Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаДля современного этапа развития образования в целом и обучения иностранному языку в частности характерно активное использование инновационных технологий, включение учителя в исследовательскую деятельность. Современный педагог не просто медиатор определенного набора знаний, но и исследователь.
Организация исследовательской деятельности учителя привлекла и продолжает привлекать внимание ученых.
В своем исследовании, посвященном разработке модели совершенствования исследовательской компетенции учителя, А.А. Севрюкова трактует исследовательский потенциал как характеристику личности, в которой находит свое отражение набор «возобновляемых ресурсов» (исследователь относит к ним исследовательские знания, умения, наработанный профессиональный опыт, мотивацию, инновационное мышление, организаторские умения и личностные особенности). Данные характеристики, используемые в комплексе, выступают основой эффективной организации педагогического исследования учителя, нацеленного на достижение обучающимися новых результатов в обучении [2, с. 10].
Для придания исследовательской деятельности учителя системного характера проводится активная разносторонняя работа: организуются научно-практические конференции, реализуется экспериментальная работа по определённой тематике, стимулируется самообразование. Несмотря на активизацию работы по задействованию исследовательских умений педагога, ученые констатируют значительные трудности, с которыми сталкиваются учителя в данном направлении своей деятельности.
Как отмечает А.А. Севрюкова, исследовательская деятельность учителей носит , как правило, эмпирический характер, что выражается в отсутствии четкого замысла и идейного базиса проводимого исследования. В то же время новизна и актуальность осмысливаются на уровне конкретных практических задач без выхода на более общие педагогические проблемы. Исследователь приходит к выводу о недостаточном уровне продуктивности исследовательской деятельности, что в свою очередь обусловлено невысоким уровнем исследовательского потенциала учителя, а также низким уровнем активности и инициативы в его развитии [с. 4].
Исследователь Ю.А. Заиченко [1, с. 5] выделяет следующие проблемы в направлении развития исследовательских умений современного учителя, требующие пристального внимания и разрешения:
- существующие противоречия между уровнем подготовки молодых специалистов и актуальными потребностями современной школы и социальными запросами общества и государства;
- несовпадение в понимании сущности исследовательских умений педагога и общих механизмов их формирования и развития, с одной стороны, и недостаточной теоретической и практической разработанностью процесса и методов развития исследовательской компетенции учителей, с другой;
- актуальность поиска новых продуктивных форм и средств развития и стимулирования исследовательской деятельности учителя.
При этом отмечается, что ввиду сложности и многогранности педагогического исследования круг противоречий, с которыми может столкнуться учитель, достаточно широк и многообразен. Решение данных проблем следует рассматривать, на наш взгляд, как движущую силу развития педагога, поскольку в процессе работы над возникшим противоречием происходит овладение новыми навыками, новыми качествами, освоение новых ролей и функций. Иными словами, имеет место изменение структуры и содержания исследовательских умений учителя.
Для решения выделенных проблем А.А. Севрюкова [4] предложила модель развития исследовательских умений учителя, включающую следующие этапы:
- проповеднический, нацеленный на расширение представлений учителя о педагогическом исследовании как эффективном механизме решения конкретных педагогических задач;
- технологический, предполагающий оказание содействия учителю в расширении теоретических представлений и способов реализации исследования. К последним можно отнести научные общества учителей, тематические заседания методического объединения, посещения мастер-классов педагогов-инноваторов;
- преобразующий, на котором осуществляется научно-методическая поддержка учителя в общении и распространении опыта педагогического исследования на выходе учитель сам начинает помогать другим освоить основные механизмы исследования.
Данная модель характеризуется непрерывностью развития исследовательских умений учителя. Предложенная модель обладает достаточной гибкостью и может иметь различное методологическое наполнение. Сочетая теорию и практику, она позволяет учитывать проблемы, интересующие конкретный педагогический коллектив. Процесс развития исследовательских умений учителя органично вписывается в процесс овладения знаниями, освоения умений и навыков, способствующих саморазвитию и самосовершенствованию учителя.
К более частным проблемам развития исследовательских умений в современных условиях можно отнести проблему соотношения целей и задач. Реализация цели возможна через решение конкретно заданных задач. Путем построения задач педагог намечает путь достижения цели, конкретизирует уровень и качество создаваемых навыков и умений. Однако важно понимать, что кроме практической цели необходимо формирование развивающей, воспитательной и образовательной целей.
Данная проблема может иметь решение при условии:
- формирования практической направленности урока, когда навыки и умения применяются как инструмент общения; в этом случае приобретенные знания могут применяться в целях наиболее эффективного использования полученных навыков и умений, что и будет находить отражение в развитии исследовательских умений;
- создания атмосферы общения, когда учитель и ученики взаимодействуют как речевые партнеры; такое взаимодействие усиливает развитие исследовательской составляющей в обучении;
- создания комплекса упражнений, отвечающей цели урока; упражнения должны быть адекватны всем ранее заданным целям.
Выполнение перечисленных условий поможет решить ранее обозначенную проблему на пути формирования исследовательских умений на уроках иностранного языка в современных условиях.
Продолжая говорить о существующих проблемах, необходимо упомянуть проблему формирования комплексного характера урока. Здесь речь идёт о задействовании всех четырёх видов речевой деятельности в ходе обучения, когда один и тот же речевой фрагмент урока воспринимается на слух, проговаривается, читается в контексте и описывается в придуманной обучающимся ситуации. Такое построение занятия создаёт комплексность обучения, при этом происходит чередование главной роли каждого из видов речевой деятельности.
Эта проблема может быть решена при соблюдении следующих условий:
- формирования единства целей: нужно помнить о необходимости работы над лексической, фонетической и грамматической составляющей языка, развивая умения и навыки в четырёх видах речевой деятельности – как в чтении, так и в аудировании, как в письме, так и в говорении; учитывая названные особенности, учитель должен прежде всего выделять практическую цель урока;
- последовательного построения системы упражнений: суть заключается в соблюдении логики построения системы упражнений – каждое предыдущее задание выступает опорой для следующего упражнения, каждое предшествующее упражнение проще следующего, что помогает обучающемуся развивать свои навыки и умения исследовательского характера;
- каждый вид деятельности – целевое умение: например, при обучении устному высказыванию в качестве опоры может выступать текст; прочитав данный текст, обучающийся будет считать его основой изучения правильного построения речи.
К проблемам также стоит отнести такую характеристику, как логика иностранного языка, когда занятие должно быть хорошо спланировано. Именно правильно заданная логика урока отразится на итоговом качестве формирования исследовательских умений в современных условиях. Что мы подразумеваем под логикой?
Во-первых, взаимосвязь всех частей урока с основной целью. Во-вторых, пропорциональное распределение по времени всех этапов урока с учетом подчиненности их общей цели. В-третьих, единство урока, включающего владение всем речевым материалом (лексические единицы), предметным содержанием (задания подчинены общей теме), единым замыслом.
В наши дни исследование признается неотъемлемой частью деятельности, формируя стиль работы специалиста. Как подчеркивается в современных трудах по педагогике, педагог сегодня должен уметь качественно решать разнообразные сложные задачи, проблемы, используя творческие подходы, приёмы. Однако такого рода задания может выполнять только квалифицированный специалист, обладающий исследовательскими навыками и умениями.
Литература
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Проблемы развития исследовательских умений учителя иностранного языка
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.