Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПоследнее время в России сложилась особая социально-экономическая ситуация, в связи с чем возникли требования значительно повысить качество профессионального образования будущих работников страны. Рыночные отношения предъявляют высокие требования не только к качеству выполнения трудовых функций, культуре труда и межличностным коммуникациям современного работника, но и включают в себя умение профессионала быть инициативным и умеющим приспосабливаться к различным ситуациям.
Обучение в учреждениях среднего профессионального образования предполагают применение современных и актуальных методик обучениях, предполагающие к тому, что выпускник будет в состоянии сразу вписаться в рынок труда и удовлетворить все требования работодателя. Реализуемый в профессиональном образовании принцип вариативности дает возможность применения различных работ обучающихся, начиняя от коллективных форм обучения, заканчивая элементами самостоятельной индивидуальной деятельности.
Практическое обучение – компонент педагогического процесса (в организациях профессионального образования), основной целью которого является формирование основ профессионального мастерства обучающихся в определенной области деятельности, развития профессиональных компетенций. Понятие «профессиональная компетенция» рассматривается как категория, выходящая за рамки профессиональной квалификации. Она включает в себя способность мобильно действовать в определенной ситуации, применяя свой профессиональный опыт самостоятельного решения возникших задач.
Для того, чтобы после получения образования в заведениях СПО вышли профессионалы, на практических занятиях лучше применять различные методы и формы обучения. Форма практического обучения предполагает взаимодействие мастера производственного обучения и студента, закрепляя полученные ранее теоретические знания, развивая требуемые для трудовой деятельности практические навыки и компетенции. Также практическое обучение предусматривает в себе развитие индивидуальных способностей и творческой активности обучающихся.
Для проведения практических занятий в заведениях среднего профессионального образования предусмотрены учебно-производственные мастерские, полностью укомплектованные всем необходимым инструментарием и оборудованием. Таким образом, учебно-производственные лаборатории максимально приближены к реальным производственным помещениям, что позволяет обучающимся ознакомиться и привыкнуть к режиму будущей трудовой деятельности. Помимо этого, многие из обучающихся начинают понимать и представлять свою профессию, что помогает развивать мотивацию получить больше знаний и умений в стенах учебного заведения.
Для проведения практических занятий группа разделяется на две смены с целью улучшения усвоения умений и приобретения практического опыта. В начале занятия проверяется соответствие на внешний вид- студент должен находиться в лаборатории в кителе, брюках, обязательное наличие колпака и профессиональной обуви, украшения и пирсинг снимаются. Перед проведением практического занятия проводится инструктаж по технике безопасности, повторяются правила санитарии и гигиены, обучающиеся расписываются в журнале инструктажа. Затем мастер проводит опрос с целью проверки освоенности теоретических знаний и разъясняет новую тему с демонстрацией трудовых навыков. Перед обучающимися ставится цель занятия, объясняется значимость выполняемой операции и правильного применения инструмента в процессе работы. Новая тема отрабатывается путем показа приемов и способов выполнения работ с их последовательностью и соблюдением техники безопасности. В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности учеников. Для полного усвоения приемов операций всеми обучающимися, показ ведется в определенной последовательности:
-целостный показ в рабочем темпе;
-замедленный показ с объяснением;
-показ отдельных движений;
-повтор целостного показа в рабочем темпе.
При демонстрации трудовых навыков следует обратить внимание:
а) как держать инструмент;
б) поза;
в) координация движения с инструментом.
Эффективность демонстрации зависит от:
- осознания студентами практической значимости и важности изучаемых трудовых действий;
- необходимости правильного применения приемов в процессе работы;
- умения мастера заинтересовать обучающихся.
В ходе текущего инструктажа мастер акцентирует внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изучаемой операции, оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся и т.д. Успех деятельности мастера во многом зависит от умения организовать целенаправленное, дифференцированное наблюдение за работой всей группы и каждого обучающегося. Активизация группы достигается введением элементов соревнования, игровых моментов, поэтапной оценки выполнения отдельных операций, результатов труда в целом к познанию профессии и желания добиться высоких результатов.
На первых этапах у обучающихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. При этом мастер наглядно показывает приемы выполнения операций и сопровождает четким объяснением. Самостоятельная работа, выполненная студентами после показа приемов работы мастером, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности полностью, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности.
Учитывая все требования работодателей, урок-практикум остается востребованной формой обучения и сегодня. Урок-практикум – это одна из форм организации образовательного процесса, направленная на получение практических навыков на основе теории. На нем ученики делятся на несколько групп и выполняют работу. Она может быть или одинаковой, или немного отличающуюся друг от друга. Это зависит от числа обучающихся. Целью урока-практикума является закрепление материала посредством заданий разной сложности. К его задачам относится: проверка уровня освоенности темы, формирование навыка коллективной деятельности; навыка само- и взаимопроверки; навыка объективной само- и взаимооценки. Развивает умение объяснять – связывать несколько мыслей в одну с применением принципов логики, умения выделять главное в большом объеме информации. Воспитывает коммуникативность, ответственность, любовь к труду, уважительное отношение к другим людям, вне зависимости от того, что они говорят.
Еще одной актуальной формой обучения является урок-конкурс, урок-конкуренция. Это форма обучения, при которой работа выполняется без непосредственного участия мастера, но по его заданию. Обучающиеся работают в группе, но все получают одинаковые индивидуальные задания.
На этих занятиях каждый обучающийся перед собой ставит конкретную задачу: добиться высоких результатов, выполнить задание быстрее и качественнее. Появляется процесс соревнования между всеми участниками. Обучающимся становится интересно выполнять любую работу. Причем они знают, что важным критерием оценки является в первую очередь качество, а затем количество выполненной работы.
По ходу текущего инструктажа мастер комментирует работу обучающихся. При этом степень самостоятельности обучающихся при выполнении задания повышается. В заключительном инструктаже дается объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда в группе. Выявляются обучающиеся - передовики с обязательным словесным их поощрением. Указываются допущенные ошибки и индивидуальные просчеты в выполнении тех или иных трудовых операциях, пути их устранения.
Такие занятия – конкуренции имеют большое воспитательное воздействие на обучающихся, способствуя формированию таких качеств будущего рабочего, как ответственность за результаты своего труда, коллективизм, чувство удовлетворения от выполненной работы, эстетическое отношение к труду.
Когда обучающиеся имеют цель – приобрести знания, умения, приобрести практический опыт и прилагают усилия к достижению этой цели, из них получается настоящий специалист.
Стажировка с выполнением должностной роли – активный метод обучения, при котором «моделью» выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главным условием стажировки является выполнение под контролем мастера производственного обучения определенных действий. Подобная методика является удобной в обучении официантов-барменов. После короткого обучения в течение определенного времени студенты проходят стажировку в реальных производственных условиях под контролем мастера.
Вышеперечисленные методики практического обучения в сфере общественного питания являются актуальными и подходят для подготовки будущих трудовых резервов. В заключение статья подчеркивает, что применение актуальных методик практического обучения специалистов сферы общественного питания является важным фактором в повышении качества образования. Они позволяют студентам получить не только необходимые знания и навыки, но и развивают коммуникативные и организационные способности, что является существенным для успешной работы в современной кулинарии.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Актуальные методики практического обучения в среднем профессиональном образовании в сфере общественного питания
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.