общения, когда учитель и ученики взаимодействуют как речевые партнеры; такое взаимодействие усиливает развитие исследовательской составляющей в обучении;

- создания комплекса упражнений, отвечающей цели урока; упражнения должны быть адекватны всем ранее заданным целям.

Выполнение перечисленных условий поможет решить ранее обозначенную проблему на пути формирования исследовательских умений на уроках иностранного языка в современных условиях.

Продолжая говорить о существующих проблемах, необходимо упомянуть проблему формирования комплексного характера урока. Здесь речь идёт о задействовании всех четырёх видов речевой деятельности в ходе обучения, когда один и тот же речевой фрагмент урока воспринимается на слух, проговаривается, читается в контексте и описывается в придуманной обучающимся ситуации. Такое построение занятия создаёт комплексность обучения, при этом происходит чередование главной роли каждого из видов речевой деятельности.

Эта проблема может быть решена при соблюдении следующих условий:

- формирования единства целей: нужно помнить о необходимости работы над лексической, фонетической и грамматической составляющей языка, развивая умения и навыки в четырёх видах речевой деятельности – как в чтении, так и в аудировании, как в письме, так и в говорении; учитывая названные особенности, учитель должен прежде всего выделять практическую цель урока;

- последовательного построения системы упражнений: суть заключается в соблюдении логики построения системы упражнений – каждое предыдущее задание выступает опорой для следующего упражнения, каждое предшествующее упражнение проще следующего, что помогает обучающемуся развивать свои навыки и умения исследовательского характера;

- каждый вид деятельности – целевое умение: например, при обучении устному высказыванию в качестве опоры может выступать текст;  прочитав данный текст, обучающийся будет считать его основой изучения правильного построения речи.

К проблемам также стоит отнести такую характеристику, как логика иностранного языка, когда занятие должно быть хорошо спланировано. Именно правильно заданная логика урока отразится на итоговом качестве формирования исследовательских умений в современных условиях. Что мы подразумеваем под логикой?

Во-первых, взаимосвязь всех частей урока с основной целью. Во-вторых, пропорциональное распределение по времени всех этапов урока с учетом подчиненности их общей цели. В-третьих, единство урока, включающего владение всем речевым материалом (лексические единицы), предметным содержанием (задания подчинены общей теме), единым замыслом.

В наши дни исследование признается неотъемлемой частью деятельности, формируя стиль работы специалиста. Как подчеркивается в современных трудах по педагогике, педагог сегодня должен уметь качественно решать разнообразные сложные задачи, проблемы, используя творческие подходы, приёмы. Однако такого рода задания может выполнять только квалифицированный специалист, обладающий исследовательскими навыками и умениями.

Литература

  1. Заиченко Ю.А. Научное студенческое общество как средство формирования исследовательских умений будущего учителя: дис. … канд. пед. наук. Карачаевск, 2009. 195 с.
  2. Севрюкова А.А. Развитие исследовательского потенциала учителя в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск , 2010. 24 с.
  3. Севрюкова А.А. Развитие исследовательского потенциала учителя в системе дополнительного профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. Челябинск , 2010. 225 с.
  4. Костина Е.А Социокультурная компетенция учителя иностранного языка. М. :Директ-Медиа, 2015. – 82с

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Проблемы развития исследовательских умений учителя иностранного языка




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*